Кто выдает лицензии страховым компаниям
Все материалы сайта доступны по лицензии:
ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:
1 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
1 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и (или) пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона;
2 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
2 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
4 – для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.
Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
4. Страховщики обязаны соблюдать установленные настоящим Законом и нормативными правовыми актами органа страхового надзора требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
Статья 26. Страховые резервы
1. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, формируют страховые резервы.
2. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.
3. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
4. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.
Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
5. При осуществлении страхования объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, страховщик вправе предоставить страхователю – физическому лицу заем в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, заключенному на срок не менее пяти лет.
6. Страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.”;
10) статьи 28 и 29 изложить в следующей редакции:
“Статья 28. Учет и отчетность
1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового надзора в соответствии с законодательством.
2. Учет операций по страхованию объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, и учет операций по страхованию иных объектов страхования ведутся раздельно.
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ)
Статья 29. Опубликование страховщиками годовых бухгалтерских отчетов
1. Страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.
2. Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.”;
11) в наименовании главы IV слова “страховой деятельностью” заменить словами “деятельностью субъектов страхового дела”;
12) статью 30 изложить в следующей редакции:
“Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.
4. Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) разработку и утверждение в соответствии с настоящим Законом нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
5) обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.
5. Субъекты страхового дела обязаны:
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).”;
13) (Утратил силу – Федеральный закон от 26.07.2017 № 205-ФЗ)
14) статью 32 изложить в следующей редакции:
“Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
1. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также – лицензия) выдается субъектам страхового дела.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
2. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя лицензии;
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
3. Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подпунктами 1, 10 – 13 пункта 2 настоящей статьи.
4. На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подпунктов 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), 11 пункта 2 настоящей статьи (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
5. Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.
6. Документы, указанные в подпунктах 2, 3, 6 и 7 (в части документов о государственной регистрации) пункта 2, подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, представляются в виде нотариально заверенных копий.
Заявление и документы, указанные в подпунктах 5, 8, 9 и 13 пункта 2, подпункте 4 пункта 5 настоящей статьи, представляются в порядке, установленном органом страхового надзора.
7. Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, в дополнение к документам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
8. Определенные в настоящей статье перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в настоящей статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.
10. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами 2, 3, 5, 6, 7 (в части документов о государственной регистрации), 8 – 13 пункта 2, подпунктами 3, 4 и 5 пункта 5 настоящей статьи, страховщики обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений.
11. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
12. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.”;
15) дополнить статьями 321 – 329 следующего содержания:
“Статья 321. Квалификационные и иные требования
1. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.
2. Главный бухгалтер страховщика должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
3. Главный бухгалтер страхового брокера должен иметь стаж работы по специальности не менее двух лет.
4. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.
5. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны иметь гражданство Российской Федерации.
Статья 322. Плата за выдачу лицензии
1. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере четырех тысяч рублей.
2. За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей.
3. Суммы указанных в настоящей статье платежей зачисляются в федеральный бюджет.
Статья 323. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии
1. Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:
1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела – юридических лиц;
2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
7) (Утратил силу – Федеральный закон от 25.12.2012 № 267-ФЗ)
8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
2. Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного настоящим Законом.
Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.
Статья 324. Аннулирование лицензии
Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:
непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.
Статья 325. Действие лицензии
1. Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных настоящим Законом.
2. Временная лицензия может выдаваться на срок:
указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.
Получение лицензии на страховую деятельность: кем выдается и требования в 2022
Чтобы осуществлять продажу страховых полисов на территории РФ, у компании должна быть лицензия на страховую деятельность. Разрешение выдается надзорным органом по каждому виду страхования, включая перестрахование. Сегодня подробно разберем все нюансы данного вопроса.
Закон о лицензировании страхования
Лицензирование страховой деятельности в РФ регламентируется законом от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела». По закону, ни одна компания в России не имеет права заниматься страхованием и перестрахованием без получения соответствующего разрешения.
Лицензия представляет собой документ, который дает право страховщику продавать полисы и заниматься сопровождением договоров в рамках конкретного вида страхования. Если страховая компания является многофункциональной, то есть предоставляет услуги по продаже полисов в комплексе, то по каждому виду страхового дела требуется получить отдельное разрешение надзорного органа.
Требования к страховщику
Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:
- С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
- Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
- Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.
