Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2022 года: обзор

Закупки у предпринимателей: что поменялось с 2022 года?

Обязанность закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства теперь распространяется на все автономные учреждения, работающие по Федеральному закону № 223-ФЗ, – вне зависимости от масштаба их закупочной деятельности. Новое правило действует с 1 января 2022 года. Что надо предусмотреть заказчикам при исполнении этих требований? Подробности – в нашей статье.

Кого коснулись изменения?

Сначала 2022 года вступили в силу поправки в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, внесенные Постановлением Правительства РФ от 07.07.2022 № 1128. Эти поправки расширили круг заказчиков, обязанных совершать целевые закупки у малых и средних предпринимателей.

Теперь в силу п. 2 Постановления № 1352 проводить целевые закупки должны все заказчики, руководствующиеся Федеральным законом № 223-ФЗ. Не соблюдать данное требование могут лишь юридические лица, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ и сами являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для автономных учреждений это означает следующее. Ограничения, согласно которым проводить целевые закупки в предыдущие годы были обязаны только крупные АУ с общей годовой стоимостью договоров более 250 млн руб., сняты (абз. 10 п. 2 Постановления № 1352, абз. 10 п. 2 Положения № 1352 в прежней редакции). Наделение данной обязанностью сейчас не зависит от масштаба закупочной деятельности и уровня подчинения автономного учреждения. Под действие новой нормы подпадают как крупные федеральные АУ с годовым стоимостным объемом договоров 300 млн руб., так и небольшие региональные и муниципальные АУ, в год заключающие по результатам закупок договоры на сумму 30 млн руб.

К тому же автономные учреждения не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). И это еще раз подтверждает обязательность исполнения нового требования: любому АУ надо приобретать у предпринимателей часть запланированного объема товаров, работ и услуг.

Какой объем и у кого закупать?

Согласно п. 5 Положения № 1352 (в редакции Постановления № 1128) объемы целевых закупок у малых и средних предпринимателей с 1 января 2022 года тоже выросли. Общий годовой объем таких закупок должен составить не менее 25 % (вместо ранее установленных 20 %). При этом доля стоимости договоров с малыми и средними предпринимателями по результатам закупок, проведенных только среди данных субъектов, повысилась с 18 % до 20 %.

То есть крупные автономные учреждения, в прошлом уже проводившие целевые закупки, теперь должны увеличить их объем. А тем заказчикам, которые впервые столкнулись с необходимостью выполнять новое требование, нужно сразу ориентироваться на действующую обязательную долю целевых закупок.

Важно, что к целевым относятся закупки не только у малых и средних предпринимателей, но и у самозанятых граждан, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход (ч. 15 ст. 8 Федерального закона № 223-ФЗ). Договоры, заключенные с самозанятыми, также учитываются в общем стоимостном объеме закупок у предпринимателей.

Что можно закупать и по какой стоимости?

В целях достижения обязательной доли целевых закупок у малых и средних предпринимателей можно приобретать далеко не все товары, работы и услуги. В пункте 7 Положения № 1352 установлены ограничения по наименованиям продукции (это первое условие для осуществления названных закупок). При расчете годового объема не учитываются, например, закупки:

относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

которые осуществляются за пределами территории РФ и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории РФ;

финансовых услуг, включая банковские, страховые услуги, услуги по договору лизинга;

сведения о которых составляют государственную тайну и содержатся в документации о закупке или проекте договора;

услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа);

работ (услуг), которые могут выполняться (предоставляться) только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему учреждением, унитарным предприятием;

предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;

результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;

товаров, работ (услуг), необходимых для плановых ремонтов, технического обслуживания, осуществляемых в рамках существующих гарантийных или лицензионных обязательств по закупленным товару, работе (услуге);

услуг по обеспечению защиты персональных данных в информационных системах (если начальная (максимальная) цена превышает 200 млн руб.).

Пункт 7 Положения № 1352 устанавливает закрытый перечень наименований. Закупки, прямо не поименованные в нем, можно без ограничений проводить при участии предпринимателей. Заключенные по результатам таких закупок договоры учитываются при расчете годовых стоимостных объемов целевых закупок (Письмо Минфина РФ от 23.03.2022 № 24-04-08/22599).

Второе условие для целевых закупок – наличие у автономного учреждения специального перечня товаров, работ, услуг, утвержденного в силу п. 8 Положения № 1352. Перечень нужен, чтобы проводить закупки на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352 – те, в которых участвуют только малые и средние предприниматели и самозанятые. То есть если АУ утвердило перечень, но в нем нет, скажем, строительно-монтажных работ, их нельзя заявлять предметом закупки, проводимой исключительно среди предпринимателей и самозанятых. А вот если названные работы в перечень внесены, их закупку можно организовывать и при ограниченном круге участников (в соответствии с пп. «б» п. 4 Положения № 1352), и на общих основаниях (по пп. «а» п. 4).

К сведению: как сказано в п. 8 Положения № 1352, закупать товары, работы, услуги, включенные в перечень, допускается у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития в Письме от 14.09.2016 № Д28и-2382 пояснило: данное разрешение касается закупки продукции из перечня с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей 200 млн руб.

Перечень составляется на основании ОКПД 2. После того как он утвержден, его необходимо разместить в единой информационной системе (ЕИС) и на официальном сайте заказчика (п. 9, 10 Положения № 1352).

Читайте также:
Законы, кодексы и акты

Третье условие, установленное в п. 18, 19 Положения № 1352, касается стоимости целевой закупки, в которой могут участвовать только предприниматели и самозанятые. Если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 млн руб. и приобретаемые товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан закупить их у субъектов малого и среднего предпринимательства. На это обратил внимание Минфин в Письме от 17.06.2022 № 24-05-07/52262. Если же цена находится в диапазоне 200–800 млн руб., а товары, работы, услуги тоже поименованы в перечне, заказчик вправе закупить их у предпринимателей. Для наглядности покажем взаимосвязь на схеме.

