Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно
Во все времена пользовались спросом любые разновидности недвижимости, так как это является не только выгодным капиталовложением, но и возможностью достойного заработка при условии грамотной эксплуатации.
Если для приобретения дома и квартиры потребуется внести сразу большую денежную суму, то в законодательной сфере земельной недвижимости сегодня предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков определенным категориям граждан. Поэтому стоит детальнее ознакомиться с основными правилами, законными условиями и правовым порядком получения такого имущества.
Категории граждан, имеющие право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно
На безвозмездное получение земли, которая находится в распоряжении государственных или муниципальных активов, могут претендовать различные льготные категории людей.
Целью получения такой недвижимости должно являться возведение собственного жилья на выданной территории в пределах городов или сел, а также организация личного хозяйства, садоводства и огородничества в пределах сельской местности.
Стать владельцем бесплатного участка могут следующие категории граждан:
- для возведения жилья по месту проживания на территории города или же в сельской местности могут получить землю семьи, которые имеют трех или более детей.
- дети, которые являются полными сиротами или же были лишены родительской опеки.
- жертвам тоталитарного режима, которые были реабилитированы после политических репрессий.
- людям, которые работали на территориях, где происходили активные боевые действия в период Великой Отечественной войны в течение не менее полугода или были награждены медалями и орденами СССР за труд в момент военных действий. Исключением является труд на территории временно оккупированных областей страны.
- гражданам, которые были лишены собственного жилья по причине чрезвычайных природных или техногенных катастроф, а также в результате ликвидации последствий подобных происшествий.
- семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью.
- инвалидам нерабочих категорий: первая и вторая группа.
- семьям, которые проживают в пределах сельской местности не менее трех лет подряд.
- гражданам, чьи жилищные условия были признаны неудовлетворительными или нуждающимся в получении жилых помещений.
- одиноким матерям или отцам, а также вдовам или вдовцам, которые имеют на попечении несовершеннолетних детей.
Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно
Начальным этапом в процедуре получения бесплатной государственной земли является постановка гражданина в очередь. Каждая особа имеет право состоять на учете только в одном из местных органов самоуправления. Подача заявления предусматривает предоставление следующей документации:
- документ, который удостоверяет личность заявителя;
- бумага, которая подтверждает законность полномочий представительства (если процесс инициирован официальным представителем заявителя).
Дополнительно лица, которые претендуют на получение земельного участка для строительства собственного жилья, но не состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений, которые выдаются по договорам социального найма, обязаны предоставить документы.
Данные бумаги должны подтверждать определенное место жительства, права на жилое помещение или же медицинскую справку, в которой указана невозможность проживания совместно с лицом с тяжелой формой хронического заболевания.
Важно также предоставить документы, которые полностью подтверждают принадлежность граждан к льготной категории. В заявлении лицо должно точно указать цель использования земли.
Заявление регистрируется органом местной власти в книге для регистрации соответствующей документации, а копия бумаги выдается заявителю. Документ должен рассматриваться в течение одного месяца со дня его подачи.
После рассмотрения органами местного самоуправления заявления гражданина принимается решение о постановки лица на очередь или же об отказе от постановки его в общую очередь на получение земли.
Полные сведения о принятых заявках хранятся в книге учета, в которой каждой записи присваивается индивидуальный порядковый номер. В результате очередного продвижения, а также постепенной выдачи земельных участков, гражданин становится законным владельцем определенной земли для организации жилого строительства или ведения фермерского хозяйства.
Однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно
Земельные участки льготным категориям граждан предоставляются исключительно однократно без права повторного получения земли. Гражданам предоставляются следующие классы земельной недвижимости:
- участки, которые расположены в пределах муниципального района или городского округа по месту жительства заявителя или всех членов многодетной семьи;
- территории, которые расположены в муниципальных районах или городских округах, которые непосредственно граничат с муниципальными районами или городскими округами, в пределах которых проживает заявитель или члены многодетной семьи.
Земельные участки, которые предоставляются гражданам бесплатно, должны быть включены в соответствующие государственные перечни. Каждому гражданину, который подает заявление на получение земли, предлагается один участок из официального перечня.
Основания для отказа в предоставлении земельных участков
Главным условием для получения земельного участка является отношение к одной из категорий, установленных законом для предоставления бесплатной земли. Однако существует ряд обстоятельств, которые могут послужить поводом для отказа в получении земли на этапе постановки людей на официальный учет:
- несоответствие гражданина всем требованиям, установленным действующим законодательством;
- отказ от предоставления необходимой документации или предоставление бумаг в недостаточном объеме для постановки на учет;
- наличие в документации недостоверных данных.