Образец лицензии
Документ обязан включать в себя следующие положения:
- наименование надзорного органа – Банка России;
- юридическое наименование организации и ее адрес;
- деятельность и вид страховых услуг;
- регистрационный номер юр.лица в Росреестре;
- номер лицензии, дата выдачи и срок действия;
- номер в реестре субъектов страхования РФ.
В документе могут быть отображены иные важные сведения, которые не противоречат указаниям Банка России. Образец страховой лицензии ниже.
Срок действия
Согласно ст. 32.5 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, срок действия выдаваемых Банком России лицензий для страховщиков не ограничен. Началом действия разрешения принято считать дату, следующую за днем одобрительного решения о выдаче документа.
Действие лицензии на страховую деятельность прекращается в следующих случаях:
- Закрытие или реорганизация юридического лица. В первом случае финансовая организация полностью прекращает свою деятельность, во втором – входит в состав более крупной компании.
- Отзыва. Он возникает по решению суда или страхового надзора – Банка России. Лицензия может быть приостановлена, а затем возобновлена, или отозвана окончательно. В последнем случае страховщик прекращает свою деятельность по причине отзыва разрешения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Покупать полис в компании с отозванной лицензией не рекомендуется, даже если вы раньше пользовались услугами этого страховщика. Деятельность фирмы в таком случае является незаконной. Владельцы полисов не могут рассчитывать на компенсацию при наступлении страхового случая, так как официально компания прекратила свою деятельность по причине отзыва лицензии.
Получение лицензии
Процесс получения разрешения на страховую деятельность в РФ состоит из нескольких этапов. После его получения страховщик может представлять услуги в рамках программы неограниченное время, если иное не прописано в документе Банка России.
Список документов
Список документов отличается в зависимости от того, кто обращается за выдачей лицензии на страховую деятельность. Согласно закону «Об организации страхового дела в РФ», соискатели на выдачу лицензии по (пере)страхованию должны представить:
- Заявление.
- Чек об оплате госпошлины (платежное поручение, иной подтверждающий документ).
- Устав предприятия, информацию о его утверждении.
- Сведения о руководстве компании, включая данные об учредителях, акционерах и директорах по отдельности.
- Заключение аудиторов.
- Справки, подтверждающие соответствие условиям для обеспечения выбранного варианта предоставления страховых услуг. Это финансовые отчеты о внесении средств акционеров, бумаги из ФНС и бухгалтерии. Требуется, чтобы сравнить достаточность объема капитала для осуществления страховой деятельности после предполагаемого получения лицензии.
- Бизнес-план.
СПРАВКА! Если за получением обращаются представители общества взаимного страхования (ОВЗ), вместо финансовых отчетов они приносят список всех членов с указанием имущественных интересов участников.
Список справок для брокеров и других посредников упрощен. В нем нет документов об аудите, бизнес-плана и справок из ФНС. Но посредники для получения лицензии на страховую деятельность обязаны принести документ о наличии собственного капитала в размере 3 млн. рублей. Это деньги, используемые у брокеров в качестве банковской гарантии.
Порядок действий
Чтобы получить разрешение Банка России, соискатель должен:
- Соответствовать условиям.
- Собрать представленный пакет документов.
- Представить справки надзорному органу.
- Дождаться ответа Центробанка.
- В случае положительного решения – сверить данные, чтобы проверить лицензию на ошибки и полноту внесенной информации.
Банк России не выдает лицензию на осуществление страховой деятельности, если компания не соответствует финансовым требованиям или допустила ошибки при представлении документов.
Повторная подача заявки возможна в течение 30 дней с момента отправки первичного пакета. Если спустя месяц соискатель не внес коррективы и не предъявил документы вновь, заявка на выдачу аннулируется, оставшиеся справки возвращаются компании.
Кто рассматривает заявку
Рассмотрением заявки о выдаче лицензии или отказе в ее получении занимается надзорный орган – Банк России. Государственный регулятор выполняет функции в сфере страхового надзора с 2013 года.
Сроки и госпошлина
Банк России рассматривает возможность выдачи документа в течение 30 дней. После принятия решения по вопросу страховщик получает уведомление в течение 5 дней, независимо от того, выдал ли Центробанк лицензию либо отказал в заявлении.
При положительном решении компания получает письменное уведомление. Оригинал документа высылается заказным письмом на юридический адрес фирмы. При отказе у страховщика есть 30 дней, чтобы внести правки и повторить попытку.