Подавляющее большинство автономных учреждений вряд ли способно выйти за ценовой порог закупки в 800 млн руб., да и начальная (максимальная) цена договора в 200 млн руб. для многих недостижима. Поэтому основным регулирующим документом при целевых закупках для АУ становится именно перечень товаров, работ, услуг: указанную в нем продукцию надо закупать только среди малых и средних предпринимателей и самозанятых. Таким образом, достижение обязательной доли целевых закупок будет зависеть прежде всего от содержания данного перечня.

Какими способами закупать?

Согласно п. 4 Положения № 1352 закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) проводятся способами, установленными положением о закупке, – посредством торгов и иных процедур. Заказчики могут использовать три формы привлечения:

в закупке участвуют любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые;

в закупке участвуют только малые и средние предприниматели и самозанятые;

заказчик устанавливает в закупочной документации требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа малых и средних предпринимателей (самозанятых).

При этом, как пояснил Минфин в Письме от 22.11.2022 № 24-04-09/94110, п. 4 Положения № 1352 допускает осуществление закупок разными способами – путем как конкурентных, так и неконкурентных закупок. Чтобы достигнуть установленный годовой объем, заказчики могут организовать закупочную деятельность оптимальным для себя образом.

Если по результатам указанных закупок договор подписывается с предпринимателем (самозанятым), цена договора включается в расчет общего стоимостного объема целевых закупок.

Что учесть при планировании?

Согласно п. 5 Положения № 1352 на закупки с участием только предпринимателей и самозанятых с 1 января 2022 года должно приходиться не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема, в то время как общая доля целевых закупок составляет 25 %. Из этого следует, что обязательная доля достигается в первую очередь за счет закупок, проводимых на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352.

Данные закупки надо отразить в плане на 2022 год. Здесь необходимо предусмотреть не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок (п. 5 (1) Положения № 1352). Подчеркнем: все они должны планироваться к проведению исключительно среди предпринимателей и самозанятых.

В связи с этим в плане должны быть указаны следующие сведения, отраженные в пп. 13, 15 п. 1 Требований № 932, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932:

о закупке товаров (работ, услуг) путем торгов, иными способами, проводимой только среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных п. 7 Положения № 1352 (то есть продукции, которую нельзя закупать у предпринимателей и самозанятых).

При планировании учитываются и факты исполнения долгосрочных договоров, заключенных с предпринимателями (п. 6 (1) Положения № 1352). Как пояснил Минфин в письмах от 07.09.2022 № 24-01-07/78247 и от 17.01.2022 № 24-01-08/1945, в расчет годового объема целевых закупок включается объем оплаты в текущем году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие периоды. Сведения об объемах оплаты названных договоров, а также об объемах привлечения малых и средних предпринимателей, относящиеся к конкретному году исполнения, тоже включаются в план закупки (п. 3 Требований № 932).

По каким правилам проводить целевые закупки?

Правила работы с малыми и средними предпринимателями (самозанятыми), в том числе способы закупки, устанавливаются в положении о закупке, утвержденном автономным учреждением, с опорой на нормы Федерального закона № 223-ФЗ и Положения № 1352.

Читайте также:
Выплата доли при разводе

Так, при составлении собственных правил надо учесть, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только малые и средние предприниматели и самозанятые, проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но, как указал Минфин в п. 1 Письма от 06.12.2018 № 24-05-09/88660, здесь можно использовать и неконкурентные процедуры, если это предусмотрено положением о закупке. Заказчик вправе осуществлять, например, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Если организуется закупка с участием исключительно предпринимателей и самозанятых, этот факт следует указать в извещении и закупочной документации (п. 20 Положения № 1352). Статус участника закупки подтверждается либо наличием сведений о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 11 Положения № 1352), либо наличием на сайте ФНС информации о применении им налогового режима самозанятости (п. 2 (4) Постановления № 1352). Требовать при подаче заявки подтверждающих документов от участника нельзя. При этом если необходимой информации нет в реестре или на сайте ФНС, то заказчик должен отказать в допуске к участию или в заключении договора.

Аналогичные действия совершаются при проведении закупки с привлечением субподрядчиков (соисполнителей) из числа предпринимателей и самозанятых: заказчик устанавливает это требование в извещении, закупочной документации и проекте договора (п. 29 Положения № 1352). В этом случае участники должны представить в составе заявки план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа предпринимателей и самозанятых. Их участие в исполнении договора становится его обязательным условием (п. 32 Положения № 1352).

Как сказано в Письме Минфина РФ от 03.11.2022 № 24-03-08/95754, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе в части заключения договоров с малыми и средними предпринимателями.

Во всех случаях, когда исполнителем (соисполнителем) договора становится предприниматель или самозанятый, произвести оплату надо в течение 15 рабочих дней со дня, когда заказчик подписал документ о приемке по договору (его отдельному этапу) (п. 14 (3), 28, 32 (1) Положения № 1352). Информация об этом в силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ должна содержаться в закупочной документации и проекте договора (Письмо № 24-03-08/95754).

С субподрядчиком – предпринимателем или самозанятым надо рассчитаться в такие же сроки. Как отметил Минфин в Письме от 24.04.2022 № 24-03-08/33305, подрядчик, заключивший договор с субподрядчиком, должен оплатить последнему товары, работы или услуги в течение 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.

Кто должен составлять отчет?

По итогам года автономному учреждению понадобится отчитаться о проведенных целевых закупках. Для этого нужно заполнить форму, утвержденную Постановлением № 1352. Этим же нормативным актом установлены требования к содержанию годового отчета.

Документ заполняется в ЕИС с использованием ее функционала. Помимо сведений о заказчике здесь детально раскрывается информация о заключенных договорах и достигнутой доле целевых закупок. После подписания отчета электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика документ считается опубликованным в ЕИС.

Разместить отчет надо до 1 февраля года, следующего за отчетным (ч. 21 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ). Но поскольку у большинства автономных учреждений обязанность достигать обязательные доли целевых закупок возникла только в 2022 году, к 1 февраля 2022 года формировать такой документ им не нужно (целевые закупки в 2022 году ими не проводились). Отчитываться о достигнутых объемах сейчас надо только крупным АУ, у которых общая годовая стоимость договоров превышает 250 млн руб. У остальных данная обязанность возникнет в 2023 году.

