Как суд расценивает оплату труда сверх нормы для женщин, работающих в районах Крайнего севера и Сибири

Северные, переработка и прочие доплаты

Мы с коллегами проживаем и трудимся в городе, приравненном к районам крайнего севера. По ТК РФ нам положены 20% районный и 50% северный коэффициенты.Но наш работодатель выплачивает только 20% районных надбавок, аргументируя тем,что сама компания находится в Московской области, трудоустройство через бухгалтерию там-же, а так как Москва находится не на Севере, поэтому никаких коэффициентов больше не выплачивает. Правомерно ли это? Ведь наше рабочее место находится не в Москве.И куда можно обратиться для решения данного вопроса?

Так же, мы трудимся по графику работы торгового центра,т.е с 10 до 21ч, т.е одна рабочая смена получается 11 часов-1 час обеда. В табель учета рабочего времени программы 1С мы вынуждены вносить только 8 часов, независимо от отработанных 10-ти, т.к в мотивации нашей компании прописано,что переработка не оплачивается, а рабочая смена не может быть меньше 8-ми часов.Имеет ли право работодатель диктовать такие условия ?

Ответы юристов ( 4 )

  • 7,6 рейтинг
  • 6937 отзывов эксперт

И куда можно обратиться для решения данного вопроса?
Юлия

Здравствуйте. Нет, у Вас оплата должна быть по рабочему месту, а не по факту нахождения компании или головного офиса.

Обратится с жалобой можно в инспекцию труда и прокуратуру.

В табель учета рабочего времени программы 1С мы вынуждены вносить только 8 часов, независимо от отработанных 10-ти, т.к в мотивации нашей компании прописано, что переработка не оплачивается, а рабочая смена не может быть меньше 8-ми часов.Имеет ли право работодатель диктовать такие условия?
Юлия

И здесь неправомерно, переработка должна быть оплачена. Жалоба так же направляется в инспекцию и прокуратуру. А так же можете обратится в суд.

Статья 152. Оплата сверхурочной работы
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

А у Вас посменная работа или ежедневная?

Посменная, суммовой учет рабочего времени по году, в месяце выходит 19-20 смен, итого по годовому итогу выходит недоработка, т.к мы указываем только 8 рабочих часов смены в табеле учета рабочего времени в программе 1С.

Посменная, суммовой учет рабочего времени по году, в месяце выходит 19-20 смен, итого по годовому итогу выходит недоработка, т.к мы указываем только 8 рабочих часов смены в табеле учета рабочего времени в программе 1С
Юлия

В любом случае нарушение, так как работодатель обязан табелировать реальное количество отработанных часов. Плюс так как недоработка получается, теряете в з/п.

Ваш работодатель нарушает законодательство. Поскольку вы работаете в районе, приравненном к Крайнему Северу, то зарплата должна увеличиваться на коэффициенты, предусмотренные в этом районе.

Также если у вас повременная оплата труда (8 часов в день), то за сверхурочную работу должны платить, причем в двойном размере.

Письмо Минфина на эту тему.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 13 ноября 2010 г. N 03-03-07/39
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на оплату труда сотруднику-надомнику, выполняющему свои трудовые обязанности по месту жительства в районе Крайнего Севера, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 11 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.
В соответствии с п. 12 ст. 255 НК РФ в расходы организации на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, включаются надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Согласно ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
На основании ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска.
Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются при условии, если они заключили трудовой договор.
В основе установления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лежат обстоятельства, связанные с осуществлением ими трудовой деятельности в суровых климатических условиях.
Главной целью таких гарантий и компенсаций является компенсирование повышенных в суровых климатических условиях расходов на содержание жилья, лечение и другое, а также снижение негативного воздействия климатических факторов на здоровье граждан.
В связи с этим районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате применяются, а дополнительные отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются по месту фактической работы независимо от места нахождения работодателя, с которым работник заключил трудовой договор.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.11.2010

Верховный суд о «северной» надбавке и МРОТ

Автор: Л. В. Куревина

Какие выплаты включает в себя заработная плата? Что такое МРОТ? Какие дополнительные выплаты полагаются работникам Крайнего Севера? Включаются ли надбавки и компенсации за работу в районах Крайнего Севера в МРОТ? Какая практика складывалась по этому вопросу до конца 2016 года? Что говорит о включении «северных» надбавок в МРОТ Верховный суд в последних своих решениях и на чем основывается?