Наличие чека об уплате государственной пошлины – обязательное условие при подаче заявки. Допускается представлять следующие документы в качестве подтверждения факта платежа:
- Чек.
- Банковский ордер.
- Платежное поручение.
- Копию справки, подтверждающей онлайн-оплату.
- Иные чеки установленного образца с указанием реквизитов, плательщика-страховщика и суммы.
Ответственность за отсутствие лицензии
Если представители органа страхового надзора обнаружат, что финансовая организация осуществляет продажу полисов без разрешения Банка России, к компании могут быть применены различные меры взыскания вплоть до ликвидации в судебном порядке по факту мошенничества.
Штраф и запрет на проведение ряда операций в страховом деле – минимальные меры взыскания для нарушителей порядка осуществления страховой деятельности в РФ. Размер штрафа зависит от конкретного случая. Запрет связан с реализацией полисов и сопутствующих услуг по конкретной отрасли страхования, по которой у страховщика нет официальной лицензии.
Проведение проверки может быть случайным процессом, или напротив, вызвано многочисленными жалобами клиентов.
Как проверить подлинность лицензии
Если появились сомнения по поводу честности страховщика, рекомендуется проверить выданное ему Банком России разрешение. Это можно сделать следующим образом:
- Посмотреть единый реестр субъектов страхового дела. В списке указаны все компании, действующие на дату отчета. Обновление производится регулярно, полная информация представлена на сайте Банка России. Скачать актуальный реестр страховщиков вы можете по ссылке на нашем портале.
- Найти интересующую компанию и посмотреть статус лицензии – действует или отозвана.
Страховые компании обязаны оповещать клиентов о том, что у них появились финансовые трудности, в связи с чем надзорный орган имеет право наложить запрет на проведение ряда операций, или отозвать разрешение.
Но на практике страховщики предпочитают умалчивать о негативной ситуации до момента, пока об этом не узнает большая часть страхователей, или информация не будет обнародована в СМИ. Поэтому не следует считать сведения, размещенные на официальном портале страховщика, всегда достоверными.
Выводы
Лицензия на страховую деятельность – обязательное условие для всех страховщиков на территории РФ. Что следует знать всем участникам страхового рынка:
- выдачей, отзывом разрешения занимается орган страхового надзора – Банк России;
- лицензия выдается бессрочно, но может быть отозвана по ряду причин;
- по каждому виду услуг требуется получить отдельное разрешение.
Поделитесь ссылкой с друзьями и подпишитесь на новости, чтобы всегда быть в курсе важных событий в мире страхования. Напоминаем, что на нашем портале вы можете бесплатно проконсультироваться у юриста.
Специально для вас – полезная статья о том, как выбрать страховую компанию.
Лицензирование деятельности
Лицензия – это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).
Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.
Куда обращаться за получением лицензии
Выдают лицензии территориальные отделения специальных лицензирующих органов, которые указаны в Постановлении Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957, некоторые из них мы укажем в таблице:
Вид деятельности
Лицензирующий орган
Частная охранная и детективная деятельность
Медицинская и фармацевтическая деятельность, производство лекарств
Пассажирские перевозки автомобильным транспортом
Лицензии на право розничной торговли алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Контакты региональных управлений Росалкогольрегулирования можно найти на этом сайте.
Лицензионные требования
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 27 февраля 2019 г. № 195. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.
Документы для получения лицензии
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.
Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.
Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.
Сколько стоит лицензия
Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:
- банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
- производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
- розничная продажа алкогольной продукции – 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
- предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 тыс. рублей.
Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.
При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.
Как получить лицензию
После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:
- лично, при визите в лицензирующий орган;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.
Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.
В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.
Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2022 г. № 1559 . Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.
Действует лицензия на территории всей Российской Федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии
Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:
- реорганизации юридического лица;
- изменения личных данных и места жительства ИП;
- смене юридического адреса и наименовании организации;
- изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.
Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.
После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.
Аннулирование и прекращение действия лицензии
В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.
Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:
- подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
- прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).
При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.
Ответственность за работу без лицензии
За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:
- за деятельность без лицензии по статье 14.1 (2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
- за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.
