Западная традиция права: эпоха формирования
Аннотация
В книге дана чрезвычайно интересная, нетрадиционная картина возникновения правовых понятий и правовых учреждений Нового времени, корни которых уходят на девять веков назад, в Папскую революцию. Именно тогда западная церковь отстояла свое политическое, правовое единство и свою независимость от императоров, королей у феодалов. Используя оригинальный подход, автор показывает, как в результате этого переворота родилось западное представление об интегрированных правовых системах, которые сознательно развиваются на протяжении веков и поколений. Книга снабжена указателем.
Для правоведов, историков, философов, а также интеллектуального читателя интересующегося историей западного права
Новости по теме:
Аннерс Э. История европейского права
Ливанцев К. Е. История государства и права средних веков
У истоков финансового права. Т. 1 : Учебник Под ред. А. Н. Козырина
Теория государства и права
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию 8
Предисловие 15
Введение 19
Право и история 28
Право и революция 35
Кризис западной традиции права 48
К социальной теории права 55
Часть I
ПАПСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
1. Предыстория западной традиции права: народное право 61
Племенное право 63
Динамичные элементы в германском праве: христианство
и королевская власть 72
Книги покаяний и их отношение к народному праву 79
2. Истоки западной традиции права в Папской революции 93
Церковь и империя: клюнийская реформа . 95
“Диктаты папы” . 101
Революционный характер Папской революции 106
Социально-психологические причины и последствия Папской
революции . . 112
Возникновение государства Нового времени . . . . . . 118
Возникновение систем права Нового времени 120
3. Происхождение западной юридической науки в европейских университетах . . 124
Юридическая школа в Болонье 127
Программа и метод обучения 131
Схоластический метод анализа и синтеза 135
Отношение схоластики к греческой философии
и римскому праву 136
Применение схоластической диалектики к юридической науке . . 146
Право как прототип западной науки 153
4 Теологические источники западной традиции права 165
Страшный Суд и чистилище 166
Таинство покаяния 171
Таинство причащения 172
Новая теология доктрина искупления Св Ансельма 173
Правовые последствия доктрины искупления 177
Теологические источники западного уголовного права 179
Каноническое уголовное право 183
5. Каноническое право: первая западная система права Нового времени 195
Отношение канонического права к римскому праву 199
Конституционные основания системы канонического права 201
Корпоративное право как конституционное право церкви 209
Ограничения на церковную юрисдикцию 215
6. Структурные элементы системы канонического права 218
Каноническое брачно семейное право 219
Каноническое наследственное право 223
Каноническое право собственности 229
Каноническое договорное право 236
Процедура 241
Систематический характер канонического права 244
7. Бекет против Генриха II: соперничество параллельных юрисдикции 246
Кларендонские постановления 247
Привилегия духовенства и двойная ответственность 249
Церковная юрисдикция в Англии 251
Запретительные ордера 255
Часть II
ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКИХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
8. Концепция светского права 261
Возникновение новых теорий светского /травления и светского права 263
Иоанн Солсберийский ? основатель западной политической науки 264
Теории юристов римского и канонического права 275
Верховенство права 278
9. Феодальное право 281
Феодальный обычай на Западе до XI века 283
Возникновение системы феодального права 288
10. Манориальное право 300
Объективность и универсальность 304
Взаимность прав помещиков и крестьян 306
Коллективное правосудие 307
Интеграция и рост 310
11. Торговое право 315
Религия и возникновение капитализма 318
Новая система торгового права 320
12. Городское право 336
Причины подъема новых городов 338
Происхождение городов Западной Европы 342
Пикардия (Франция) Камбре, Бове, Лан 342
Франция Лорри, Монтобан 346
Нормандия Верней 347
Фландрия Сент-Омер, Брюгге, Гент 348
Германия Кельн, Фрайбург, Любек, Магдебург 349
Англия Лондон, Ипсвич 356
Итальянские города 362
Гильдии и гильдейское право 365
Главные характеристики городского права 367
Город как историческая общность 373
13. Королевское право: Сицилия, Англия, Нормандия, Франция 378
Норманнское Сицилийское королевство 383
Норманнское государство 387
Личность Рожера II 390
Норманнская правовая система 392
Рост королевского права в норманнской Италии 396
Англия 407
Личность Генриха II 410
Английское государство 411
Английское королевское право (“общее право”) 417
Наука английского “общего” права 428
Нормандия 430
Франция 432
Личность Филиппа-Августа 434
Французское государство 435
Французская система королевского правосудия 438
Французское королевское гражданское и уголовное право 444
Французское и английское королевское право в сравнении 448
14. Королевское право: Германия, Испания, Фландрия, Венгрия, Дания 452
Германия 452
Имперское право 453
Личность и мировоззрение Фридриха Барбароссы 457
Императорские статуты мира (Landfrieden) 463
Саксонское зерцало (Sachsenspiegel) 472
Право княжеств 474
Испания, Фландрия, Венгрия, Дания 479
Королевское право и каноническое право 484
Заключение 501
За пределами Маркса, за пределами Вебера 514
Послесловие автора 534
Сокращения 535
Примечания 537
Литература 602
Именной указатель 619
Западная традиция права
Русский читатель не удивится, что в этой книге история рассматривается как периодический процесс, имеющий свои собственные законы, протекающий на протяжении длительных промежутков времени и имеющий повторяющиеся черты. Ему не покажется также странным, что эта книга стремится раскрыть истоки и корни наших исторических традиций для того, чтобы суметь понять наше нынешнее нелегкое положение. В самом конце книги я цитирую высказывание Октавио Паса: “Каждый раз, когда общество оказывается в кризисе, оно инстинктивно обращает свои взоры к истокам и ищет там знамение”. Эта книга — книга о знамениях.
Так как наша эра подходит к концу, мы можем разглядеть ее начало. Сейчас перед нашими глазами предстает весь жизненный путь человека Запада. Перед нами раскинуто полотно, изображающее наше прошлое, и мы теперь можем докопаться до корней этого прошлого, ибо знаем, что же за корни нас интересуют.