Споры о том, включаются ли «северные» надбавки в минимальный размер оплаты труда (МРОТ), велись еще несколько лет назад. Казалось, точку в таких спорах поставил Верховный суд, обобщив судебную практику за 2010 – 2012 годы и утвердив Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях[1] (далее – Обзор), которым стали руководствоваться и суды, и работодатели. Однако не очень давно Верховный суд занял по этому вопросу совершенно противоположную позицию. Как учитывать «северную» надбавку согласно последнему постановлению ВС РФ – расскажем в статье.

О МРОТ и заработной плате.

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная зарплата лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В настоящее время федеральный МРОТ составляет 7 500 руб.

Чтобы понять, как применяется МРОТ при установлении заработной платы, вспомним, что она собой представляет.

Региональный МРОТ не может быть ниже федерального минимума, если только работодатель не отказался присоединиться к региональному соглашению.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ зарплата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В той же ст. 129 определены понятия тарифной ставки, оклада и базового оклада.

Тарифная ставка – фиксированный размер платы за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка зарплаты – минимальный оклад (должностной оклад), ставка зарплаты работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В Письме Минздравсоцразвития РФ от 09.07.2010 № 22-1-2194 было сказано, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.

Таким образом, по общему правилу заработная плата, включающая в себя все выплаты и надбавки, не должна быть меньше МРОТ.

До сентября 2007 года согласно ст. 129 ТК РФ в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

О надбавках для работников Крайнего Севера.

В силу ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, соответствующих положениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 315 – 317 ТК РФ и ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1) для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время применяются районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти Российской Федерации.

При этом органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры коэффициентов и надбавок. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, вводимого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316, ст. 317 ТК РФ, ст. 10 Закона № 4520-1).

Судебная практика до 2016 года.

В отличие от остальных выплат и доплат, включаемых в заработную плату, надбавки и коэффициенты для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях за труд в особых климатических условиях не вписывались в общие правила из-за ст. 146 и 148 ТК РФ и вызывали множество споров.

И совсем недавно на практике суды удовлетворяли исковые требования работников о взыскании зарплаты с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда коэффициенты и надбавки включались в МРОТ.

Выводы судов: исходя из ст. 315, 316 и 317 ТК РФ работникам, осуществляющим трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только МРОТ, но и повышенного размера оплаты труда согласно ст. 146 ТК РФ, который обеспечивается применением районного коэффициента и выплатой процентной надбавки. Поэтому заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего она увеличивается на районный коэффициент и надбавку за стаж работы в северных регионах.

В то же время районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются к МРОТ, установленному в субъекте РФ, если зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер минимального размера оплаты труда, превышает размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Верховный суд, утверждая Обзор, пришел к выводу, что данная судебная практика является правильной.

Позиция Верховного суда в 2016 году.

Итак, 19.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вынесла Определение № 51-КГ16-10, отказав работникам в получении зарплаты не ниже МРОТ с начислением на нее районного коэффициента.

Суть дела. Прокурор в интересах нескольких работников обратился в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения о признании права на получение заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.

Читайте также:  Как приобщить к делу акты сверки индивидуального предпринимателя

В ходе прокурорской проверки было установлено, что начисление зарплаты названным работникам производится без учета положений ст. 146, 148 ТК РФ, поскольку в 2015 году размер их ежемесячной зарплаты без учета районного коэффициента составил менее МРОТ, установленного федеральным законом.

По мнению прокурора, работодатель нарушил право истцов на вознаграждение за труд, поскольку, по смыслу норм ст. 146 и 148 ТК РФ, сам факт работы в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда и в силу ст. 135 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Позиция суда. Решением суда первой инстанции и судебной коллегии апелляционной инстанции требования прокурора были удовлетворены. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

По делу было вынесено новое решение – в удовлетворении иска прокурору отказать. Представители Верховного суда указали, что положениями действующего трудового законодательства не преду­смотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы не может быть ниже МРОТ.