Кто выдает лицензии страховым компаниям
от 27 ноября 2018 года N 4974-У
О форме бланка лицензии на осуществление страховой деятельности и о порядке направления лицензии на осуществление страховой деятельности субъекту страхового дела
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 декабря 2022 года на основании
указания Банка России от 5 августа 2022 года N 5877-У
____________________________________________________________________
Настоящее Указание на основании пункта 15 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 47, ст.5622; 2002, N 12, ст.1093; N 18, ст.1721; 2003, N 50, ст.4855, ст.4858; 2004, N 30, ст.3085; 2005, N 10, ст.760; N 30, ст.3101, ст.3115; 2007, N 22, ст.2563; N 46, ст.5552; N 49, ст.6048; 2009, N 44, ст.5172; 2010, N 17, ст.1988; N 31, ст.4195; N 49, ст.6409; 2011, N 30, ст.4584; N 49, ст.7040; 2012, N 53, ст.7592; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4067; N 52, ст.6975; 2014, N 23, ст.2934; N 30, ст.4224; N 45, ст.6154; 2015, N 10, ст.1409; N 27, ст.3946, ст.4001; N 29, ст.4357, ст.4385; N 48, ст.6715; 2016, N 1, ст.52; N 22, ст.3094; N 26, ст.3863, ст.3891; N 27, ст.4225, ст.4294, ст.4296; 2017, N 31, ст.4754, ст.4830; 2018, N 1, ст.66; N 18, ст.2557; N 31, ст.4840; N 32, ст.5113, ст.5115) устанавливает форму бланка лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера и порядок направления лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера субъекту страхового дела.
1. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее – лицензия на осуществление страховой деятельности) выдается Банком России субъекту страхового дела по форме, установленной приложением к настоящему Указанию.
Лицензия на осуществление страховой деятельности подписывается первым заместителем (заместителем) Председателя Банка России, курирующим вопросы выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности, либо лицами, их замещающими.
2. Лицензия на осуществление страховой деятельности направляется Банком России субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия Банком России решения о выдаче (переоформлении, замене бланка, предоставлении (выдаче) дубликата) лицензии на осуществление страховой деятельности.
3. Лицензия на осуществление страховой деятельности направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу субъекта страхового дела, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, вместе с письмом, содержащим сведения о дате и номере решения о выдаче (переоформлении, замене бланка, предоставлении (выдаче) дубликата) лицензии (далее – письмо о принятом решении).
Письмо о принятом решении оформляется на бланке структурного подразделения Банка России, к функциям которого относится лицензирование деятельности субъектов страхового дела (далее – уполномоченное подразделение Банка России).
Уполномоченное подразделение Банка России должно представить письмо о принятом решении для подписания лицу, уполномоченному распорядительным актом Банка России подписывать указанные письма (далее – уполномоченное лицо), не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Банком России решения о выдаче (переоформлении, замене бланка, предоставлении (выдаче) дубликата) лицензии на осуществление страховой деятельности.
Каждому подписанному уполномоченным лицом письму о принятом решении Банком России присваивается регистрационный номер документа.
4. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:
5. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Страховой надзор
В Российской Федерации система надзора осуществляется Банком России. Основы регулирования установлены в главе IV Закона РФ 4015-1 «Об организации страхового дела».
1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.
Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.
В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется Банком России.
Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:
- проверка правильности формирования страховых резервов,
- размещения активов,
- обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
- а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
Стадии (фазы) надзора
Страховой надзор можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.
Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.
Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.
Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, про-верке квалификации и знаний страхового законодательства.
С Механизм надзора и его инструменты
Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.
D Лицензирование
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:
- заявление о предоставлении лицензии;
- учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
- документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
- сведения о составе акционеров (участников);
- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
- сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
- расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- положение о формировании страховых резервов;
- технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.
D1 Квалификационные требования
В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.
Руководители страховой организации должны иметь:
- высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом об образовании, признаваемом в РФ, а также
- стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее 2 лет.
- Главный бухгалтер страховщика или главный бухгалтер страхового брокера должны иметь:
- высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также
- стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации
- Страховой актуарий должен иметь
- высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации
- квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.
Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.
D2 Сроки действия лицензии
Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки. Добавить информацию, о том, какое подразделение СК ответственно за получение и отслеживание лицензий: Получением или отслеживанием лицензии занимается либо юридических департамент, либо актуарный департамент.