Эра, которая подходит сейчас к концу на Западе, — это эра, начало которой лежит в Европе конца XI—XII вв. Немецкий историк и философ Ойген Розеншток-Хюсси назвал то время в своей книге “Die europaischen Revoiutionen”, опубликованной в 1931 г, “die Papstrevoluhon”, т.е. Папской революцией. Впоследствии так стали называть это время и другие ведущие историки. Сегодня большинство специалистов в области так называемого высокого Средневековья присоединяются к мнению, которое Розеншток высказал одним из первых, что нынешние политические институты и политические представления, теология, правовые учреждения у нас на западе берут начало в той эпохе, которую тогда называли Реформацией, а в последнее время стали именовать григорианской реформой (по имени папы Григория VII).
Это столь трудно поддающееся определению понятие, “новое время”, родилось не вместе с Лютеровой Реформацией, как нас когда- то учили, а четырьмя веками раньше, на волне григорианской реформации, в самой середине того периода, который позже назвали средними веками.
Так как мы сами сейчас выходим из революционного периода, нам легче увидеть революционные периоды в прошлом. Каждой великой революции для прохождения своего пути потребовалось не одно поколение, и за каждой из них следовал длительный период эволюции. Наиболее значимое выражение эта эволюция, как мне представляется, всякий раз находила в развитии права. Каждая из великих революций создавала новое право, каждая из них переделывала существующий правовой порядок. Таким образом, сама западная традиция права носит следы целого ряда революций. Она является продуктом взаимодействия революции и эволюции.
Начиная с XI—XII вв. история Запада характеризуется чередованием периодов обновления и преемственности. Бурные революционные перевороты сменяются периодами мирного развития, когда рожденные революцией перемены встраиваются в существующую традицию и в то же время преображают ее. Однако даже в периоды эволюции под спудом тлеет искра апокалипсиса, время от времени вспыхивающая новыми революциями.
Так что существует определенное диалектическое взаимодействие между великими революциями прошлого: революцией в Германии XVI в., которая была лютеранской и княжеской; революцией в Англии XVII в., которая была пуританской и парламентской; революциями во Франции и Америке XVIII в., которые были деистическими и демократическими; революцией в России XX в., которая была атеистической и социалистической.
Главная линия моей книги — это история формирования западной традиции права на протяжении XII и XIII вв. под влиянием Папской революции. Это история создания первой правовой системы нового времени, в роли которой выступило каноническое право церкви, и возникновения первых светских правовых систем, возникших вслед за каноническим правом, — феодального права, манориального, торгового, городского и разных систем королевского или княжеского права. Эти новые системы права развились в XII и XIII вв. в Сицилийском королевстве норманнов, в Англии, Франции, германской империи и германских землях.
Папская революция, начало которой ознаменовано в 1075 г. Диктатами папы Григория VII, а кульминация — в 1122 г. Вормсским конкордатом, совершалась во имя так называемой свободы церкви. Это была революция против подчинения духовенства императорам, королям и феодальным баронам, за утверждение римской церкви как независимого, корпоративного политического и юридического образования под эгидой папства. Церковь, которую теперь впервые стали воспринимать, прежде всего, как сообщество священников, учила, что церковная иерархия будет трудиться ради спасения мирян и улучшения мира и что можно добиться такого улучшения через церковное и светское право.
Это и были два меча, духовный и мирской, которые, по мнению некоторых, оба должны были находиться в распоряжении папы, хотя папа и передавал бы мирской меч в руки светской власти. Это и была изначальная радикальная идея Папской революции.
Однако на деле, как и во всех великих революциях, самым радикальным притязаниям пришлось уступить и пойти на компромисс. На деле доктрина двух мечей привела еще и к тому, что укрепилась власть императоров и королей в светских делах. У Папской революции были и другие стороны: огромное расширение торговли, подъем городов, колонизация Восточной Европы, крестовые походы, переориентация Европы с оси север—юг на ось восток—запад. Это был тотальный переворот, оборот германо-франкского мира на 180 градусов.
Правовая юрисдикция церкви ограничивалась так называемыми духовными делами. Тем не менее, дела эти охватывали громадную сферу отношений. Они включали все дела, касающиеся церковной собственности, а церковь владела третью всей земли в Европе; они включали все преступления, совершенные мирянами против собственности и служителей церкви, равно как и другие виды совершаемых мирянами преступлений. Это были идеологические преступления, такие, как ересь и богохульство, а также половые преступления и многие другие. К духовным делам относились и правовые вопросы брачно-семейных отношений, завещаний, всех клятвенных договоров, то есть таких, где стороны приносили религиозную клятву выполнить договор, и масса прочих дел.
Таким образом, церковь, впервые за всю свою историю действуя через систему профессиональных судов, дела которых рассматривала по апелляциям папская курия в Риме, осуществляла громадную юрисдикцию. В ходе осуществления своих полномочий церковь начиная с конца XI и в XII в. разработала первую сложную систему канонического права. Появились профессиональные юристы и юридические трактаты. Первый в Европе университет, Болонский, был основан именно в это время (около 1087 г.) специально для изучения юридических текстов, составленных византийским императором Юстинианом. Не случайно именно в это время, после пяти веков забвения, эти тексты были заново открыты в Италии и послужили источником почти всей терминологии и многих понятий, которые понадобились для систематизации и канонического и светского права.
Двойственность церковной и светской юрисдикции и множественность светских юрисдикций создавали острое соперничество, из которого вышло не только правление законом, но и господство права. В своих притязаниях каждая юрисдикция встречала препятствия со стороны других юрисдикций. Думаю, что это основная черта западной традиции права, черта, которая в той или иной форме сохранялась на протяжении восьмисот лет. Она являлась источником развития права и источником свободы.
Господство права основывалось не только на множественных юрисдикциях, но и на дуализме светской и духовной сфер. Ведь подразумевалось, что сама история требует искупления светского порядка и что закон может сыграть роль в этом искуплении.
Бог был Богом закона. “Бог сам — закон”. Так говорит Саксонское зерцало, первый германский свод права, написанный около 1220 г. “Бог сам — закон, и потому закон дорог ему” — это прямое выражение философии Папской революции. Такое возвышение права мы вновь и вновь встречаем в это время во всех странах Европы и во всех европейских городах. Через несколько десятилетий после Саксонского зерцала великий английский юрист Брактон писал, что “закон делает короля” и что Англия живет “не под властью человека, а под властью Бога и закона”.
Западная традиция права коренится именно в этом убеждении. Это убеждение выражается и в дуализме светской и духовной юрисдикции, и во множественности светских юрисдикций, и в самом представлении об автономности светской сферы.