Верховный суд обратил внимание на следующее. Основное назначение МРОТ в системе действующего правового регулирования – обеспечение месячного дохода лица, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей зарплаты работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

В рассматриваемом случае зарплаты истцов с учетом районных коэффициентов (25 %) были больше МРОТ, следовательно, требования трудового законодательства были соблюдены. Кроме этого, в зарплату включались надбавки за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и процентная надбавка за непрерывный стаж работы. В итоге размер ежемесячной зарплаты соответствовал требованиям ст. 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, действия работодателя не противоречили нормам ст. 146 и 148 ТК РФ и права сотрудников нарушены не были.

Ознакомившись с данным определением Верховного суда, отметим: несмотря на буквальное толкование ст. 129 ТК РФ, судьи напрасно не учли нормы ст. 315, 316 ТК РФ и ст. 11 Закона № 4520-1, где сказано, в частности, что процентная надбавка выплачивается к заработной плате.

Резюме

Итак, на сегодняшний момент мы имеем, с одной стороны, обширную судебную практику и изложенную в Обзоре позицию верховных судей, согласно которой «северные» надбавки должны быть начислены сверх МРОТ, а с другой стороны – определение ВС РФ от сентября 2016 года, в котором судьи высказали противоположное мнение.

При этом в удовлетворении требования работников образования Крайнего Севера о выплате им районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы свыше МРОТ Верховный суд уже отказывал – в августе 2016 года, хотя суды первой и апелляционной инстанции эти требования удовлетворили (см. Определение ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16-4).

Можно сделать вывод, что практика рассмотрения подобных дел кардинально поменялась. Это уже вызывает недовольство – массу обращений в профсоюзы со стороны работников Крайнего Севера и приравненных к нему областей. Такая обстановка, например, складывается с сентября в Карелии, где в некоторых учреждениях сотрудников начали уведомлять об уменьшении заработной платы.

Многие профсоюзы предлагают вернуть в Трудовой кодекс ч. 2 ст. 129, гарантирующую работникам оплату труда в виде ставки и оклада не ниже МРОТ без компенсационных и стимулирующих выплат. Пока изменений в Трудовом кодексе не произойдет, суды, скорее всего, будут отказывать работникам в требованиях о начислении «северных» надбавок сверх МРОТ.

Тем не менее, не исключено, что и данная позиция изменится. Это покажет время.

[1] Утвержден Президиумом ВС РФ 26.02.2014.

Рабочая неделя у женщин в районах крайнего севера и приравненных к ним местностям

В Банке, где я работаю, рабочая неделя у женщин 40 часов. Насколько это корректно с точки зрения соблюдения ТК по районам крайнего севера?

Вопрос относится к городу: Южно-Сахалинск

Статья 320.ТК РФ Сокращенная рабочая неделя

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя , если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Обзор практики ВС РФ по данной проблеме

“”Так, в частности, ВС отмечает, что установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

Пример. Городской суд удовлетворил исковые требования М., П., Р., К., Е. к ОАО “КИТ Финанс Инвестиционный банк” о взыскании оплаты труда за переработанное время.

Разрешая спор, суд установил, что все истцы работали в Банке в различных должностях, местом их работы являлся кредитно-кассовый офис в г. Петрозаводске и им была установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов вместо 36 часов.

В силу Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12, г. Петрозаводск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Суд указал, что в соответствии со статьей 320 Трудового кодекса РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Согласно части второй статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Положения статьи 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством.

Поскольку в нарушение статьи 320 ТК РФ истцам была установлена 40-часовая рабочая неделя, суд пришел к выводу, что у истцов имела место работа за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени, поэтому их требования об оплате такой работы являются обоснованными.