Заключение

К началу 2022 года автономные учреждения должны были спланировать свою закупочную деятельность так, чтобы по его окончании достигнуть установленные объемы закупок у малых и средних предпринимателей и самозанятых. Обобщим, что надо сделать для исполнения данного требования законодательства.

1. Скорректировать положение о закупке в части правил работы с предпринимателями и самозанятыми.

2. Рассчитать стоимостные объемы целевых закупок и предусмотреть их достижение в плане закупки. К примеру, если на 2022 год запланированы закупки общей стоимостью 100 млн руб., 20 млн руб. должно быть разыграно при проведении процедур, участниками которых будут исключительно предприниматели и самозанятые (это обязательно отражается в плане).

3. Утвердить перечень товаров, работ, услуг, которые закупаются только среди предпринимателей и самозанятых.

4. Уточнить закупочную документацию.

5. В течение года «добрать» оставшуюся стоимостную долю в 5 % (в нашем примере она эквивалентна 5 млн руб.) за счет закупок, которые проведены на общих основаниях, но в которых победили предприниматели (самозанятые).

6. Подготовить по итогам 2022 года отчет о достижении установленного объема целевых закупок.

Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2022-2022 годах

Мы собрали все изменения в 223-ФЗ с 2022 года в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.

Читайте также:
Как открыть пельменную с нуля?

Общий годовой объем закупок у субъектов МСП составит не менее 25 %, а доля стоимости договоров по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, увеличится с 18 до 20 %. Требование распространено практически на всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Исключение — юрлица, которые сами имеют статус СМСП.

Положение по постановлению № 1352 об особенностях участия субъектов МСП по 223-ФЗ с 2022 года обязаны соблюдать все заказчики по 223-ФЗ, кроме тех, кто сам относится к СМСП.

Эти новые правила применяются только к тем правоотношениям, которые возникли с 01.01.2022.

Постановление Правительства № 1128 от 07.07.2021

В тендерах у СМСП заказчик получит право установить в положении способ неконкурентной закупки по принципу «электронного магазина», учитывая такие особенности:

  • закупку проводят на электронных площадках из спецперечня;
  • цена договора не больше 20 млн руб.;
  • участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
  • заказчик опубликует информацию о закупке и требованиях к участнику;
  • оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям, а заказчик определит, с кем из их числа заключить договор.

последняя редакция 2022 фз-223 о госзакупках с комментариями

Планируемые изменения

Правительство распоряжением № 3994-р от 30.12.2022 утвердило план законотворческой деятельности на 2022 год. В этом документе заложены важные изменения в 223-ФЗ. Так, Минпромторг разработает изменения в КоАП по вопросу установления административной ответственности за несоблюдение минимальной доли закупок по 223-ФЗ. Сроки подготовки изменений и направления их в Госдуму: март — сентябрь 2022 года.

А Минфин уже подготовил изменения в 223-ФЗ в части установления срока оплаты по договору. Такой законопроект 14.01.2022 опубликован на сайте нормативно-правовых актов. По проекту предельный срок оплаты по всем договорами будет 15 рабочих дней. Планируется, что изменения вступят в силу с 01.07.2022, но еще до октября 2022 года заказчики будут приводить положения о закупках в соответствие с новыми правилами.

Изменения, которые вступили в силу с 2022 года

Мы собрали в таблицу обзор изменений 223-ФЗ за 2022 год с комментариями и ссылками на нормативные акты.

В плане закупок придется указывать количество товаров, которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг, и единицу измерения. А в тендерах в сфере строительства это требование распространится на те товары, которые организатор торгов принимает к бухучету.

Уточнили, когда нужно отправлять данные о выполнении обязательств по договору, — в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты.

Наряду с остальной информацией в реестр договоров придется отправлять сведения о цене единицы товара, работы или услуги. А в тендерах в сфере строительства в реестре договоров придется заполнять сведения о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.

К ответственности за несвоевременную оплату привлекают, если исполнителем по договору выступает субъект малого или среднего бизнеса. Составляет протоколы и рассматривает дела по таким нарушениям ФАС.

Уточнили порядок формирования сведений для реестра договоров. Заказчики выкладывают в регистры информацию о сделках с самозанятыми.

Заказчики учитывают товары из ЕАЭС в рамках квотирования.

Напомним, что с 01.01.2022 действует перечень продукции по постановлению Правительства № 2013 от 30.12.2022 для выполнения минимальной доли закупок отечественных товаров. Такими товарами признаются те, которые включены в реестр российской промпродукции и единый реестр российской радиоэлектронной продукции. С этой даты к этим реестрам добавили и реестр продукции, которая произведена на территории государств — членов ЕАЭС.

До 29.06.2022 заказчики в положении учитывали новые правила конкурентных электронных закупок у СМСП:

  • в электронном конкурсе запретили предусматривать квалификационный отбор участников, скорректировали правила использования этапов;
  • электронный запрос предложений проводится по аналогичным правилам, что и электронный конкурс;
  • закрепили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки;
  • прописали закрытый список сведений, которые заказчик запрашивает у участников.

До 14.07.2022 вот какие изменения нужно внести в положение по 223-ФЗ в 2022 году — прописать порядок ценообразования и определить формулу цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику при исполнении договора, и максимальное значение цены договора.

Предложение о цене лота исключено из перечня информации, которую должна содержать заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме.

Вот список нового в 223-ФЗ на сегодня:

  • новые правила в составлении протоколов. В протоколы по результатам закупки нужно включать информацию о причинах, по которым конкурентная закупка не состоялась. Правительство привело закрытый перечень таких причин;
  • новые правила составления ежемесячных отчетов.

Закупку товаров, работ, услуг, которые заказчик включил в перечень для СМСП, можно провести только среди указанных участников, если НМЦД не превышает 800 млн руб.

При расчете объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме договоров не учитывают закупки, которые связаны с поставкой и обслуживанием медицинской техники, если НМЦД выше 400 млн руб.

Читайте также:
Учет финансовых вложений и ценных бумаг

Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!

Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях, новых функциях в 223-ФЗ и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Бесплатно изучите 223-ФЗ с последними изменениями на 2022 год и другие нормативные акты закупочного законодательства!

Изменения, которые вступили в силу с 2022 года

Мы собрали в таблицу, какие изменения произошли в 223-ФЗ в 2022 году.

Распространят на самозанятых граждан преимущества, которые есть у субъектов малого и среднего предпринимательства при закупках по 223-ФЗ. Сейчас они участвуют на общих основаниях.

Новые правила не распространяются на процедуры, которые начались до вступления поправок в силу.

В реестре договоров указывают страну происхождения товара. Сведения будут указывать и в случае, если поставка товара предусмотрена договором на выполнение работ или оказание услуг.

Уточнили, что правительство определит минимальный объем закупок отечественных товаров. Проекты таких постановлений уже разработаны, но еще не утверждены.

Изменения с 2022 года

Мы собрали в таблицу изменения в 223-ФЗ с 2022 года.

Добавили позиции 690–1053 и 117 позиций исключили из федерального перечня заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений в такие планы до их утверждения подлежат оценке соответствия со стороны корпорации МСП. Этот перечень утвержден Распоряжением Правительства № 2258-р от 06.11.2015.

Добавили 8 заказчиков в перечень, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений в такие планы до их утверждения подлежат оценке соответствия со стороны региональных властей или организаций, которые созданы такими органами. Такой перечень заказчиков утвержден Распоряжением Правительства № 717-р от 19.04.2016.

Тендеры у СМСП по 223-ФЗ планируют минимум на три года. Когда заполняете раздел плана, посвященный таким закупкам, учитывайте особенности. На второй и третий годы планирования не заполняйте такие графы:

  • единицы измерения товаров (работ, услуг), которые закупаете;
  • сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
  • сведения о НМЦД или цене лота;
  • способ определения поставщика;
  • тендер в электронной форме (да или нет).

На третий год реализации плана не заполняйте такие графы:

  • планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
  • срок выполнения обязательств по договору (год, месяц).

Предприниматели получают оплату по договору максимум через 15 рабочих дней после выполнения обязательств и подписания закрывающих документов. Период оплаты сократили для всех ситуаций:

  • закупали на общих основаниях;
  • участвовали только МСП;
  • МСП выступали субподрядчиками по договорам, в которых было условие об их обязательном привлечении.

Предложения ФАС

А вот обзор изменений в 223-ФЗ, которые планирует Федеральная антимонопольная служба:

При описании объекта заказа используются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики из каталога товаров, работ и услуг. Появится возможность устанавливать дополнительные характеристики при наличии обоснования.

Включаем в документацию обоснование начальной (максимальной) цены договора или цены единицы продукции (если нельзя определить объем заказа).

Заключаем договор с единственным поставщиком и проводим неконкурентные закупки без ограничений

Появится список ситуаций, для которых официально допускаются заказы у единственного поставщика. Планируют ввести 22 таких случая. Вот примеры:

  • продукция из электронного магазина стоимостью не более 100 000 рублей;
  • соглашения с монополистами или центральными депозитариями;
  • конкретные товары, работы, услуги в результате аварии, ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;
  • перечень продукции (утвержден правительством), которую надлежит приобретать у учреждений УИС;
  • услуги по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
  • услуги по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Урегулируют предельный размер неконкурентных заказов и соглашений с единственным поставщиком — 10 % от СГОЗ.

Используем новые требования к обеспечению заявок и исполнению договора

Для заказов с установленным обеспечением заявок и исполнения договоров прописываем в документации размер, срок и порядок предоставления обеспечения.

Участник предоставляет обеспечение в виде денежных средств или банковской гарантии.

Требования приравняют к нормам федеральной контрактной системы. Появится единая форма гарантии. Заказчикам придется размещать гарантийный документ в реестре гарантий по 44-ФЗ.

Используем единый подход к установлению квалификационных требований к участникам

Законодатели разработали единую форму специальной предквалификации на торговых процедурах. Вот что надлежит учитывать:

  • требуется подтвердить опыт исполнения заказов при снижении НМЦД от 20 %;
  • проверка исполнительского опыта проводится автоматически;
  • жалобу подают только те, кто вправе подать заявку.

Составляем заявку на участие в закупке по новым (уточненным) требованиям

Заказчики вправе требовать только такую информацию от участников:

  • для юридических лиц — название, адрес, учредительные документы, ИНН учредителей (членов коллегиального исполнительного органа или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа);
  • для физических лиц и ИП — Ф.И.О., паспортные данные и адрес, ИНН участника заказа;
  • декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (при отсутствии такой информации в реестре СМП);
  • правоустанавливающий документ — о возможности действия от имени участника;
  • декларацию о соответствии единым требованиям;
  • бланки о соответствии дополнительным требованиям.
Читайте также:
Имущественный вычет и материнский капитал

Иную документацию требовать нельзя.

Применяем новый порядок составления протокола рассмотрения и оценки заявок

В протоколах надлежит указывать сведения о допущенных и отклоненных участниках и их заявках и обосновывать такое решение.

Используем механизм рейтинга деловой репутации

Поставщикам автоматически присвоят в ЕИС высокий, базовый и низкий рейтинги. Основание для оценки — количество, качество и стоимость исполненных договоров. Рейтинг влияет на допуск к торговым процедурам, оценку участника и снижение размера обеспечения заявок и договоров.

Проводим торги на любой электронной площадке

Для заказов по 223-ФЗ подходят все площадки, которые используются в рамках 44-ФЗ.

Получаем электронные сообщения через функционал ЕИС

Жалобы и уведомления теперь направляются через ЕИС. Результат рассмотрения доступен там же. Переписка заказчика с участником публикуется в Единой информационной системе.

Заключаем и исполняем договоры по-новому

Появятся новые обязательные пункты проекта договора. Отрегулируют сроки заключения: 5 дней — на публикацию в ЕИС заказчиком проекта договора и 5 дней участнику — на подписание и размещение договора. Такой же срок отводят на подготовку протокола разногласий. Участник вправе подать только один протокол. Регламентируют исполнительные меры и обязанности сторон. Все сообщения об исполнении, изменении и расторжении договора формируются в ЕИС. Нормы 44-ФЗ по изменению существенных условий договора в процессе его исполнения распространятся и на 223-ФЗ.