Другая часть западной традиции права происходит из представления о праве как самостоятельном предмете. Впервые на Западе право рассматривалось отдельно от теологии и экономики и политики; впервые появилось нечто определенное, заслуживающее название “право”. Это право имело собственных профессиональных опекунов, именуемых юристами, и собственную литературу. До 1050 г. не существовало в Европе ни сборников права, ни юридических трактатов, хотя встречались сборники обычаев или канонов. Не было законодательного, процесса в нынешнем смысле, хотя короли время от времени издавали законы.
Первое систематическое законодательство появилось в церкви. Потом и короли тоже стали регулярно издавать законы. Когда начали создаваться книги по праву, право стали изучать в университетах и появилась профессия юриста. Именно юристы должны были охранять и развивать право, то есть правовые институты и науку права, на протяжении веков и поколений. Возобладало представление о праве как едином целом. Масса правовых норм и мнений, составлявших книги Юстиниана, впервые получила название “организма”, свода права — «corpus juiris». Более того, считалось, что этот организм растет и сознательно развивается на протяжении жизни поколений.
Живой пример этого странного и удивительного представления о том, что право растет и сознательно развивается людьми на протяжении столетий, можно найти в конституционном праве США. Двести лет назад отцы- основатели написали, а Штаты ратифицировали Конституцию Соединенных Штатов. Например, там сказано, что нельзя применять жестокое и необычное наказание. Никому из тех, кто сочинял и принимал конституцию, не приходило в голову, что впоследствии этот принцип может быть отнесен к суровым условиям тюрьмы или даже к смертной казни. Однако понемногу, на протяжении веков и поколений, люди, которые толковали конституцию, сознательно наполняли выражение “жестокое и необычное наказание” новым и притом переменным содержанием.
Но это не какое попало содержание; это то содержание, которое развилось не из понятия как такового, а из всей государственной жизни страны. За этим стоит представление, что эти старые правовые понятия необходимо сохранять, сознательно приспосабливая их к новым обстоятельствам. Эта довольно загадочная — или по меньшей мере удивительная — мысль родилась в каноническом праве XI—XII столетий. Папы постоянно издавали новые декреталии, принимали решения по новым делам, создавали новые законы. При всем этом они стремились сохранить преемственность по отношению к прошлому.
В 1140 г. Грациан написал первый великий трактат, первый в истории систематический всеобъемлющий анализ свода права. Название его характерно — “Согласование разноречивых канонов”. Последователь Грациана Гугуччио дополнил и развил трактат. Например, у Грациана сказано, что папа может быть низложен за ересь (поразительное заявление!), а Гугуччио заявляет, что под словом “ересь” Грациан имел не только ересь как таковую, но и другие подобные ереси проступки, включая нравственные, например блуд. Таким образом, создавалось представление о законе как о предмете, который не только расширяется, но и растет и развивается на протяжении жизни поколений, причем более поздние его истолкования сознательно основываются на более ранних и заменяют их.
Тем не менее время от времени в европейской истории случались перевороты, в ходе которых люди такую преемственность штурмовали и разрушали. На сцену выступали какие-нибудь революционеры и заявляли: “Убейте юристов. Избавьтесь от этой правовой системы. Она не выполняет той мечты, на которой основана. Она не может реализовать свой идеал и цели. Придется все делать заново”. В конце концов буря утихала, старое право восстанавливалось, но оно было уже не то, что раньше. Часть его оставалась прежней, а часть изменялась. Происходило новое рождение или перерождение правового сознания. Однако в итоге ощущение общей традиции права восстанавливалось и даже укреплялось.
Эта книга посвящает всего несколько страниц влиянию, которое оказали на западную традицию права другие великие революции в Европе, последовавшие за Папской революцией. Это — революция в Германии в XVI в., революция в Англии в XVII в., революция во Франции и Америке в XVIII в., революция в России в XX в. Мало сказано и о кризисе западной традиции права в XX в. Все это — предмет последующих томов. Каждая из этих великих национальных революций была и европейской революцией; каждая из них готовилась в разных странах Запада, и отзвуки ее были слышны везде, хотя буря бушевала всего сильнее в какой-то одной стране.
Каждая из этих революция ознаменовала фундаментальные перемены, стремительные перемены, насильственные перемены, прочные перемены в общественном строе этой страны в целом; каждая из этих революций искала легитимации в фундаментальном праве, отдаленном прошлом, апокалипсическом будущем; каждой понадобилось не одно поколение, чтобы пустить корни; каждая, в конце концов, произвела на свет новую систему права, которая воплотила некоторые важнейшие черты революции и изменила западную традицию права, но осталась в итоге в рамках этой традиции.
Мысль, что западная традиция права в XX в. переживает кризис, равного которому еще не было, никак нельзя научно доказать. Это интуитивное ощущение. Я могу только засвидетельствовать, что я чувствую, что человек Запада находится в гуще беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правовой мысли. Ставится под вопрос вся наша традиция права — и не только так называемые либеральные идеи последних двух столетий; поколебалось само здание западной законности, постройка которого началась еще в XI—XII столетиях.
Это в первом приближении кризис концепции Запада. До 1914 г. Запад был центром мира, можно даже сказать, Запад его и создал, ибо именно Запад первым понял, что существует такая вещь, как весь мир, и послал своих солдат и миссионеров на его покорение. Но в 1993 г. вне всякого сомнения, мир становится центром, а Запад превращается в его составную часть, в одного из партнеров в постепенном создании глобальной технологии, глобальной экономики, глобальной культуры и глобального правового порядка.
Второй кризис произошел в концепции права. Запад возвышал Право. Сам Бог, по словам Эйке фон Репгау, и есть Право. Неужели Запад все еще верит в это? А Восток? А Юг?
И наконец, третий кризис — кризис концепции традиции, в особенности традиции права. Запад теряет, а может быть, уже потерял свою веру в то, что его право развивается постоянно, органично, последовательно, через прошлые поколения в будущее. Напротив, право становится все более прагматичным и политическим. Никто уже не думает, что корни закона — в нравственном порядке вселенной. Более того, апокалипсическая мечта Запада о спасении мира через прогресс права, порожденная христианскими понятиями о чистилище и Страшном суде, мечта, которая за века своего существования постепенно приняла мирской характер и в своей высшей точке произвела на свет коммунистический идеал совершенной справедливости в бесклассовом обществе, — эта мечта уже не работает.