Решение об отказе в постановке на учет, а также предоставлении бесплатных земельных участков должно направляться гражданам в течение пяти рабочих дней с момента подачи документации.
Размеры земельных участков предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
На основании законодательной базы существуют предельные размеры территорий, которые предоставляются в пользование граждан бесплатно. Размеры земли должны соответствовать следующим параметрам:
- для организации строительства и возведения собственного жилья предусмотрена территория в размере от 0,03 га до 0,15 га;
- для осуществления строительства дачных построек или же ведения подсобного хозяйства, а также фермерства, огородничества и садоводства возможно получение земли размером от 0,03 га до 0,15 га.
Для особых категорий граждан существуют исключения в размерах участков. Граждане, которые имеют особые заслуги перед отечеством, а также являются Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации или являются полными кавалерами ордена Славы, должны получать земельные участки в следующем размере:
- в городах и поселках городского типа допустимый размер не менее 0,20 га;
- в сельской местности допускается размер не менее 0,40 га.
Особы, которые удостоены звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или же владельцы ордена Трудовой Славы трех степеней должны получить в бесплатное пользование участки определенного размера:
- в пределах городов и поселков городского типа – не менее 0,08 га;
- в сельской местности – не менее 0,25 га.
Таким образом, государство полностью гарантирует всем льготным категориям граждан, которые соответствуют определенным критериям, получение земельного участка определенной площади для строительства жилых зданий и ведения фермерского хозяйства. Условием успешного получения бесплатной земельной недвижимости является полное соблюдение установленной законом процедуры, подача полного объема документации и указание достоверных данных.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.1 -39.20)
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой V.1, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.
Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
- Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
- Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
- Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
- Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
- Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
- Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
- Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
- Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
- Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
- Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
- Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
- Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
- Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
(утратила силу) | Статья 39.1. >> Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной. |
Содержание Земельный кодекс (ЗК РФ) |
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.
Статья 39.18 ЗК РФ. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Статья 39.18 Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указываются:
информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
адрес или иное описание местоположения земельного участка;
кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;
адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Баязитов, З. Д. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности / З. Д. Баязитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64181/ (дата обращения: 11.02.2022).
Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой деятельности человека и государства в целом. Земля всегда есть и будет основой любой хозяйственной деятельности, будь то индивидуальным жилищным строительством или сельскохозяйственной и промышленной. На сегодняшний день в России преобладающая часть земельных участков находятся в государственной или муниципальной собственности (около 91,9 % от общей площади земель), в частной собственности всего 8,1 %. Следовательно, земель государственной и муниципальной собственности значительно больше, соответственно их динамическое развитие, предоставление и правовое регулирование остается актуальным по сей день.
Согласно ст. 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются: постановления уполномоченных органов государственной власти или органов МСУ касаемо предоставления земельного участка в аренду, в собственность на безвозмездной основе, постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельного участка в собственность за определенную плату посредством оформления договора купли-продажи; предоставление земельного участка в безвозмездное пользование [1]. Механизм предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданами или юридическим лицами для реализации всевозможных видов хозяйственной деятельности можно представить в следующем виде:
- Платно: в собственность (на торгах) и без проведения торгов; в аренду (на торгах) и без проведения торгов.
- Бесплатно: отдельным категориям граждан.
В соответствии со ст. 39.5, 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на платной и бесплатной основе. Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимые в форме публичных аукционов, либо без проведения торгов [2].
Для проведения аукциона по инициативе заинтересованного лица которыми могут выступать и физические, и юридические лица, необходимо подготовить следующие документы: схему земельного участка на кадастровом плане территории (далее схема ЗУ на КПТ), заявление об утверждении схемы ЗУ на КПТ, утверждение или отказ уполномоченным органом схемы ЗУ на КПТ в течение месяца со дня обращения в уполномоченный орган; межевание земельного участка; заявление на проведение аукциона, процедуры получения технических условий на подключение к сетям энергопотребления, газоснабжения и пр., постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на данный земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, принятия решения о проведении аукциона в срок не более 2 месяцев с момента подачи первичного заявления [3]. После оформления необходимых документов заинтересованное лицо подает заявку на участие в торгах. Результаты аукциона протоколируются организатором аукциона. Стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения торгов. Необходимо отметить, что в случае не выигрыша инициатора аукциона, расходы, понесенные в результате оформления схемы ЗУ на КПТ и проведения кадастровых работ, не возмещаются.