Вышестоящая судебная инстанция согласилась с решением суда и при этом признала несостоятельными и основанными на ошибочном понимании положений статей 99, 152, 320 ТК РФ доводы жалобы ответчика о том, что статья 320 ТК РФ не обязывает работодателя устанавливать для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 36-часовую рабочую неделю, в связи с чем работодатель может установить иную, большую продолжительность рабочей недели (40-часовую), не производя при этом оплату работы, находящейся за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Статья 320.ТК РФ Сокращенная рабочая неделя

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя , если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Обзор практики ВС РФ по данной проблеме

“”Так, в частности, ВС отмечает, что установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

Пример. Городской суд удовлетворил исковые требования М., П., Р., К., Е. к ОАО “КИТ Финанс Инвестиционный банк” о взыскании оплаты труда за переработанное время.

Разрешая спор, суд установил, что все истцы работали в Банке в различных должностях, местом их работы являлся кредитно-кассовый офис в г. Петрозаводске и им была установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов вместо 36 часов.

В силу Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12, г. Петрозаводск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Суд указал, что в соответствии со статьей 320 Трудового кодекса РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Согласно части второй статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Положения статьи 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством.

Поскольку в нарушение статьи 320 ТК РФ истцам была установлена 40-часовая рабочая неделя, суд пришел к выводу, что у истцов имела место работа за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени, поэтому их требования об оплате такой работы являются обоснованными.

Вышестоящая судебная инстанция согласилась с решением суда и при этом признала несостоятельными и основанными на ошибочном понимании положений статей 99, 152, 320 ТК РФ доводы жалобы ответчика о том, что статья 320 ТК РФ не обязывает работодателя устанавливать для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 36-часовую рабочую неделю, в связи с чем работодатель может установить иную, большую продолжительность рабочей недели (40-часовую), не производя при этом оплату работы, находящейся за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Оплата труда женщинам крайнего севера в соответствии со ст.320 ТК РФ

В мае 2014 года на предприятии ввели льготу для женщин в соответствии со ст. 320 ТК РФ – сокращенную рабочую неделю 36 часов, с выплатой зарплаты в том же размере, что и при полной рабочей неделе. В разъяснениях аудиторов 1С и специалистов Минтруда ясно говориться, что в данном случае 36 часов в неделю – это норма рабочего времени, и для сохранения оплаты как за 40 часов нужно: а) работникам на месячном окладе сохранить прежний оклад и выплачивать его за работу по норме 36 часов в неделю так же, как ранее выплачивали за работу на полной 40-часовой рабочей неделе; б) работникам на часовой тарифной ставке пересчитывать часовую ставку следующим образом: ставка * норму часов за месяц по полной продолжительности рабочего времени / норму часов за месяц по сокращенному графику 36 часов в неделю.

Однако бухгалтерия нашего предприятия применяет другой расчет. Графики работы женщин были настроены как “неполное рабочее время” – “неполный рабочий день” – “норму определять по полному графику 40 часов в неделю”. Соответственно, окладникам рассчитывается так: оклад / норма часов за месяц по полному графику 40 часов в неделю * отработанное время в часах. По часовому тарифу так: часовая тарифная ставка * отработанное время в часах. Плюс к этому женщинам производится доплата за “женские часы”, которые высчитываются как разница между часами по графику работы полного времени и часами по “женскому” графику работы, который у нас настроен как “неполное рабочее время”.

Я считаю такой расчет некорректным, так как в корне неверно настраивать графики как “неполное рабочее время” и считать всех женщин, как не отрабатывающих норму времени. По-моему, наши бухгалтера путают понятия “сокращенное рабочее время”, которое является для отдельных категорий работников (в данной ситуации – для женщин, проживающих в РКС) нормой рабочего времени, и “неполное рабочее время”, в которое заложен именно смысл “недоработки” до нормы. Я прошу совета опытного юриста – права ли я или же наша бухгалтерия?