Сверх того, право все меньше воспринимается с точки зрения истории и все больше — с точки зрения политики или нравственности, в то время как историческая юриспруденция, которая одна способна объединить юридический позитивизм и теорию естественного права, почти исчезла из нашей философии права.
В этом предисловии для русского читателя я пытался обрисовать некоторые из главных мыслей моей книги. Но я должен добавить, что моя книга не является в первую очередь книгой по философии права. Она рассказывает историю формирования западной традиции права, и притом весьма подробно. Некоторые рецензенты обратили внимание только на основные идеи и совсем не обратили внимания на подробности. Другие заметили только подробности и упустили главные мысли.
Я надеюсь, что русский читатель увидит взаимосвязь одного с другим. Быть может, вы припомните высказывание, повторенное великим историком XIX в. Леопольдом фон Ранке: “Бог — в подробностях”. Это не означает, что важны только подробности или что они важны только сами по себе. Напротив, это значит, что подробности, частности важны, когда мы видим в них отражение универсальных реалий, как в капле воды отражается небо. Итак, я попытался увидеть отражение нашей человеческой судьбы в истории формирования и реформирования нашей традиции права.
1 Гарольд Берман Западная традиция права: эпоха формирования Harold J. Berman Law and Revolution The Formation of the Western Legal Tradition. – презентация
Презентация на тему: ” 1 Гарольд Берман Западная традиция права: эпоха формирования Harold J. Berman Law and Revolution The Formation of the Western Legal Tradition.” — Транскрипт:
1 1 Гарольд Берман Западная традиция права: эпоха формирования Harold J. Berman Law and Revolution The Formation of the Western Legal Tradition
2 2 Основной тезис книги: В XI-XII веках в Европе произошла «Папская революция» – фундаментальные изменения, обозначившие появление «Западной» цивилизации Возникла единая католическая церковь, феодальные отношения, города, университеты Это привело к масштабным переменам – демографическим, политическим, экономическим, религиозным, культурным Все это было связано с изобретением нового способа общественной организации и западной традиции права
3 3 «… неотъемлемой частью христианской веры считалось отрицание всякой ценности попыток коренным образом изменить закон этого мира. Мирской закон считался справедливым и даже священным. Он проигрывал только в сравнении с законом Божьим, который один мог спасти злых людей от адского пламени. Именно такое отношение к праву и к месту церкви в мире и претерпело коренное изменение в конце XI и в XII в. церковь вознамерилась переделать и саму себя, и окружающий мир посредством права. Церковь сделалась юридическим лицом, видимой, корпоративной общностью, не зависящей ни от имперских, ни от королевских, феодальных или городских властей. Были сформулированы автономные своды права, сначала в рамках церковной сферы власти, а затем и в рамках разных областей светской сферы – отчасти чтобы сохранить связность каждой власти, отчасти чтобы произвести реформу каждой из них, а отчасти чтобы уравновесить их все. Эти новые явления стали возможны только потому, что фундамент их был заложен раньше. Именно тогда была создана основа для формирования стабильных сообществ; этой основой cтал единый populus christianus, в котором не было ни отделения церкви от государства, ни отделения права и других средств общественного контроля. С социологической и исторической точек зрения существование такого единого общества было необходимой предпосылкой создания в будущем разнообразных, автономных, соперничающих систем права, как церковного, так и светского. Без этого единения новые правовые системы воспринимались бы как чисто механические и бюрократические, они не смогли бы достичь своих высших целей – связности, реформы и равновесия».
4 4 В результате: Население Европы в гг. выросло в 1,5 – 2 раза В 1050 г. в Европе было 2 города с населением 10 тыс. человек и и около 20 с населением 2 тыс. человек. К 1250 г. некоторые города достигли 100 тыс., десятки городов – 30 тыс., сотни – 10 тыс. Произошли крестовые походы, массовая миграция и колонизация севера и востока Европы, расчистка лесов Возникли университеты, романская и готическая архитектура, литература, философия Резко ускорился технологический и экономический прогресс
5 5 Предыстория и предпосылки: Особенности общественной организации германцев Распространение христианского мировоззрения Переход от племенной организации к королевской власти Латинская традиция и особенности мировоззрения западной церкви Клюнийской движение Личность: Гильдебранд – папа Григорий VII
6 6 Мировоззрение древних германцев (франки, алеманны, готы, бургунды, лангобарды, англы, саксы, вандалы, и др.) Право: святость обычая Логика отношений: судьба и честь Расплата: кровная месть/вира Процедура: переговоры и народное собрание Аргументация: божий суд и присяга
7 7 Христианское мировоззрение и влияние христианства Миром правят не враждебные силы, а единый Бог, создавший мир и пославший своего Сына, чтобы спасти человека Человечество едино, и все люди рождаются равными перед лицом Бога Христианство несло идеал мира и гуманных отношений между людьми Священники и монахи способствовали распространению грамотности и нововведений, они осваивали новые земли
8 8 Переход от племенной организации к королевской власти Карл Великий, империя Возникновение королевств Норманнские завоевания
9 9 Латинская традиция и особенности западного христианства Западноевропейское и византийское христианство различались до XI века гораздо меньше: священники и монастыри были интегрированы в общество – подчинялись светским властям, владели собственностью, имели семьи Имели место мировоззренческие различия: западная церковь мыслила в терминах греха, суда и искупления
10 10 Клюнийское движение В начале X в. был основан монастырь во французском местечке Клюни, который подчинялся не местному сеньеру, а папе римскому Позже монастырь получил привилегию принимать под свое управление другие монастыри, проводившие у себя т.наз. Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни К XII в. число таких монастырей, разбросанных в разных местах, дошло до 2 тысяч Клюнийские монастыри стали базой «папской революции» XI-XII вв.