Включаем недобросовестных участников в РНП

Отработают последовательность действий заказчика и ФАС по включению участников в РНП.

Обжалуем закупки в установленном порядке

Жалобы до завершения срока подачи заявок подают участники, соответствующие требованиям закупочной документации. При несоответствии требованиям жалобу возвращают. По завершении срока подачи заявок жалобу направляют только участники, направившие предложение. При рассмотрении жалобы ФАС проверяет закупку по всем параметрам, а не только на предмет конкретной жалобы. Введут новую форму закупок через электронный магазин и для нее установят специальный порядок обжалования. Для рассмотрения такой жалобы подавайте ее через ЕИС в течение 5 часов с момента совершения обжалуемого действия или бездействия. Заказчик или оператор получат уведомление в течение 10 минут. Максимальный срок для ответа — 3 часа. ФАС рассмотрит обращение, приостановив закупку, за 6 часов с момента направления. Решения, предписания размещаются в ЕИС. Не заключайте договор, пока не получите решение от ФАС.

Проводим закупки в электронных магазинах

Для закупок через электронный магазин действуют все электронные площадки. ЭП вправе взимать комиссию — плату с победителя котировочной сессии. Информационный обмен осуществляется через ЕИС. Предложения участников формируются в других системах. Сведения о заключенном договоре оператор ЭП направляет в ЕИС, и они включаются в специальный реестр. По плану в электронном магазине допускаются конкурентные и неконкурентные заказы. Для неконкурентных закупок доступны такие функции:

Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

Начиная с 2022 года в сфере госзакупок произойдёт ряд серьезных изменений. 360-ФЗ вносит новшества в действующий порядок проведения торгов и нацелен в первую очередь на упрощение и ускорение всех процессов. О том какие изменения нас ждут мы и поговорим в этой статье!

Изменения в 360-ФЗ

Сразу же условимся. Нововведения вступят в силу только с начала грядущего года, а некоторые и того позже. Верно оценить то, или иное решение сейчас практически невозможно. Необходимо хоть немного времени после «релиза», чтобы дать оценку.

Поэтому мы лишь обозначим основные изменения и обозначим пару субъективных мнений.

Полный переход на ЭДО

Пожалуй самым важным изменением станет полный переход на электронный документооборот. Электронное актирование будет осуществляться через типовые формы, которые будут направляться заказчику в ЕИС.

Акт приёма товара, работы или услуги, всевозможные обжалования и прочие операции будут осуществляются исключительно в электронном формате. Проект контракта, пока что, будет прикрепляться в виде отдельного файла, однако в 2023 году также станет доступен к заполнению по специальной форме.

Даже подача жалобы будет осуществляться через единую информационную систему, а при её подаче станет обязательным указание ИКЗ.

Упрощение в документации

С начала следующего года, требования и инструкция по заполнению заявки станут частью извещения. Документация о закупке останется лишь в закрытых процедурах, по понятным причинам.

Открытые торги, в свою очередь, станут менее нагружены по части прилагаемых документов, что существенно облегчит знакомство с тендером и всей важной информацией.

Кроме того, при заполнении формы заявки на участие, большая часть информации будет автоматически подтягиваться из ЕИС. Данное удобство появится с 01.04.2022 года.

Отдельно стоит отметить то, что теперь нет необходимости указывать характеристика товара при поставке. Новшество работает только в том случае, если заказчик указал товарный знак, а обозначить дополнительно потребуется лишь страну происхождения в соответствии с ОКСМ.

Читайте также:
Быстрое оформление визы на остров Хайнань

Универсальная предквалификация

Новый закон вводит универсальную предквалификацию для участия в тендерах на сумму свыше 20 млн рублей.

Если НМЦК соответствует или выше обозначенной суммы, то к участию будут допускаться только те компании, которые за последние 3 года успешно исполнили контракт стоимостью не менее 20% от цены текущей закупки. При этом предмет исполненных обязательств роли не играет, а учитывается сам факт.

Нововведение позволит заказчикам обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, ведь участниками окажутся только те компании, которые успели зарекомендовать себя с положительной стороны.

Меньше видов конкурентных торгов

Для упрощения проведения закупок, новый закон предполагает наличие лишь трех видов конкурентных торгов. Напоминаем, на сегодняшний день используется 11 видов.

По итогу, на момент 1 января 2022 года, поставщикам и заказчикам будут доступны следующие способы проведения конкурентных торгов:

  • запрос котировок в электронный форме;
  • аукцион (электронный, закрытый и электронный закрытый);
  • конкурс (электронный открытый, закрытый и электронный закрытый).

Изменения в аукционе

Помимо значительного «сокращения», сами процедуры также подвергнутся изменениям. В большей мере, они направлены на ускорение привычных процессов, чтобы процедуры проходили в более сжатые сроки.

Начнём, пожалуй, с самого популярного вида электронных торгов – аукциона. Когда изменения вступят в силу, заявка станет цельной, а не разделенной на две части, а вносить коррективы в извещение заказчику можно будет вплоть до предпоследнего дня срока подачи заявок. Кроме того, изменится и само проведение аукциона. Время на подачу ценового предложения сократится до 4 минут, а общее время аукциона станет ограниченным – не более 5 часов.

Изменения в конкурсе

На рассмотрение и оценку как первой, так и второй части, будет отведено лишь 2 рабочих дня. Даже на переторжку теперь будет отводиться меньше времени – 1 час вместо 3-х. При проведении последней, кстати, теперь будет нельзя указать сумму в 0 рублей.

Также будет добавлен новый критерий в первую часть – расходы.

В случае, если есть готовый проект или отсутствуют критерии расходов и качества, то обе части будут рассматриваться сразу, без переторжки.

Изменения в запросе котировок

В запросе котировок появится обязательное требование к обеспечению. Ранее заказчики могли сами решать, нужно ли его устанавливать, однако теперь при НМЦК от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей заказчик обязан просить обеспечение.