D3 Управление лицензией
Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:
- предписание об устранении нарушения,
- ограничение действия лицензии,
- приостановление действия лицензии,
- отзыв лицензии.
E Предписание
Предписание дается в случае:
- осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законо-дательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
- несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
- несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
- нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
- непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
- установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;
Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок. Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.
Если предписание было не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.
F Ограничение
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
G Приостановление
Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.
Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.
H Отзыв
Отзыв лицензии означает прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела, т. е. его ликвидацию. Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются
- решение суда, а также
- решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
- в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
- в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
- в иных предусмотренных федеральным законом случаях;
Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.
До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:
- уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
- принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
- исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
- осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщик, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
- продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.
Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Особенности лицензирования страховой деятельности в России
Закон и право
Лицензирование страховой деятельности – получение юридическим лицом разрешения на ведение профессиональной деятельности. Наличие разрешения удостоверяется лицензией (специальным документом, который выдается ответственными государственными службами). Лицензирование доступно для компаний, организаций. Физ. лицам в России запрещено работать в сфере страхования (самостоятельно оформлять страховки, выдавать полиса и оказывать иные услуги не от лица организации).
Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?
Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.
Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.
Важно! Лицензия на оказание страховых услуг выдается для обеспечения защиты интересов граждан, охраняемых объектов, финансовой деятельности организаций. Лицензирование в сфере страхования позволяет минимизировать ущерб, который потенциально могут нанести государству и его гражданам недобросовестные фирмы, некачественно и незаконно оказывающие услуги в сфере страхования.
Какие виды страхования подлежат лицензированию?
Согласно порядку лицензирования страховой деятельности, получение лицензии обязательно, если компания осуществляет работу по оказанию услуг в сфере личного, добровольного страхования, страхования имущества, ответственности.
Важно! Если организация занимается перестрахованием, не оказывая населению и предприятиям иных услуг, то ей выдается разрешение на ведение деятельности только по перестрахованию.
В лицензии страховой компании, которую она получила от лицензирующих органов, перечислены виды страхования, в рамках которого страховщику официального разрешено оказывать услуги физ. и юр. лицам. Срок действия подобного разрешения ограничен (если требуется продление, необходима подача новой заявки со сдачей всей требуемой документации).
Нет необходимости получать лицензию некоторым страховым фирмам, которые оказывают услуги исключительно в следующих направлениях:
- анализ, изучение, прогноз, оценка страховых рисков;
- установление размеров причиненного ущерба, нанесенного вреда;
- определение размера денежной компенсации по выданным страховым полисам;
- оказание консультационной помощи частным лицам, организациям, предприятиям, муниципальным органам;
- проведение исследований.
Отдельно выделяется работа страховых брокеров и агентов. Лицензия страхового брокера выдается согласно ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела», аналогичное разрешение агентам получать нет необходимости. Брокер выступает в качестве независимого эксперта, который располагает сведениями по различным страховщикам и другим представителям отрасли. Со своими клиентами в области брокерской деятельности работает на основе заключенного договора, представляет их интересны, выполняет поручения.
Важно! Любая страховая деятельность, связанная с оформлением полисов ОСАГО, со страхованием имущества, жизни людей, подлежит лицензированию.
Кто выдает лицензию страховым компаниям?
По условиям лицензирования страховой деятельности, подача заявки на получение соответствующего разрешения осуществляется в Центробанке РФ. Это основной и единственный в стране орган, занимающийся надзором за страховой деятельностью. Осуществляемый страховой надзор позволяет предупредить, обнаружить, пресечь нарушения регламентов, законодательно-нормативных и правовых актов (присутствуют полномочия и по применению мер государственного принуждения к соблюдению закона).
При необходимости, Центробанк РФ приостанавливает действие лицензий, делает их ограниченными, отзывает разрешения у юридических лиц.
По правилам Центробанка РФ, субъектами страховой деятельности являются:
- организации, оказывающие услуги в сфере страхования;
- компании, занимающиеся перестрахованием;
- объединения взаимного страхования;
- брокеры.
К функциям Центробанка РФ в области лицензирования также относят ведение госреестра субъектов, в котором содержится информация о названиях, руководящем составе, банковских и иных реквизитах, расположении, сведений о выданной лицензии, периоде ее действия.