11 11 Борьба за инвеституру Борьба пап за право назначать епископов, за независимость епископов и монастырей от светской власти Борьба с симонией и введение целибата Избрание папы собранием кардиналов (конклавом) Григорий VII – «святой дьявол» Вормсский конкордат 1122 г. Результат: возникновение католической церкви как отдельной корпорации
12 12 Институциональные новшества XI-XII веков 1. Вслед за католической церковью возникли корпорации – общности, организованные на основе собственных правовых норм (светские государства, города, гильдии, университеты) Иными словами, возник плюрализм юрисдикций, при котором внутри общества сосуществуют различные правовые системы, осуществляющие власть в сфере своей компетенции 2. Управление корпорациями было доверено специальному корпусу профессионалов, которые проходят специальное обучение 3. Наука права, которой они обучаются, существует в диалектическом отношении к реально существующим правовым учреждениям; «существует напряженность между идеями и реальностью» Право воспринимается как единый развивающийся организм, имеющий внутреннюю логику 4. Право выше политических властей
13 13 «Открытие» римского права В XI в. в Италии была найдена рукопись Кодекса Юстиниана (Corpus juris civilis) Были созданы первые университеты в Болонье, а затем в Париже, Оксфорде и др. Возникла традиция обсуждения и толкования текстов римского права глоссаторами, записывавшими свои комментарии на полях рукописей (глосса – греч. слово) На этой основе возникла схоластическая наука, основанная в первую очередь на толковании смысла текстов Представление о праве, вырабатываемое таким образом в университетах, постепенно распространялось в практику судов
14 14 Католическая церковь Католическая церковь превратилась в обособленную мощную корпорацию Жизнь и деятельность этой корпорация была организована на основе ее собственных законов и правил Церковь имела широкую сферу компетенции и обладала властью выносить решения не только по религиозным делам, но и по вопросам морали, семьи, наследования, собственности и др. Основой церковной юрисдикции стала первая западная правовая система – каноническое право
15 15 Светское государство Отграничение сферы компетенции католической церкви означало и возникновение идеи светского государства «Уменьшение сакральности светской власти было связано с представлением о множественности и разнообразии этих нецерковных политических формирований и их правовых порядков» Параллельно с Папской революцией возникла и идея правового государства – где регулярно издаются законы, создаются судебные системы и происходит управление посредством права.
16 16 Феодальная система Феодальное право регулировало отношения сеньор- вассал; эти отношения имели договорный и взаимный характер До XI в. эти отношения, как и отношения помещика с крестьянами, не регулировались систематически правом; впоследствии возникло регулирование а) отношений покровительства-верности и б) передачи земли в лен; правила поведения стали более четкими и универсальными «Ни один вассал не должен быть наказан или лишен лена иначе как по закону наших предшественников и приговору равных ему»
17 17 Манориальная система По мере упрочения христианства отмирало рабство В XI-XII повинности крестьян стали регулироваться значительно точнее К XII в. все крестьяне в Западной Европе имели охраняемые законом права «Каждый барон суверен в своем баронстве» Суд и управление осуществлялось курией, в которой, как правило, председательствовал стюард (замещавший сеньора) и которая включала всех, «вплоть до последнего серва»
18 18 Города, гильдии и торговое право Города были коммунами, основанными на договорности отношений и личном участии Городское право часто основывалось на писаных хартиях, устанавливавших организацию управления и права Гражданские права включали рациональную судебную процедуру и вынесение решения «равными» Горожане были свободны от феодальных повинностей Внутри коммуны гильдии были братствами, члены которых были связаны клятвой защищать и помогать друг другу Торговое право управляло особым сословием людей (купцами) в особых местах (на ярмарках, рынках, в портах)
19 19 Университеты Разновидностью гильдий были университеты – специализированные ассоциации студентов и преподавателей, чьи коллективные права были обычно гарантированы хартиями, данными князьями, епископами или городами Они были самоуправляемыми корпорациями и сами определяли квалификацию своих членов В основе жизни университетов был положен принцип университетской свободы – право студентов и преподавателей обсуждать любые факты и мнения
20 20 Основные черты западной модели социальной организации Заранее известные «правила игры» … сформулированные в терминах прав Принятие решений по определенным правилам и процедурам … представителями особой профессии … при участии «равных» Понимание права как объективно существующего и развивающегося организма
Западная традиция права: эпоха формирования
Аннотация
В книге дана чрезвычайно интересная, нетрадиционная картина возникновения правовых понятий и правовых учреждений Нового времени, корни которых уходят на девять веков назад, в Папскую революцию. Именно тогда западная церковь отстояла свое политическое, правовое единство и свою независимость от императоров, королей у феодалов. Используя оригинальный подход, автор показывает, как в результате этого переворота родилось западное представление об интегрированных правовых системах, которые сознательно развиваются на протяжении веков и поколений. Книга снабжена указателем.
Для правоведов, историков, философов, а также интеллектуального читателя интересующегося историей западного права
Новости по теме:
Аннерс Э. История европейского права
Ливанцев К. Е. История государства и права средних веков
У истоков финансового права. Т. 1 : Учебник Под ред. А. Н. Козырина
Теория государства и права
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию 8
Предисловие 15
Введение 19
Право и история 28
Право и революция 35
Кризис западной традиции права 48
К социальной теории права 55
Часть I
ПАПСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
1. Предыстория западной традиции права: народное право 61
Племенное право 63
Динамичные элементы в германском праве: христианство
и королевская власть 72
Книги покаяний и их отношение к народному праву 79
2. Истоки западной традиции права в Папской революции 93
Церковь и империя: клюнийская реформа . 95
“Диктаты папы” . 101
Революционный характер Папской революции 106
Социально-психологические причины и последствия Папской
революции . . 112
Возникновение государства Нового времени . . . . . . 118
Возникновение систем права Нового времени 120
3. Происхождение западной юридической науки в европейских университетах . . 124
Юридическая школа в Болонье 127
Программа и метод обучения 131
Схоластический метод анализа и синтеза 135
Отношение схоластики к греческой философии
и римскому праву 136
Применение схоластической диалектики к юридической науке . . 146
Право как прототип западной науки 153
4 Теологические источники западной традиции права 165
Страшный Суд и чистилище 166
Таинство покаяния 171
Таинство причащения 172
Новая теология доктрина искупления Св Ансельма 173
Правовые последствия доктрины искупления 177
Теологические источники западного уголовного права 179
Каноническое уголовное право 183
5. Каноническое право: первая западная система права Нового времени 195
Отношение канонического права к римскому праву 199