Читайте также:  Как поступить, если представитель ГИБДД оскорбил жену

вопрос задан 5 лет назад

Ответы на вопросы по теме Трудовое право

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 50] [Статья 320]
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Обратитесь в прокуратуру с жалобой.
Статья 22. Полномочия прокурора
[Закон “О Прокуратуре РФ”] [Глава 1] [Статья 22]
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
“О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
от 17.01.1992 N 2202-1

Как суд расценивает оплату труда сверх нормы для женщин, работающих в районах Крайнего севера и Сибири

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Частью первой ст. 287 ТК РФ предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера, только по основному месту работы. Может ли федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения устанавливать такую сокращенную продолжительность рабочего времени для женщин (36 часов в неделю) по совместительству (внутреннему и внешнему), если такое решение будет принято коллективом и работодателем, путем включения соответствующего условия в коллективный договор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Женщинам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть установлена 36-часовая неделя. Стороны вправе включить в коллективный договор условие о том, что продолжительность рабочего времени указанной категории работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, рассчитанной исходя из 36-часовой рабочей недели. Конкретная продолжительность рабочего времени совместителей устанавливается в трудовом договоре, заключенном с каждым из них.

Обоснование позиции:
Трудовым кодексом РФ установлено, что продолжительность рабочего времени работника-совместителя не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). Однако в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Очевидно, что приведенная норма закона ограничивает предельное количество рабочих часов по совместительству, но не устанавливает общеобязательную норму таких часов. Следовательно, стороны трудового договора, заключенного в порядке совместительства, вправе установить любую продолжительность рабочего времени, лишь бы она не превышала половины от нормы рабочего времени за учетный период, установленной для соответствующей категории работников.
Продолжительность рабочего времени совместителя в любом случае не может составлять 36 часов в неделю, поскольку количество часов в течение одного месяца будет превышать половину месячной нормы рабочего времени, рассчитанной даже исходя из 40-часовой рабочей недели (ст. 91 ТК РФ). Условие коллективного договора, устанавливающее такую продолжительность рабочего времени совместителям, прямо противоречит Трудовому кодексу РФ и в силу части второй ст. 9 ТК РФ применяться не должно.
Вместе с тем вопрос о том, какую норму рабочего времени следует иметь в виду при определении максимально возможной продолжительности рабочего времени работниц-совместителей, работающих в условиях Крайнего Севера или в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, действительно, заслуживает внимания.
В соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. То есть для этой категории работников нормальная продолжительность рабочего времени составляет не 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), а 36 часов (смотрите п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 11).
Согласно части первой ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Очевидно, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени является гарантией. Вместе с тем гарантия, предусмотренная ст. 320 ТК РФ, установлена более узкой категории работников – она распространяется только на женщин. Кроме того, право на 36-часовую неделю в любом случае не может гарантироваться совместителям – ведь в отношении них существует ограничение по продолжительности рабочего времени (ст. 284 ТК РФ). Поэтому мы считаем, что часть первая ст. 287 ТК РФ при определении продолжительности рабочего времени работниц-совместителей применяться не должна.
Если придерживаться противоположной точки зрения, следовало бы тогда признать, что труд женщины, работающей на условиях совместительства, например на 0,5 ставки, должен “стоить” дешевле, чем труд другой женщины, выполняющей у того же работодателя ту же трудовую функцию и в тех же условиях, но по основному месту работы на условиях неполного рабочего времени (также на 0,5 ставки), ведь за половину оклада первая должна отработать 20 часов, а вторая – 18 часов. По нашему мнению, в такой ситуации можно говорить о нарушении требования законодательства о недопущении дискриминации в сфере труда (ст. 3, ст. 132 ТК РФ) и невыполнении работодателем обязанности по обеспечению работников равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
Таким образом, мы считаем, что при определении режима рабочего времени работниц, принятых для работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях на условиях совместительства (как внутреннего, так и внешнего), работодатель должен исходить из того, что продолжительность рабочего времени указанной категории работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, рассчитанной исходя из 36 часовой рабочей недели. Включение такого условия в коллективный договор не противоречит требованиям Трудового кодекса РФ. По соглашению сторон на основании ст. 100 ТК РФ в трудовых договорах работницам может быть установлена 18-часовая рабочая неделя. Аналогичного мнения придерживается и Роструд (смотрите ответы специалистов ведомства на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале “ОнлайнинспекцияРФ”). Косвенно подтверждает правомерность нашей точки зрения и судебная практика (смотрите определение Пермского краевого суда от 06.08.2013 N 33-7867/2013, решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 06.11.2011 N 2-1154/2011).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

9 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8–200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 () 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 () 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как суд расценивает оплату труда сверх нормы для женщин, работающих в районах Крайнего севера и Сибири

“Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)

Комментарий

Верховый Суд РФ в комментируемом обзоре разъяснил применение норм трудового законодательства, касающихся работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей: о начислении зарплаты с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, о компенсации расходов на проезд к месту отпуска и обратно и др. Рассмотрим их подробнее.