Также в запросе котировок теперь не допускается протокол разногласий. Вероятно, это сделано из-за сжатых сроков, в условиях которых не представляется возможным организовать общение поставщика и заказчика в необходимом виде.

В пользу вышеописанного предположения служит и следующее изменение – время рассмотрения и оценки теперь составляет всего 2 рабочих дня. Запрос котировок становится ещё более быстрой процедурой, в чём есть как минусы, так и плюсы. Но рассуждать об этом мы будем уже в следующем году.

Новые сроки на заключение контракта

Ускорение процессов коснулось и процедуры заключения контракта.

На размещение проекта контракта теперь будет отведено 2 рабочих дня с момента публикации итогового протокола. В запросе котировок этот срок будет составлять всего 3 часа.

На подпись и размещение контракта, заказчику будет отводится 2 рабочих дня. В запросе котировок срок будет меньше – 1 день.

Победитель торгов, в свою очередь, должен будет успеть подписать контракт за 5 рабочих дней.

Сокращение сроков оплаты по контрактам

360-ФЗ предполагает и новые правила по оплате исполненных контрактов. У заказчиков теперь будет заметно меньше времени на то, чтобы рассчитаться со своим поставщиком, а с 2023 года эти сроки станут еще короче.

Для малого бизнеса:

  • сейчас – 15 дней;
  • с 2022 года – 10 дней;
  • с 2023 года – 7 дней.
  • сейчас – 30 дней;
  • с 2022 года – 15 дней;
  • с 2023 года – 10 дней.

Обеспечение заявки или контракта

Затрагивая тему обеспечения, стоит готовиться к серьёзным изменениям!

Начнём с того, что при необходимости обеспечить заявку, средства на спецсчете будут блокироваться сразу после подачи. Позитивная сторона этого решения видна сразу! Больше не будет обидных потерь интересного тендера из-за промашки с балансом счёта. Если средств недостаточно – Вы сразу об этом узнаете, а не неприятно удивитесь в момент окончания срока подачи заявок.

Здесь же отметим ещё одно нововведение – при получении банковской гарантии будет добавляться лишь один дополнительный месяц к сроку, вместо нынешних двух.

И раз уж речь зашла о банковских гарантиях…

Появление независимых гарантий

С 2022 года получить гарантию на обеспечение заявки или контракта можно будет не только в банке. Независимые гарантии будут предоставлять государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, а также региональные гарантийные организации в специальных закупках для малого бизнеса.

Участники торгов, имеющие регистрацию в других странах – членах Евразийского экономического союза, в свою очередь, смогут получить гарантию от Евразийского банка развития.

Антидемпинговые меры

С наступлением 2022 года, в силу вступят и обновлённые меры по борьбе с демпингом. Применятся они будут в закупках с НМЦК от 15 млн. рублей и при снижении цены на 25% и более.

Читайте также:
Вопрос о возмещении вреда при нападении на нашу собаку

К тому же, нижняя планка обеспечения исполнения обязательств будет зафиксирована на отметке в 10% от максимальной цены контракта.

Увеличение квоты для малого бизнеса

Со следующего года возрастет обязательная доля закупок у СМП. Сейчас эта доля составляет 15% от годового дохода, но с 2022 она зафиксирует на отметке в 25%.

Учитывать закупки, подходящие под квоту, будут как и раньше. Только те, что были проведены отдельно, с преимуществом для субъектов малого предпринимательства. Если представитель СМП выиграет в общей закупке, для всех, то данный контракт под квоту не попадает.

Совместные закупки

Проведение совместных закупок станет возможным для заказчиков из разных регионов. Долгожданное, особенно для небольших городов, изменение, вступит в силу с начала грядущего года.

Такая возможность, потенциально, поможет многим заказчикам сэкономить на закупках, однако не исключено появление случаев неправомерного использования новоиспеченного дозволения.

Зачёт неустойки

360-ФЗ предполагает включение в контракты возможность зачёта неустойки на сумму самих обязательств. Скорее всего, такое изменение было заявлено для увеличения безопасности сторон, а также сокращения бюрократических процессов при нарушениях во время исполнения контракта.

Выводы

Описанные изменения действительно должны заметно ускорить проведение торгов. Видны попытки упростить многие аспекты, что очень радует.

Как мы уже и говорили, поспешных выводов делать не будем. Лучше всего дождаться реальной практики участия в условиях 360-ФЗ.

Новое в законодательстве о корпоративных закупках по 223-ФЗ: что изменилось в 2022 и к чему готовиться в 2022 году

А вы уже успели подготовиться к изменениям в госзакупках по 223-ФЗ 2022 года? Напомним, меняется порядок организации и проведения закупочных процедур, сроки подготовки, правила планирования процедур.

Основные новшества 2022–2022 годов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные изменения в госзакупках по 223-ФЗ 2022–2022

Дата вступления в силу

Годовой объём закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Не менее 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок.

Не менее 25% от общего годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам госзакупок.

ПП РФ от 07.07.2022 № 1128

Доля стоимости договоров по закупкам, участие в которых могут принимать только СМСП.

ПП РФ от 07.07.2022 № 1128

Особенности закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязательны для отдельных заказчиков, перечисленных в ПП от 11.12.2014 № 1352.

Обязательны для всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, кроме тех, кто сам является субъектом МСП.

ПП РФ от 07.07.2022 № 1128

Приоритет российских товаров.

Преимущество по общему правилу установлено на уровне 15% от цены, которую предложил участник, для радиоэлектронной продукции из российского реестра — 30%.

Приоритет в размере 30% должен быть применен также при закупках интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, включенных в российские реестры.

ПП РФ № 1382 от 23.08.2021

Обоснование НМЦД, цены договора с единственным поставщиком.

Обязанность в законе отсутствовала.

Заказчик обязан в Положении о закупке установить порядок определения и обоснования цен, а также разместить обоснование НМЦД в документации о закупке.

16.04.2022 + 90 дней на внесение изменений в Положение о закупке.

Федеральный закон от 05.04.2022 № 86-ФЗ

Штрафы за несвоевременную оплату ТРУ по договорам с субъектами МСП.