Конституционные основания системы канонического права 201
Корпоративное право как конституционное право церкви 209
Ограничения на церковную юрисдикцию 215
6. Структурные элементы системы канонического права 218
Каноническое брачно семейное право 219
Каноническое наследственное право 223
Каноническое право собственности 229
Каноническое договорное право 236
Процедура 241
Систематический характер канонического права 244
7. Бекет против Генриха II: соперничество параллельных юрисдикции 246
Кларендонские постановления 247
Привилегия духовенства и двойная ответственность 249
Церковная юрисдикция в Англии 251
Запретительные ордера 255
Часть II
ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКИХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
8. Концепция светского права 261
Возникновение новых теорий светского /травления и светского права 263
Иоанн Солсберийский ? основатель западной политической науки 264
Теории юристов римского и канонического права 275
Верховенство права 278
9. Феодальное право 281
Феодальный обычай на Западе до XI века 283
Возникновение системы феодального права 288
10. Манориальное право 300
Объективность и универсальность 304
Взаимность прав помещиков и крестьян 306
Коллективное правосудие 307
Интеграция и рост 310
11. Торговое право 315
Религия и возникновение капитализма 318
Новая система торгового права 320
12. Городское право 336
Причины подъема новых городов 338
Происхождение городов Западной Европы 342
Пикардия (Франция) Камбре, Бове, Лан 342
Франция Лорри, Монтобан 346
Нормандия Верней 347
Фландрия Сент-Омер, Брюгге, Гент 348
Германия Кельн, Фрайбург, Любек, Магдебург 349
Англия Лондон, Ипсвич 356
Итальянские города 362
Гильдии и гильдейское право 365
Главные характеристики городского права 367
Город как историческая общность 373
13. Королевское право: Сицилия, Англия, Нормандия, Франция 378
Норманнское Сицилийское королевство 383
Норманнское государство 387
Личность Рожера II 390
Норманнская правовая система 392
Рост королевского права в норманнской Италии 396
Англия 407
Личность Генриха II 410
Английское государство 411
Английское королевское право (“общее право”) 417
Наука английского “общего” права 428
Нормандия 430
Франция 432
Личность Филиппа-Августа 434
Французское государство 435
Французская система королевского правосудия 438
Французское королевское гражданское и уголовное право 444
Французское и английское королевское право в сравнении 448
14. Королевское право: Германия, Испания, Фландрия, Венгрия, Дания 452
Германия 452
Имперское право 453
Личность и мировоззрение Фридриха Барбароссы 457
Императорские статуты мира (Landfrieden) 463
Саксонское зерцало (Sachsenspiegel) 472
Право княжеств 474
Испания, Фландрия, Венгрия, Дания 479
Королевское право и каноническое право 484
Заключение 501
За пределами Маркса, за пределами Вебера 514
Послесловие автора 534
Сокращения 535
Примечания 537
Литература 602
Именной указатель 619
Антон Михайлов → К вопросу о становлении западной правовой традиции
Право как самостоятельный социальный институциональный регулятор всегда синтезирует в себе систему отношений (без них это лишь памятник), регулирующих их норм (без них остается лишь традиция или идеология) и систему идей, представлений об этих отношениях в общественном сознании.
Конечными индикаторами произошедшей отдифференциации права от иных социальных норм являются формирование сословия профессиональных практикующих юристов (судей, адвокатов и др.) – носителей юридического мышления, профессиональных правоведов и регулярного юридического образования (университеты, школы-гильдии), ответственных за воспроизводство юридического мышления, и массива юридических текстов, норм и процедур – объективированных форм юридического мышления (Г.Дж. Берман [1] ).
Впервые в истории человечества отдифференцированная правовая система формируется в Древнем Риме: к 253г. до н.э. можно говорить о формировании сословия юристов и о начале публичного преподавания права.
Как известно, римляне были блестящими практиками с высоко организованным инженерным мышлением, ориентированным на внедрение в социальные практики определенных идей в форме доктринальных и легальных конструкций. Если сознание интеллектуальной элиты Древней Греции ориентировалось на философское исследование фундаментальных целей, идей, принципов социального устройства, что нашло яркое выражение в утопиях Платона, и рассматривало право не как самостоятельную науку с собственным предметом и методом, а в качестве «сплава» этики, политики и риторики (Аристотель), то для римских юристов, как и для всего римского общества, «главные цели социального и политического порядка под вопрос не ставились, а система правовых идей была хорошо известна и не нуждалась в длительном обсуждении» [2]. «Идея римского права (гарантированная для человека властью и законом справедливость) перемещает акценты с этических поисков в плоскость управления и организации (справедливость – прерогатива власти), от тонких, но достаточно неопределенных рассуждений в области этики к более грубым, но точно измеренным и гарантированным действиям властных субъектов и подчиненных им судов» [3]. Практический тип римского менталитета закономерно отражался и на характере юридического образования. «Римские юрисконсульты не обсуждали со своими учениками такие базовые понятия, как правосудие, право, правоведение, хотя грекам эти проблемы казались чрезвычайно, даже единственно, важными. Студента сразу погружали в практику, где перед ним раз за разом вставал все тот же вопрос: «Что следует сделать, исходя из представленных фактов?» [4].
В силу эмпирического, казуистического и исключительно практического [5] стиля мышления римских юристов, ими абсолютно не двигало и не могло двигать желание сформировать внутренне непротиворечивую и беспробельную систему базовых понятий, конструкций и институтов, которые бы составили содержание общей части какого-либо кодекса. «Римляне не были ни систематиками, ни историками, ни теоретиками, а исключительно блестящими практиками. Их юриспруденция – это опытная наука единичных случаев, одухотворенная техника, а вовсе не какое-то абстрактное построение /…/ Римляне рассматривают исключительно частные случаи и их проявления, но никогда не предпринимают анализа фундаментального понятия, такого, например, как судебная ошибка. Они скрупулезно различают виды договоров; но понятия договора им неизвестно. Точно так же неизвестна им и теория, – к примеру, правовой ничтожности или оспоримости» [6]. Р. Йеринг чрезвычайно точно и метафорично выразил данное status quo: «История римского права до нашего времени знает только циферблат часов, не имея понятия об их механизме. Она не касается вопроса о скрытой силе, которая приводит в движение стрелку, и донельзя внешняя связь ее историко-юридического материала напоминает систематику счета прачки: сорочки, воротнички, носовые платки, – leges, senatusconsulta, constitutiones principum, etc» [7]. По мнению Дж. Доусона, римские юристы направляли свое внимание в основном «не на теоретический синтез, а на последовательное и упорядоченное разрешение конкретных дел». «Понятия римского права, как и его многочисленные нормы, были привязаны к определенным юридическим ситуациям. Римское право состояло из сложной сети норм; однако они существовали не как интеллектуальная система, а скорее как красочная мозаика практических решений конкретных юридических вопросов» [8].