Оплата труда

Работники Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют право на районные коэффициенты и надбавки к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

  1. Применение районных коэффициентов и надбавок к зарплате поставлено статьей ст. 316 и 317 ТК РФ в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели. Так, к зарплате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, начисляются районные коэффициенты и надбавки, принятые органами госвласти бывшего СССР и РФ (пока соответствующее постановление не принято Правительством РФ). Повышенные коэффициенты, установленные органами государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления, распространяются на учреждения, финансируемые за счет соответствующих бюджетов (абз. 2 ст. 316 ТК РФ). Однако они не действуют в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета. Аналогичные выводы содержит письмо Роструда от 18.12.2009 № 3672-6-1.
  2. Применяя районные коэффициенты к зарплате, следует учитывать, что установление некоторых из них на территории бывшего СССР носило временный характер. Например, повышенные коэффициенты применялись во время строительства БАМа в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 № 561. Поэтому по окончании строительства БАМа они не учитываются.
  3. Из положений ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ следует, что при расчете зарплаты должны применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные в районе или местности по месту фактического выполнения работы сотрудником (в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении или вне места нахождения работодателя). При этом место нахождения организации, в штате которой состоит работник, значения не имеет. Отсутствие в трудовом договоре условий о применении коэффициента и надбавки не лишает работника права на повышенную зарплату. Аналогичный подход выражен в письме Роструда от 29.06.2011 № 1891-6-1.
  4. Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такой вывод содержится в п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2. Во время служебной командировки сотруднику выплачивается средний заработок (ст. 167 ТК РФ).
  5. Лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, заработная плата должна начисляться с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. Это следует из положений ч. 3 ст. 285 ТК РФ.
  6. Процентная надбавка к зарплате зависит от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При исчислении северного стажа следует учитывать следующие правила:
    • с 1 июня 1993 года стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе. Поскольку именно с этой даты действует п. 1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012, закрепивший это правило (п. 2 Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 № 7);
    • для исчисления стажа не имеют значения основания прекращения трудовых отношений. Так, решениями Верховного Суда РФ от 30.06.2005 № ГКПИ05-727, от 07.06.2006 № ГКПИ06-526, от 03.08.2006 № ГКПИ06-823, от 10.06.2009 № ГКПИ09-536 признаны не действующими некоторые положения Постановления Минтруда РФ от 16.05.1994 № 37, Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 о прерывании северного стажа как не соответствующие закону. С учетом позиции Верховного Суда РФ не следует применять действующие нормы о прерывании северного стажа, например, п. 1 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 о прерывании стажа при увольнении сотрудника за виновные действия;
    • в стаж не включаются периоды индивидуальной трудовой деятельности и деятельности по гражданско-правовым договорам.
  7. Осужденные к лишению свободы не имеют права на процентную надбавку к зарплате, выплачиваемую работникам Крайнего Севера и приравненным к нему местностям. Данные лица привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания, трудовой договор с ними не заключается. В то время как надбавка распространяется только на тех, кто работает по найму, то есть на основании трудового договора (ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I).
  8. При разработке системы оплаты труда работодатель должен учитывать следующее. Если зарплата работника северной организации установлена в размере МРОТ, то коэффициент и надбавка начисляются на него. Аналогичную позицию неоднократно высказывал Верховный Суд РФ в определениях от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2, от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 07.10.2011 № 3-В11-31, от 29.07.2011 № 56-В11-10.
Читайте также:  Как получить свой гараж

Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением в субъекте РФ может быть установлен свой МРОТ. Если региональный МРОТ включает в себя надбавки и коэффициенты, то его размер не должен быть ниже федерального МРОТ с учетом аналогичных доплат. В противном случае региональное соглашение незаконно, и зарплата исчисляется исходя из федерального МРОТ, на который начисляются надбавки и коэффициенты.