Порядок получения лицензии на страховую деятельность
Лицензия дает право страховщику осуществлять страховую деятельность. Право предоставляется органом надзора – Центробанком России. При выдаче лицензии Центробанк РФ ограничивает возможность ведения профессиональной страховой деятельности для компании-заявителя только на определенной территории.
Требования и условия
Перед подачей заявления, подготовкой документов страховщик-соискатель лицензии должен проверить свою деятельность на соответствие основным требованиям (при их несоблюдении в выдаче разрешения будет отказано):
- официальная регистрация юридического лица в России;
- наличие уставного капитала, размер которого регламентирован Центробанком РФ (для каждого вида страхования устанавливается индивидуально);
- полное исполнение законодательно установленных нормативных отношений между собственными средствами страховой компании и предполагаемыми размерами полученных страховых премий;
- исполнение ограничений по параметрам уровня ответственности по перечню предполагаемых рисков.
Важно! Профессиональная деятельность субъектов страхового дела в РФ подлежит обязательному лицензированию, за исключением организаций и фирм, которые анализируют, оценивают страховые риски, занимаются определением размеров причиненного ущерба, оказывают консультационную помощь сторонам страховой деятельности, проводят исследования.
Куда обращаться?
Ранее страховой надзор осуществлялся Федеральной службой страхового надзора (ФССН), но ее деятельность в 2011 году была упразднена, в результате чего все функции по выдаче лицензий на страхование имущества, жизни, ответственности и т. д. были переданы Центробанку РФ. Заявление и собранную документацию соискатели обязаны предоставить в местные региональные отделения этого органа.
Список необходимых документов и стоимость
Перечень требуемой документации, которую должен подготовить соискатель:
- заявление;
- чек об оплате госпошлины;
- устав;
- решение руководства компании об утверждении устава;
- информация об учредителях;
- документация, подтверждающая наличие уставного капитала в определенном законодательством размере (согласно предоставляемым в будущем услугам по страхованию);
- сведения о руководящем составе компании-соискателя;
- документация, которая подтвердит происхождение, законность имущества, которое соискатель вносит в уставной капитал;
- постановление о проведении внутреннего аудита;
- документация, подтверждающая соответствие компании-соискателя требованиям, которые предъявляются законодательством организациям, претендующим на получение лицензии;
- бизнес-план, который был утвержден на учредительном совещании.
Важно! Сама лицензия, которая выдается Центробанком РФ, бесплатна. Соискатель должен предварительно оплатить лишь госпошлину в 7 500 рублей. В надзорное ведомство (выдавшее лицензию) оплачивать ничего не нужно.
Срок действия лицензии
При оформлении заявки на лицензию, соискатель может выбрать, какой тип разрешения он будет получать: временный или с неограниченным сроком действия. В первом случае есть возможность запросить разрешение, которое будет действовать ограниченный срок (например, 3 месяца, 1 год и т. д.). Во втором случае документ выдается со сроком действия 3 года. По истечению этого времени требуется провести процедуру переоформления.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления
Центробанк РФ ограничивает лицензию в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в п. 4 ст. 32.5-1. Ограничение также выставляется надзорным органом, если компания уклоняется от получения предписания со стороны государственного ведомства.
- ненадлежащее исполнение требований надзорного ведомства;
- отсутствие у компании финансовой устойчивости, низкий уровень платежеспособности;
- предоставление в государственное ведомство недостоверной информации от своей деятельности;
- совершение любых действий, которые угрожают правам и интересам застрахованных лиц, выгодоприобретателей, дестабилизируют финансовый рынок.
Орган страхового надзора имеет широкие полномочия в сфере временного или постоянного ограничения деятельности страховых организаций, которым была выдана соответствующая лицензия.
При необходимости, вводятся следующие ограничения (с учетом степени выявленного нарушения):
- введение запрета в отношении компании на предоставление ряда страховых услуг;
- введение ограничений (по срокам действия, по суммам, по типу клиентов и т. д.) в отношении компании на предоставление определенных услуг;
- ограничение действия разрешения;
- временная приостановка действия разрешения.
В России лицензию на ведение профессиональной деятельности в сфере страхования могут получить только юридические лица, страховые брокеры. Порядок получения документа предусматривает обращение, подачу заявления и сдачу документов в основной орган надзора в сфере лицензирования – Центробанк РФ. Стоимость лицензирования ограничивается величиной госпошлины.
Видеофайлы