Таким образом, четко отдифференцированное от иных социальных регуляторов, детально разработанное римское право было основано на практическом мышлении, а римские юристы считали своей основной задачей «обеспечить последовательное и упорядоченное разрешение конкретных дел» [9].
Важнейшей рациональной основой римского права стала аристотелевская логика в «аподиктической» интерпретации стоиков [10] (формальная логика, ставящая акцент не на истинности оснований суждений, а на правилах оперирования ими), положенная в основу римского образования и именно потому повсеместно усвоенная общественным сознанием. В отличие от представителей традиционных культур древности, в силу «имплантации» в общественное сознание поздними стоиками логики Аристотеля, римляне мыслят уже не натурально, а на уровне знакового замещения реальности [11]; реальные субъекты и отношения между ними начинают описываться как термины и как правила отношений между этими терминами [12]; формируются первые логические конструкции, востребованные практикой, а все нормы римского права могут быть уже представлены в виде схемы импликации «если ? то ? иначе». Основой юридического мышления выступила логика Аристотеля, переработанная стоиками таким образом, что основной акцент ставился не на основаниях (принципах), а на правилах логических операций, которые стали восприниматься не только юридическим сообществом, но и римским обществом в целом универсальным основанием построения нормативных конструкций римского права. Вполне обоснованно исследователи утверждают, что римское право – социально адаптированная и воплощенная в практику Аристотелевская логика (Н.Н. Тарасов). Поэтому как в формальной логике правильное производство операций приводит к истинности суждения, так и в профессиональной юриспруденции правильное следование процедурным правилам ведет к получению справедливого результата (т.е. юридическая справедливость – это не «содержательное» соответствие результата правотворческой или правоприменительной деятельности определенной системе ценностей, а беспристрастное, неуклонное следование процедурным правилам правосудия).
Профессиональный слой юристов в Древнем Риме формируется под влиянием ряда факторов. Во-первых, прецедентно-казуистичный характер мышления и юридической практики неизбежно привел к огромному объему правового материала (прежде всего, исковых формуляров) и, тем самым, к необходимости технического обслуживания судебной практики [13] (что представляется абсолютно справедливым и в отношении истории становления общего права Англии). В.М. Розин объясняет значительное количество формул тем, что они являлись своеобразными административными способами разрешения конфликтных ситуаций, которые возникали в судах. «Встав над судом, администратор (претор в римском праве, канцлер позднее в Англии) действовал привычным для себя образом. Во-первых, он старался организовать процесс судопроизводства, то есть установить правила, регламентирующие поведение всех участников судопроизводства в каждом отдельном с точки зрения администратора случае. Во-вторых, претор стремился продемонстрировать справедливость, опять же в административном смысле, то есть определить одинаковые условия для определенных групп населения и для сходных ситуаций. Понятно, что подобный административный уклон в развитии права обусловил как создание большого числа формул и процессов, так и развитие практики, основанной на правиле прецедента» [14].
Во-вторых, по мере возрастания интеллектуальной деятельности специалистов по формированию обобщений, классификаций, типологий они становятся основными и единственными держателями права как некоторого объема информации и правил решения определенных ситуаций. «Главной задачей юрисконсультов было давать юридические консультации преторам, судьям, адвокатам, тяжущимся сторонам, клиентам, желающим участвовать в юридических процедурах» [15]. «Вначале «юрист» – это просто тонкий знаток судопроизводства. Затем – человек, владеющий специальными знаниями (законов, типичных и конфликтных ситуаций, способов их разрешения и т.д.) и специально обученный. Появление профессионального самосознания и разделение труда внутри юридической деятельности – последняя стадия становления юридической профессии» [16]. В итоге длительной эволюции юридической профессии в Риме работы авторитетных юристов становятся основанием для вынесения судебных решений и сначала неофициально, в рамках профессионального сообщества, а затем и официально публичной властью признаются одним из источников права.
Справедливым представляется указание М.Н. Марченко на то, что правовая доктрина как источник права актуализируется в ситуации становления правовых систем или пробела в законодательстве [17]. В историко-правовых текстах указывается, что официальное признание публичной властью доктринальных юридических текстов наиболее авторитетных юристов знаменует собой не начало, а завершающий этап формирования правовой доктрины как источника права. То, что юристы общего права именуют юриспруденцией, а ученые континентальной традиции – правовой доктриной, впервые формируется в Древнем Риме и связывается романистами с двумя функциями римских юристов – respondere (дача юридических ответов на вопросы граждан) и interpretare (толкование законов). Изначальный авторитет трудов ведущих правоведов связывается учеными с потребностями систематизации (типизации) процессуальной системы [18]. Первоначально определенные юристы становятся безоговорочными авторитетами в профессиональном сообществе, обладают auctoritas iurisprudentium, и именно поэтому судьи обязаны прислушиваться к мнению таких юристов, т.е. их тексты начинают использовать в качестве de facto источников в юрисдикционной практике. Через значительный промежуток времени публичная государственная власть официально «канонизирует», признает статус источника права за авторитетными книгами общепризнанных мэтров правовой доктрины: так было и в Риме классического периода, и на европейском континенте, и в средневековой Англии. К примеру, известно, что первый систематический курс частного права в Древнем Риме написал Квинт Муций Сцевола (100г. до н.э.), II–I вв. до н.э. многие ученые считают периодом «классического правоведения», в то время как только в период правления Августа (27г. до н.э.—14г. н.э.) наиболее видным знатокам права (prudentes) государственной властью предоставляется особая привилегия предлагать решения юридических коллизий, которые приобретают статус jus publice respondendi. Дальнейшая «канонизация» (О. Шпенглер) в 426г. н.э. через Lex Allegatoria Валентиниана III jus respondendi пяти римских юристов классической эпохи была вообще вызвана потребностью единообразия юридической практики и снижения объема доктринального материала.
Именно с момента формирования профессиональной юриспруденции в Древнем Риме возникает феномен первой отдифференцированной правовой системы – римское право, юриспруденция как профессия и профессиональное юридическое мышление (Г.Дж. Берман, Н.Н. Тарасов).
[1]См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 93–95, 122.
[2] Dawson J.P. The oracles of law. Ann Arbor, Mich., 1968. P. 114–115. Цит. по: Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 132.