Компенсации при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников

По решению службы занятости населения за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется средний месячный заработок в течение 4, 5 и 6-го месяцев со дня увольнения. Работник имеет право на такие выплаты, если одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 318 ТК РФ):

  • в службу занятости он обратился в течение 1 месяца со дня увольнения;
  • он не был трудоустроен.

Нарушение срока обращения в службу занятости не лишает работника права на средний месячный заработок на период трудоустройства, если это произошло по вине работодателя. Такое возможно в случае, когда работодатель выдает трудовую книжку и справку о среднем заработке по истечении месяца после увольнения. Ведь данные документы необходимы при обращении в службу занятости.

Пенсионеры также имеют право на сохранение за ними среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6-го месяцев со дня увольнения по решению службы занятости. Несмотря на то, что указанные граждане не могут быть признаны безработными, допускается их регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы. Аналогичная позиция была выражена Рострудом в письме от 11.02.2010 № 594-ТЗ.

Статьей 318 ТК РФ предусмотрено сохранение за работником среднего заработка только при ликвидации организации либо сокращении численности или штата. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, имеет права на сохранение средней зарплаты только в том случае, если это предусмотрено трудовым договором (ст. 307 ТК РФ).

Дополнительный выходной день

Один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), работающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, воспитывающий ребенка в возрасте до 16 лет, имеет право на дополнительный выходной день без сохранения зарплаты. Для этого он должен подать работодателю заявление (ст. 319 ТК РФ). Иных условий для предоставления такого выходного дня ТК РФ не содержит, поэтому работодатель не вправе отказать в его предоставлении в связи со служебной необходимостью.

Сокращенная рабочая неделя для женщин

Статьей 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена сокращенная рабочая неделя (36 часов). Зарплата при этом выплачивается в таком же размере, как при полной рабочей неделе. Это обязанность, а не право работодателя. То есть при заключении коллективного или трудового договора работодатель не вправе устанавливать продолжительность рабочей недели свыше 36 часов.

Работа женщины за пределами сокращенной рабочей недели (36 часов) должна оплачиваться дополнительно как сверхурочная.

Если установлена продолжительность рабочего дня (смены), то сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере: за первые два часа – не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ).

Однако ТК РФ не установлен порядок оплаты переработки при суммированном учете рабочего времени, например, при режиме гибкого рабочего графика. В таком случае следует руководствоваться п. 5.5 Рекомендаций, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55, и оплачивать сверхурочную работу:

  • в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода;
  • в двойном размере – за последующие часы сверхурочной работы.

К таким выводам пришел Верховный Суд РФ в Решении от 15.10.2012 № АКПИ12-1068.

Дополнительный отпуск

Лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 24 или 16 календарных дней. Этот отпуск суммируется с основным (ст. 321 ТК РФ).

В данном случае не применяются положения ст. 287 ТК РФ о том, что гарантии и компенсации лицам, работающим в северных районах, предоставляются только по основному месту работы.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Работники Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно 1 раз в 2 года (ст. 325 ТК РФ).

Правила компенсации таких расходов организациями, финансируемыми из федерального бюджета, установлены ст. 325 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

Размер, порядок и условия таких выплат в организациях, финансируемых из региональных бюджетов РФ, устанавливаются органами госвласти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления, у работодателей небюджетной сферы – коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ). При отсутствии нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих правила выплаты компенсации в указанных организациях, применяются положения федерального законодательства, то есть ст. 325 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

При выплате таких компенсаций работодатели должны учитывать следующие особенности.