За исключением случаев передачи земельного участка физическим лицам или фермерским хозяйствам для ИЖС; осуществления фермерской деятельности; ведения ЛПХ, дачного хозяйства, садоводства аукцион проводиться в электронной форме [4]. Земельный участок предоставляется единственному подавшему заявку на проведение аукциона, если он был признан единственным участником данного аукциона.
Предусмотренная ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков без проведения торгов реализуется в следующих случаях: земельные участки, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций; ведения сельскохозяйственного производства физическому или юридическому лицу после трех лет аренды; передачи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах МО, садоводства и крестьянско-фермерского хозяйства; земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства или сельскохозяйственной организации; при предоставлении в аренду для комплексного освоения территории; земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной физическими лицами для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства членам такой организации (за исключением принадлежащих имуществу общего пользования участков); предоставления садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу (за исключением участков общего назначения); предоставления земельного участка собственникам зданий, или помещений в них, сооружений, расположенным на данном участке [5]. Цена земельного участка не может быть больше кадастровой стоимости при заключении договора купли-продажи.
Безусловно, продажа государственных и муниципальных земель в частную собственность увеличивает объем инвестиций, а ставка только на аренду земли сужает круг поиска эффективных землепользователей. Однако передача в аренду земельных участков позволяет достичь баланса между интересами государства как арендодателя, и граждан или юридических лиц как арендаторов. Следственно, договору аренды отводится значительная роль в регулировании земельных правоотношений. Аренда оформляется в виде договора, который необходимо зарегистрировать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Арендатор обязан использовать земельный участок только по целевому назначению, оплачивать ежегодно арендную плату согласно установленному графику.
В соответствии со ст. 39.6 Земельного Кодекса договор аренды земельного участка может заключаться без проведения торгов: «в случае предоставления земельных участков, образованных в границах застроенной территории, юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, для реализации инвестиционных проектов, для комплексного освоения территории, для ведения сельскохозяйственного производства, некоммерческой организации в целях индивидуального жилищного строительства, гражданам претендующих на первоочередное или внеочередное приобретение участков, организациям для проведения работ по пользованию недрами», а также в иных случаях передачи земельных участков, в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ.
При предоставлении земельного участка в аренду для строительства или освоения территории в обязательном порядке проводятся публичные торги. Размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. Если была подана одна заявка, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены [6].
В зависимости от категорий граждан, которым возможно предоставить земельного участка в собственность бесплатно, можно условно разделить на четыре группы: многодетные семьи; отдельные категории граждан, в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ которым предусмотрено предоставление земельного участка бесплатно; любой гражданин, у которого находился в безвозмездном пользовании земельный участок; специалист в бюджетной сфере, который соответствует предусмотренным законам требованиям, и у которого иметься в безвозмездном пользовании земельный участок;
В разных субъектах Российской Федерации льготниками могут являться различные категории граждан. Следовательно, положения о бесплатном выделении земельных участков отдельным категориям граждан, как и многие другие условия предоставления земли, такие как: список муниципальных образований, список специальностей, которым предоставляется приоритет, различные условия для получения земельного участка многодетными семьями, устанавливаются местными законами на уровне субъектов РФ.
Повышение эффективности организационно-правовых механизмов способствуют реализации прав граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. И в зависимости от того насколько рационально используются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, зависят темпы ускорения или замедления развития экономики.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 02.08.2019)// «Российская газета», № 211–212, 30.10.2001.
- Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, К. А.Белокур, А. В. Матвеева. — Краснодар: КубГАУ, 2018.
- Земельное право. Практикум: учеб, пособие для вузов / Анисимов А. П., Мельников Н. Н. — М.: Юрайт, 2016.
- Некоторые аспекты эффективного управления земельных ресурсов. / Гагаринова Н. В., Проскурня Н. В., Полякова О. А. // COLLOQUIUM- JOURNAL. — 2018 г.
- Земельное право / О. И. Крассов. — М.: ЮРИСТЪ, 2017.
- Сделки по аренде земель сельскохозяйственного назначения. / Бакуменко Н. С., Гагаринова Н. В. //Инновационное развитие науки и образования. — 2018 г.
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, муниципальная собственность, безвозмездное пользование, отдельная категория граждан, проведение торгов, участок, аренда, Российская Федерация, хозяйственная деятельность, частная собственность.