[3] Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. М., 2006. С. 172–173.
[4] Schulz F. History of Roman Legal Science. Oxford, 1946. P. 57–58. Цит. по: Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 138. Методика обучения в школах-гильдиях средневековой Англии была практически идентична римской. См.: Цвайгерт К., Кетц. Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2 т. Т. 1. Основы. М., 2000. С. 290; Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 85.
[5] «Гений римлян — это гений организации», – констатирует французский историк права Ж. Коттье. Коттье Ж. Эти ценности создали Европу // Европейский альманах. М., 1991. С. 36.
[6] Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 62, 68. Ср.: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 1999. С. 37.
[7] Йеринг Р. фон, О задаче и методе истории права // Журнал Министерства юстиции. 1896. №2. С. 146.
[8] Цит. по: Берман Г.Дж. Западная традиция права. С. 152.
[9] Dawson J.P. Op cit. P. 116–117.
[10] «Аристотелевское деление на аподиктическое и диалектическое мышление было принято стоиками начиная с III в. до н.э. Однако стоики рассматривали диалектическое мышление не как метод постижения первопринципов, а как метод анализа аргументов и определения понятий с помощью расчленения и синтеза родов и видов. Им также недоставало важнейшего для Аристотеля стремления к системности. У них диалектика стала независимой дисциплиной, по сути, не отличавшейся от логики, но содержащей сильные элементы грамматики и риторики. /…/ Римляне переделали греческую диалектику из искусства открытия в искусство суждения». Берман Г.Дж. Западная традиция права. С. 137, 142. Также см.: Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 105–107.
[11] О знаковой природе культуры и права см.: Грязин И.Н. Текст права. Таллин, 1983. С. 30–38.
[12] Платон и Аристотель «предложили, во-первых, подчинить рассуждения законам (правилам), которые бы сделали невозможными противоречия и другие затруднения в мысли (например, рассуждения по кругу, перенос знаний из одних областей в другие и др.), во-вторых, установить с помощью этих же правил контроль за процедурой построения мысли». Розин В.М. Развитие права в России… С. 162.
[13] Ср. с точкой зрения Ф. Энгельса: «По мере того как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ними возникает и наука права». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 273.
[14] Розин В.М. Указ. соч. С. 174.
[15] Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 138.
[16] Розин В.М. Развитие права в России… С. 179.
[17] См.: Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие. М., 2006. С. 439.
Особенности западной традиции права
Право принято считать одной из важнейших составляющих цивилизованных обществ прошлого и настоящего, в значительной мере определяющих их идентичность. Несмотря на нескончаемые споры о критериях цивилизаций, большинство ученых признают существование самостоятельной западной, или атлантической цивилизации, ядро которой составляют страны Западной Европы (включая Британские острова) и Северной Америки.
Главными особенностями западной цивилизации в духовной сфере называют античное культурное наследие, христианство (католическая и протестантская конфессии), разделение духовной и светской власти, социальный плюрализм, представительные органы публичной власти, индивидуализм и, конечно, ведущую роль права.
Некоторые ученые-компаративисты пытаются отстаивать идею всемирного права с едиными историческими корнями, одной общей судьбой и общей целью, едиными ценностями и общими инструментами регулирования отношений между людьми. Но даже такие энтузиасты признают, что всемирное право теряется в многоцветии правовых систем, народы мира не видят и не чувствуют его. Гораздо чаще исследования культурологического и сравнительно-правового характера приводят к выводу о том, что в незападных обществах праву или придают значительно меньшую ценность по сравнению с Западом или, признавая важность права, понимают его иначе. К последней группе относят страны мусульманского мира и Индию, где право понимается прежде всего как идеальная система, поддерживающая и охраняющая общественный порядок. Первую группу образуют страны Дальнего Востока и Африки. «Здесь под сомнение поставлена сама ценность права и большая часть населения живет в соответствии с традициями, мало похожими на право в западном смысле»[2].
Влияние западной цивилизации на страны, население которых веками было скептически настроено к праву, нередко приводит к принятию законов и иных атрибутов западного права, возникновению правовой науки, сравнительного правоведения и профессионального юридического образования. Но появление внешних атрибутов западного права не означает принятие западных духовных ценностей, заложенных в праве.
Сказанное о современном мире в еще большей степени верно для исторической перспективы. Влияние западной модели права связано прежде всего с технологическим превосходством стран западной цивилизации и их активной колониальной политикой начиная с XVI в. Апогей этого влияния пришелся, по всей видимости, на XIX – первую половину XX в. К этому времени западное право пережило несколько веков непрерывной эволюции, в ходе которой сформировались его основные черты.
Английский историк культуры Кристофер Доусон, отвечая на вопрос «что такое Европа?», пришел к выводу о необходимости искать ответ в эпохе Средневековья: «Средневековый мир – это мир наших не столь далеких предков, мир, из которого мы выросли и который определил наше национальное существование». В развитие тезиса о значении средневековой культуры для современного духовного единства Европы известный американский историк права Гарольд Берман связал возникновение западной традиции права с периодом развития народов Западной Европы конца XI – начала XIII в. Прежде право у этих народов не было четко отграничено от других социальных регуляторов (нравы, традиции, религия, мораль и др.) и видов интеллектуальной деятельности (богословие, ораторское искусство), а также не располагало особым понятийным аппаратом. И только в эпоху зрелого Средневековья, по мнению Бермана, складываются следующие основные черты западной традиции права:
• обособленность права от прочих социальных институтов;
• наличие профессионального слоя людей, занимающихся правовыми институтами;
• необходимость специального образования для профессиональной юридической деятельности;
• существование особой науки о праве, дополняющей и развивающей правовые институты;
• представление о законе как о единой системе, развивающейся во времени;
• способность правовых институтов и науки права к развитию и изменению;
• превосходство права над публичной властью (силой);
• плюрализм юрисдикций и правовых систем на территории стран западной традиции;
• сложное сочетание эволюции и революционных преобразований в развитии западного права.
Перечисленные признаки помогают лучше представить значение права как социального регулятора, позволяющего направлять поведение лиц и разрешать межличностные конфликты на основе рациональных процедур с предсказуемым решением. Рациональность и предсказуемость существенно отличают право народов Западной Европы по сравнению с порядками их предков в раннее Средневековье.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
© cyberpedia.su 2017-2022 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!