Заказчика могут наказать, наложив штрафные санкции, за несвоевременную оплату договора. Происходит это в том случае, если контрагентом является СМСП.

02.01.2022 для отдельных заказчиков, с 01.01.2022 г. — для всех заказчиков по 223-ФЗ, кроме субъектов МСП.

Федеральный закон № 453-ФЗ от 22.12.2020

Минимально установленная доля закупок товаров российского производства.

Необходимо пользоваться перечнем для выполнения минимально установленной доли закупок товаров российского производства (он утвержден ПП от 3 декабря 2022 г. № 2013). К этим товарам относятся те, что включены в реестры российской промышленной продукции и радиоэлектронной продукции. Теперь к ней относят соответствующую продукцию, произведенную на территории государств — членов ЕАЭС.

ПП РФ № 304 от 03.03.2021

Правила проведения электронных процедур.

Общие правила проведения электронных процедур и особые правила конкурентных электронных процедур с участием только субъектов МСП.

Введены новые правила при проведении электронных госзакупок у СМСП:

  • запрещено устанавливать предварительный квалификационный отбор для участников,
  • закреплено, что для запроса предложений в электронном виде применяются правила электронного конкурса;
  • установлены новые требования к форме заявки в зависимости от способа закупки;
  • сформирован перечень документов и информации, которые заказчик может запрашивать у участников. Он является закрытым. Иные данные запрашивать нельзя.

01.04.2022 + 90 дней на внесение изменений в Положение о закупке

Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020

Предложение о цене лота.

Входит в перечень сведений, которые должна включать в себя заявка на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе котировок для субъектов МСП.

Федеральный закон № 277-ФЗ от 01.07.2021

Читайте также:
Как оформить сотрудника в ИП

Правила для составления протоколов.

Стандартные правила для составления протоколов.

Норма обновлена. Теперь в протоколы по итогам закупки необходимо включать сведения о причинах, по которым закупка признана несостоявшейся.

Утвержден закрытый перечень таких причин.

ПП РФ № 814 от 27.05.2021

Правила предоставления ежемесячной отчетности о заключенных договорах.

Отчет состоял из 6 показателей, предусмотренных ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Отчет включает сведения обо всех договорах, включенных в реестр договоров, с присвоением кодов основания заключения договора; добавлены разделы (за месяц и за год накопленным итогом) о достижении минимальной доли закупки российских товаров; отчет формируется автоматически в ЕИС и должен быть дополнен заказчиком сведениями, которые не размещены в ЕИС.

ПП РФ № 814 от 27.05.2021

Закупка товаров, которые включены заказчиком в перечень для СМСП, только среди указанных участников.

Можно провести, если НМЦД — не более 400 млн руб.

Можно провести, если НМЦД — не более 800 млн руб.

ПП РФ № 937 от 19.06.2021

Все новые правила проведения конкурентных и неконкурентных процедур, новый функционал ЕИС, лучшие закупочные практики и многое другое разберём на курсе повышения квалификации: «Новые требования в 2022 году и практика корпоративных закупок по закону 223-ФЗ».

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

С 1 января 2022 года госзакупки станут проще и доступнее для начинающих поставщиков — разбираем все изменения в статье.

Артем Терпячий

Артем Терпячий

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать2022 годС 1 января 2022 годаС 1 января 2023 года
Только малый бизнес15 дней10 дней7 дней
Все30 дней15 дней10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Новая система способов госзакупок в 2022

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе2022 годС 1 января 2022 года
ЗаявкаИз двух частейЕдиная заявка
Можно внести изменения в извещениеНе позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявокНе позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения10 минут4 минуты
Общее время торгаНе ограниченоНе больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Просмотр документации по госзакупкам в 2022

Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Читайте также:
Имеет ли место соучастие в краже в магазине?

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Обзор основных изменений для поставщиков за 4 квартал 2022 года

Обзор основных изменений для поставщиков за 4 квартал 2022 года

Рассмотрим как изменились правила госзакупок в 4 квартале 2022 года, какие нормы начали действовать с января 2022 года, изменения, ожидаемые в ближайшем будущем.

Уже вступившие в силу изменения в закупках по 44-ФЗ

Поправки в Закон о контрактной системе по 360-ФЗ

Многочисленные изменения по 44-ФЗ вступили в силу с января 2022 года. Так как нововведений и поправок достаточно много, мы посвятили им отдельный обзор.

Корректировка нескольких постановлений

Если в будущем установят нерабочие дни из-за пандемии, особенности закупок будут такими же, как и в 2022 году. Для операторов электронных площадок изменены нормы автоматического переноса сроков подачи предложений о цене контракта (Постановление Правительства РФ от 01.12.2022 № 2151).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Это постановление уточняет цену контрактов, по которым можно менять условия при невозможности исполнения по объективным причинам.

Цена 100 млн рублей и выше установлена для:

  • контрактов жизненного цикла сроком не менее 3 лет для федеральных и региональных нужд и не менее 1 года для муниципальных нужд
  • «строительных» контрактов жизненного цикла сроком не менее 1 года (например, на реконструкцию объекта капитального строительства)
  • контрактов на выполнение НИОКР сроком не менее 1 года

Значительные корректировки правил нацрежима

Иностранные промтовары

В ПП РФ № 616 внесены корректировки (Постановление Правительства РФ от 20.11.2022 № 1989).