Правила, цели и сроки предоставления земельных участков, нюансы этой процедуры
Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. Что нужно знать, когда речь идёт о предоставлении земли от государства и каким требованиям должен соответствовать получатель?
Предоставить землю гражданину или юридическому лицу — что это значит?
Предоставление земельного участка от государства — понятие, подразумевающее процедуру, где государственное имущество передается физическому или юридическому лицу для каких-либо целей. Во время передачи земли заключается соответствующий договор, в котором содержатся все важные моменты процесса: цели, на которые дается земля, правила и условия получения, срок.
Если земельный участок дается на временной период с возможностью расторгнуть раньше окончания срока, то все условия прописываются в обязательном порядке.
Процедура предоставления земли регулируется Земельным Кодексом РФ, где решаются вопросы предоставления земли разным категориям лиц, имеющих на это право.
В главе 5.1 ЗК РФ подробно расписаны условия к гражданам, которые могут претендовать на землю от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.
Какие виды передачи ЗУ существуют?
Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:
- продажа (могут происходить торги или без них осуществляется право преимущественного выкупа);
- аренда (точно также через торги либо без них, если есть намерения продлить договор);
- постоянное бессрочное пользование (со своевременной платой за использование участка либо без неё);
- безвозмездное срочное пользование (предоставляется в том случае, если претендент имеет возможность воспользоваться подобным правом на льготной основе).
При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.
В случае предоставления земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования составляется ссудный договор, где претендент на землю является ссудополучателем, а государство ссудодателем.
Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан:
- граждане, имеющие трех и более детей, и молодые семьи, которые ещё не пользовались правом на землю от государства;
- Ветераны Труда РФ и Советского Союза;
- Герои РФ и Советского Союза;
- молодые специалисты (врачи, учителя).
Для данных категорий граждан существует особый порядок получения земли от государства на льготной основе и специальные программы.
Подробно о том, какие бывают виды пользования земельным участком, рассказано тут.
Под какие цели и кто может получить землю?
В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда.
Многодетные и молодые семьи
Семьи, где есть 3 и более детей, а также молодые семьи могут воспользоваться правом бесплатного получения земли для следующих целей:
- индивидуальное жилищное строительство (семья имеет возможность получить землю для постройки собственного дома);
- организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной от государства земли (законодательство предусматривает возможность воспользоваться землей в качестве создания фермерского хозяйства для получения дохода).
Герои Труда
Герои Труда, кавалеры ордена Славы Российской Федерации и Советского Союза могут получить земельные участки для следующих направлений:
- использование участка в качестве дачи (построить жилище возможно, однако осуществить регистрацию как по месту жительства нельзя);
- организация приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.
Молодые специалисты
Согласно Земельному Кодексу, молодые обладатели профессий, которые приехали в сельскую местность для работы после окончания ВУЗа. Таким специалистам предоставляют землю для постройки собственного жилья и организации подсобного хозяйства.
Срок предоставляемой земли составляет 5 лет и, если в течение этого времени не начнется строительство, то надел будет подлежать изъятию и возвращению государству.
Юридические лица
Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка не только для физических лиц, но и юридических. Согласно ст. 39.5 ЗК РФ главным основанием для предоставления земли организациям — решение органов государственной или муниципальной власти. Юридическому лицу необходимо подать заявление, где указываются все сведения и цель использования земли.
Больше нюансов о льготном предоставлении земельных наделов, о том, кто и на каких условиях может получить ЗУ, подробно написано здесь.
На каких правах может предоставляться ЗУ?
Виды предоставления земельных участков и на каких условиях на них можно претендовать — это являются двумя разными юридическими категориями.
Виды могут различаться, а права разделяют на два вида:
- Право собственности (земельный участок полностью передается во владение и распоряжение наделом).
- Право пользования участком (такой вид дает разрешение на использование участка по своему усмотрению, но без права передачи получателя в собственность до исполнения установленных договором условий).
Из права пользования можно переоформить право собственности, если гражданин выполнил все условия согласно законодательству. Например, молодому специалисту дается земля сроком на 5 лет. Если в течение этого времени будет построен дом, в собственность можно переоформить и жилье, и участок на безвозмездной основе.
Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками читайте тут.
Нормы
Согласно Земельному Кодексу, земельные участки, передаваемые под использование или владение физическими и юридическими лицами, обязательно определяются особыми параметрами. К ним относят:
- Категория земель. Государство не может передавать в собственность такие земли, как лесные массивы, заповедные земли, на которых расположены водные объекты, и те участки, которые находятся в зоне отчуждения. Лицу могут дать землю под собственность — это земли поселений и для сельхозназначения. Передача других категорий земель в собственность невозможна.