  1. Статья 325 ТК РФ предусматривает возмещение расходов на проезд только при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Это правило применяется в организациях, финансируемых из федерального бюджета (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2013 № АПЛ13-389). Однако для работников других организаций нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, трудовым (коллективным) договором может быть установлено возмещение расходов не только при ежегодном оплачиваемом отпуске, но и при других видах отпусков: по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Такой подход был высказан также в письме Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2010 № 217-13.
  2. Работник Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеет право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением. Положения ТК РФ не ограничивают возмещение расходов в таком случае.
  3. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно должна производиться работнику даже в том случае, если он вернулся в районы Крайнего Севера после истечения срока ежегодного оплачиваемого отпуска. Аналогичное мнение содержится в письме Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2009 № 194-13.
  4. Положения ч. 2 ст. 325 ТК РФ обязывают работодателя оплатить неработающим членам семьи работника стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Такая компенсация предоставляется при условии, что сам работник выезжает к месту отдыха из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Минздравсоцразвития РФ в письме от 24.08.2006 № 1010-13 отразило такой же подход.
  5. Если территория не относится к районам Крайнего Севера и приравненным местностям, но относится к районам, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, то оплата проезда к месту отпуска сотрудникам организаций в этих местностях не положена. Ведь согласно ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I данная компенсация распространяется исключительно на лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
  6. Работодатель не должен устанавливать фиксированный размер компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно, который ниже фактически понесенных расходов. Размер такой компенсации должен соответствовать ее предназначению, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Такой вывод согласуется с позицией КС РФ, высказанной в постановлении от 09.02.2012 № 2-П (см. также Определения Верховного Суда РФ от 05.10.2012 № 53-КГ12-4, от 11.03.2011 № 60-В10-4).
  7. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем (ч. 3 ст. 325 ТК РФ). Пунктом 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 уточняется, что оплачиваются подтвержденные чеками расходы на топливо, но не выше стоимости проезда по кратчайшему маршруту, рассчитанной исходя из норм расхода топлива. Такие затраты могут быть подтверждены:
    • квитанциями, чеками, товарными чеками автозаправочных станций, которые подтверждают расходы на топливо;
    • справками автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки, о кратчайшем расстоянии следования автомобильным транспортом к месту проведения отпуска и обратно;
    • справками автотранспортных предприятий о нормативном расходе топлива для транспортных средств, на которых осуществлялся выезд в отпуск;
    • документами, подтверждающими проведение отпуска в избранном работником месте (справки, выдаваемые администрацией сельского совета, районной администрации, квитанции гостиниц о регистрации при временном проживании и т.п.).

    При этом расчет следует производить с использованием норм расхода топлива, содержащихся в Методических рекомендациях, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.

  8. Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ работнику компенсируется стоимость проезда по территории РФ к месту отпуска и обратно. На практике возникают споры о размере компенсации при поездке работника за пределы РФ воздушным транспортом, если при этом не производится посадка в аэропорту, ближайшем к месту пересечения границы РФ. Документами, которые подтверждают произведенные расходы в этом случае, являются (п. 6 и 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455):
    • перевозочные документы (билеты), маршрутные квитанции, посадочные талоны;
    • справки о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданные транспортной организацией либо ее агентом.

Транспортная организация может производить расчет стоимости перевозки по территории РФ и выдавать соответствующую справку в произвольной форме. Так, в расчете могут использоваться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” (http://www.matfmc.ru). Законодательно порядок расчета стоимости перелета по территории РФ при отдыхе гражданами за пределами РФ не определен.

Компенсация расходов, связанных с переездом

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом сотрудника на новое место жительство из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется для работодателей (ч. 5 ст. 326 ТК РФ):

  • финансируемых из федерального бюджета – статьей 326 ТК РФ;
  • финансируемых из бюджета субъектов – органами госвласти субъектов РФ;
  • финансируемых из местных бюджетов – органами местного самоуправления;
  • не относящихся к бюджетной сфере – коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

При этом для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, могут быть предусмотрены правила предоставления таких выплат, отличные от установленных ст. 326 ТК РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Например, предоставление сотруднику компенсации при наличии определенного стажа работы (см. определение Верховного Суда РФ от 26.03.2010 № 93-В10-1, от 8.10.2010 № 93-В10-2).

Ссылка на основную публикацию