Рассмотрим основные из них:

  1. Подтвердить, что продукция не подпадает под запрет, стало проще. Выписка из реестра больше не нужна. Участникам необходимо указать в заявке номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (РЭП) и российской, евразийской промпродукции, а также совокупное количество баллов. При исполнении контракта нужно предоставить заказчику документы, по которым продукция была включена в указанные реестры.
  2. Скорректирован перечень «запрещённых» товаров: сейчас он включает 146 позиций (вместо 125). В него добавили пассажирские лифты, шариковые или роликовые подшипники. Исключены телекоммуникационное оборудование, изделия из бетона, цемента, гипса и листовое стекло.
  3. Скорректированы основания для «отмены» запрета: заказчикам разрешается не устанавливать его, если закупка проводится на одну единицу товара стоимостью не более 300 тыс. руб. или совокупная стоимость закупки таких товаров не превышает 1 млн руб. Также добавили новое основание для «отмены» запрета: при экстренной или аварийной закупке у единственного поставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  • разрешили аренду импортных товаров
  • отменили дополнительное требование к поставщикам одежды, головных уборов и тканей об использовании при производстве этой продукции материалов с территории РФ или других стран ЕАЭС
  • продлили запрет на импортные маски после 31 декабря 2022 года
  • запретили закупать импортные расходные материалы и запчасти к машинам и оборудованию, предустановленным у заказчика
  • запретили закупать станки (подп. 62–66 нового перечня), если данное оборудование содержит иностранное ПО. Но, если продукция не производится в ЕАЭС, запрет не действует
Читайте также:
Быстрое оформление визы на остров Хайнань
Отдельные виды иностранных промтоваров

Много изменений внесли и в Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 617. На закупки, извещения по которым заказчики разместили в ЕИС после 31 декабря 2022, распространяется действие Постановления Правительства РФ от 21.12.2022 № 2201).

Правило «третий лишний» сейчас действует только при 2 условиях:

  • не меньше 2 заявок с предложением товаров, которые произведены в странах из ЕАЭС
  • товары не должны быть от 1 производителя.

Правило «третий лишний» не действует, к примеру, если закупаемая продукция технически несовместима с товарами, которые заказчик уже использует.

Также уточнили перечень подпадающих под ограничения товаров: сейчас он включает 173 вида промышленной продукции.

Иностранная медтехника и электроника

Основные поправки:

  1. Отменены исключения в закупках товаров из перечня по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878: заказчики всегда должны устанавливать ограничения допуска.
  2. Скорректировано правило «второй лишний»: заказчик обязан отклонить все заявки с иностранной продукцией, если имеется хотя бы 1 заявка с предложением не только российских товаров, но и продукции из стран ЕАЭС.
  3. Актуализированы нормы о подтверждении страны происхождения товара:
  • как и с промтоварами, в заявке достаточно указать номер реестровой записи и количество баллов, если есть такое требование
  • если предлагается товар из ЕАЭС, подтвердить страну можно сертификатом СТ-1. Это правило для радиоэлектронной продукции будет действовать до 30 июня 2022 года, а для отдельных видов медтехники — до 31 декабря 2022 года.

Уточнён порядок определения НМЦ в закупках квотируемых товаров, сокращён их перечень

Как и раньше, чтобы обосновать НМЦ рыночным методом, ценовые запросы направляют поставщикам промышленной сферы из ГИСП. Если в системе будет меньше 3 субъектов, заказчики обязаны отправить ценовые запросы другим поставщикам идентичной либо однородной продукции из ЕАЭС из реестра контрактов (ПП РФ от 21.12.2022 № 2376).

Из перечня продукции, по которой заказчикам необходимо набрать определённую долю, убрали часть товаров, и внесли изменения в некоторые позиции.

Исключённые позицииКод ОКПД2
ноутбуки массой до 10 кг26.20.11
машины вычислительные, электронные26.20.13, 26.20.14, 26.20.15
электронные интегральные схемы26.11.30
смарт-карты26.12.3

Утверждены новые требования к поставщикам

Новые требования к поставщикам действуют в конкурентных закупках, которые начались после 1 января 2022 года.

Наиболее важные аспекты Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 № 2571:

  1. Расширили перечень ситуаций, когда заказчикам необходимо устанавливать дополнительные требования. К примеру, при НМЦ свыше 1 млн рублей нужно установить доп. требование при закупках:
  • услуг по уборке зданий и территорий
  • работ по текущему ремонту зданий и сооружени
  • услуг по техобслуживанию зданий и сооружений
  1. Уменьшили число оснований, когда наличие опыта можно подтвердить только госконтрактом или договором по 223-ФЗ. К примеру, в закупках работ по капремонту поставщик может предоставлять на выбор:
  • госконтракт либо договор по 223-ФЗ на капремонт объекта капитального строительства
  • договор на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства
  • договор на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в качестве застройщика

Изменения, которые произойдут в закупках по 44-ФЗ в ближайшее время

Дальнейшая корректировка правил нацрежима

Минфин планирует скорректировать перечни иностранных товаров и условия их допуска к госзакупкам.

  • исключить мелованную бумагу для печати, клеи, листовое стекло, двухколёсные велосипеды
  • добавить медицинскую марлю, химические реактивы общелабораторного назначения, мужские костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры (производственные и профессиональные)
  • исключить сельхозтехнику
  • добавить аппаратуру для воспроизведения звука

Минпромторг в госзакупках некоторых лекарств планирует ввести правило «второй лишний», которое будет касаться 15 препаратов из перечня ЖНВЛП: при закупке названных препаратов заказчик должен будет отклонять все заявки с иностранными лекарствами, если была подана хотя бы 1 заявка с лекарствами, прошедшими полный цикл производства в ЕАЭС.

Корректировка условия изменения строительных госконтрактов

По п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ заказчики вправе при определённых условиях корректировать долгосрочный контракт на строительство, если его невозможно исполнить из-за независящих от сторон обстоятельств. К примеру, если такой контракт заключён на срок более 1 года. Минстрой же предлагает ввести сроки и менее 1 года.

Планируется, что корректировки начнут действовать с момента их опубликования. Их распространят на контракты, которые были заключены с 1 января 2022 года.

Обновлён перечень заказчиков, проекты закупочных планов которых подлежат оценке на соответствие законам РФ

С 1 января 2022 года Корпорация МСП будет проверять на соответствие 223-ФЗ большее количество заказчиков: в перечень добавили более 170 юрлиц и исключили около 120 (Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2022 № 3652-р).

К чему следует готовиться в закупках по 223-ФЗ

С 1 июля 2022 у МСП будет применяться порядок закупок по принципу «электронного магазина»

Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 № 2323 устанавливает, что заказчики смогут установить в положениях о закупках способ неконкурентной закупки. Такие закупки будут проводиться на ЭТП из специального перечня в формате «электронного магазина».

Ссылка на основную публикацию