- Размер земельного участка. Конкретные показатели в Земельном кодексе не регулируются, так как для каждого региона установлена своя норма в зависимости от природно-климатических особенностей, поэтому гражданам стоит ориентироваться на региональные нормативно-правовые акты. Но участок должен быть не меньше шести и не больше пятнадцати соток. Такие показатели установлены для всех участков независимо от цели применения.
- Уровень плодородия. Этот показатель также относится ко всем участкам. Неважно, требуется ли земля для возведения фермерского хозяйства или постройки жилья, где в любом случае будет организовано приусадебное хозяйство. Также в эту категорию относится наличие неподалеку полигонов с бытовыми отходами или промышленных предприятий, которые могут оказать негативное влияние на урожай.
- Расположение участка. Государство не выделяет участки земель, находящиеся вблизи инженерных предприятий, государственной границы и объектов, чья работа направлена на обеспечение страны. Их возможно арендовать на определенный срок только для определенных целей, например, ведения подсобного хозяйства без возведения крупных построек.
Порядок процедуры
Порядок предоставления земли в собственность из государственного фонда осуществляется согласно на уровне регионального законодательства в сфере земельных и имущественных отношений. Но нормативно-правовые акты не должны противоречить законам федерального уровня, поэтому процесс имеет общие действия:
- поиск свободного земельного участка, на котором отсутствуют строения;
- проверка на наличие у участка кадастрового паспорта и иных прав собственности на него у других лиц (информация предоставляется в администрации);
- определение района, в котором находится земля;
- составление заявление, где указываются основания для получения земли и цели на нее;
- если кадастровый паспорт будет отсутствовать, то специалисты обязуют его оформить и провести геодезию участка;
- ожидание вынесения решения земельной комиссией (что делать, если получен отказ на предоставление ЗУ?).
Куда обращаться?
Процессом и установлением порядка предоставления земельных участков в каждом конкретном населенном пункте занимается соответствующий уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Часто им является администрация города или области, куда и требуется обращаться всем претендентам на землю.
Как оформить заявление?
В законодательстве отсутствует форма заявления, однако конкретно описаны, какие сведения должны быть указаны:
- наименование учреждения, куда направляется заявление с указанием точного адреса и уполномоченного лица;
- сведения о заявителе: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, ИНН, номер телефона;
- просьба о предоставлении земельного участка;
- информация о земельном участке: место нахождения, кадастровый номер, площадь;
- для каких целей необходим земельный участок;
- список прилагаемых документов, которые доказывают, почему именно этому гражданину должен быть выделен надел;
- дата и подпись заявителя.
- Скачать бланк заявления о предоставлении земельного участка
- Скачать образец заявления о предоставлении земельного участка
Подробнее о заявлении на предоставление земельного участка читайте отдельно.
Необходимые документы
Основной перечень необходимой документации включает в себя:
- паспорт заявителя;
- выписка из Росреестра об отсутствии в собственности земельного участка;
- схема земельного участка, если необходимо образование надела;
- документ, который подтверждает право на получение земли;
- заявление.
Список документов может меняться в зависимости от условий для получений и региона проживания, поэтому полный перечень стоит заранее узнать у сотрудников уполномоченного органа.
Все о предоставлении земельного надела, а именно, куда обращаться с заявлением на земельный участок, как оформить процедуру и какие нужно подать документы, подробно описано в отдельном материале.
Сроки, на которые надел передается в пользование
Допустимые сроки аренды в отношении государственных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ. Максимальный срок при оформлении земли в пользование составляет 49 лет, минимального не установлено. Закон предусматривает разные сроки арендных договоров в отношение публичных земель для индивидуального целевого назначения и могут составлять:
- 3-10 лет в отношении земельных участков, которые предоставляются для возведения объектов недвижимости;
- до 49 лет под размещение линейных объектов;
- 20 лет для индивидуального жилищного строения в границах населенного пункта;
- 3-5 лет для освоения территории и возведения дачного хозяйства;
- до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.
Также мы рассказали о том, из-за чего может возникнуть утрата права пользования ЗУ, и как правильно составить иск на устранение препятствий в пользовании землей.
Таким образом, для получения земельного участка от государства необходимо подходить под условия, которые задает законодательство. Для подачи заявки обратитесь в администрацию с собранным пакетом документов и заявлением. В течение 30 дней её рассмотрят и вынесут решение о предоставлении земли.