Коррупционные правонарушения: некоторые вопросы квалификации действий взяткодателей
В предыдущих публикациях (см. «Верное решение» №№ 2, 3, 6 за 2022 год) мы осветили вопросы юридической ответственности юридических лиц за правонарушения коррупционной направленности и вопросы квалификации действий взяткополучателей. Однако квалификация действий лиц, дающих взятки, взяткодателей, также на практике вызывает множество вопросов, порой неоднозначно решаемых правоохранительными и судебными органами, порождает немалые трудности. Их причины уже назывались нами ранее. Здесь же необходимо постараться ответить на некоторые из возникающих вопросов.
Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.
Не следует забывать и о том, что латентность многих преступлений коррупционной направленности обусловлена в первую очередь тем, что о совершении преступлений в компетентные органы не заявляется именно взяткодателями (хотя по закону в таком случае они могут быть освобождены от уголовной ответственности). Взяткодателям чаще всего выгодно такое укрывательство, ведь они осознают, что в результате их подношений определенному должностному лицу они получают для себя некоторые преимущества в бизнесе или социальном положении («рука руку моет…»). И в этом кроется немалая опасность для интересов общества и государства.
Лично или через посредника
С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии – передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
Объективная сторона дачи взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица (часто это делается в целях сокрытия получения взятки). Из практики автора публикации следует, что в последнее время подобные действия взяткодателей стали распространены (безусловно – по прямому указанию взяткополучателей, которые пытаются тем самым скрыть свою личную причастность к получению взятки). Так, по одному из уголовных дел в Амурской области должностное лицо, федеральный государственный служащий структурного подразделения Росавтонадзора, систематически получал взятки от предпринимателей, которые они по его прямому указанию перечисляли на кредитную карту его сестры, проживающей в другом регионе страны. Сестра чиновника при этом, безусловно, им была проинформирована, поскольку, хотя и не спешила эти суммы перечислять со своей кредитной карточки брату, но вела их отдельный учет в специально заведенной ею тетради. Латентность таких действий высока, поскольку внешне перечисление денег идет не должностному лицу. Однако, высока и доказуемость подобных взяток, когда вскрывается хотя бы один их эпизод, так как «банковский, компьютерно – электронный» след взятки сохраняется долгие годы.
В качестве другого примера можно привести уголовное дело, в котором автор осуществлял защиту взяткодателя, где первая часть взятки была переведена по указанию должностного лица на расчетный счет юридического лица, к которому внешне взяткополучатель не имел никакого отношения. Но там работала бухгалтером знакомая взяткополучателя, которая уговорила руководителя обналичить для целей передачи взяткополучателю ранее перечисленную сумму. Это было сделано. Затем обналиченная сумма (за минусом «комиссионных» бухгалтера) была передана бухгалтером взяткополучателю, после чего он был задержан. Полагаю, что читателям легко догадаться, сколько здесь осталось следов преступления, а ведь взяткополучателю казалось, что все «шито – крыто». В судебном процессе вставал лишь вопрос о том, минусовать ли суммы за обналичивание и «комиссионные» бухгалтеру – посреднику из размера взятки (ведь эти деньги не были получены взяткополучателем). Суд решил, что «нет», отминусовывать эти суммы неверно, ведь взятка была окончена уже с момента перечисления денег на расчетный счет юридического лица.
В ранее действовавшем п. 5 Постановления Пленума от 10 февраля 2000 г. N 6 (в настоящее время утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях») разъяснялось, что “не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям”. Данное положение было верным, но неполным, поскольку не содержало ответа на вопрос, связанный с более сложной и распространенной ситуацией, когда лицо, получившее незаконное вознаграждение за выполнение сугубо профессиональных обязанностей, в то же время наделено полномочиями, позволяющими признать его должностным.
В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.
В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.
Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима – взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.
Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина “услуги” в гражданском праве, трактовку термина “услуги имущественного характера”. Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией “услуги”, поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера – это результат творчества именно “уголовного законодателя”, что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.
Когда дачу взятки следует считать оконченной?
Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что “при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению”. Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.
В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости, с момента начала «бесплатного» ремонта в квартире взяткополучателя).
С учетом всех разъяснений Пленума правильными следует признать и действия правоохранителей, предъявляющих дачу взятки лицу, который «покупает» по сделке недвижимость или транспортное средство у должностного лица, под контролем которого он находится, по цене, явно, заведомо превышающей рыночную цену. В качестве размера взятки при этом предъявляется разница в стоимости, размер «завышения» цены. Важно при этом помнить, что в таком случае по делу должны быть доказательства, что участники такой сделки осознавали заведомое завышение цены и, например, общее покровительство со стороны взяткополучателя в отношении лица (чиновника или предпринимателя), контроль за службой или деятельностью которого он осуществляет.
Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.
Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.
Но и здесь остаются неясными некоторые аспекты. Например, как быть, когда, действуя под контролем правоохранительных органов и в условиях оперативного эксперимента, взяткодатель под воздействием предложения взяткополучателя о даче ему взятки обещает последнему явно несуразные суммы за те или иные действия в его пользу ( например, предлагая сто тысяч долларов за устройство на должность с небольшим окладом), а передает в качестве первого «транша», прямо скажем, ничтожные суммы, понимая, что сразу после этого взяткополучатель будет задержан правоохранительными органами. Разве при этом будет справедливым предъявление взяткополучателю всей явно несуразной, но обещанной ему суммы? С точки зрения разъяснений Пленума – да, будет. Причем в качестве оконченного преступления. А с точки зрения социальной справедливости? Полагаю, что до официальных разъяснений Пленумом подобных ситуаций, суды должны учитывать подобное при назначении меры наказания виновному.
Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.
Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.
Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
Как могут наказать за покушение на взятку
Коррупция существует в любой стране. Однако в России она имеет устрашающие масштабы. Должностных лиц, берущих взятки, редко останавливает тот факт, что они совершают уголовное преступление – жажда легких денег перевешивает любые опасения. Но важно знать, что за подкуп отвечают обе стороны – и чиновник, и взяткодатель.
Степень вины у них может быть различной. Должностное лицо, вымогающее взятку, получит более строгое наказание. Справедливо и обратное: к взяткодателю суд применит серьезные санкции, если выяснится, что он склонял госслужащего к нарушению закона и был инициатором правонарушения. Более того, уголовно наказуемым является даже покушение на взятку. Автолюбитель, предлагающий дорожному полицейскому «решить вопрос на месте», рискует не только оказаться без прав, но и оказаться на скамье подсудимых.
Понятие взятки
Прежде чем рассматривать посягательство на взятку, нужно определиться с самим взяточничеством и тем, как его определяет закон. Согласно Уголовному Кодексу (УК), взятка – это подкуп должностного лица. Подкуп совершается для того, чтобы чиновник, пользуясь своим положением, совершил определенные действия в интересах взяткодателя. Впрочем, чиновнику не обязательно что-то делать, иногда достаточно его бездействия.
Сама взятка может быть:
- явной, когда передача средств происходит из рук в руки;
- завуалированной, когда в качестве подкупа предлагаются материальные ценности в виде различных товаров и услуг, бесплатно или по заниженным ценам.
Взятка – это сделка, в которой участвуют две стороны. При этом не всегда обе стороны одинаково хотят этой «сделки». Именно поэтому в Уголовном кодексе присутствуют две статьи, предусмотренные для инициатора противоправных действий:
- отвечает получатель незаконного вознаграждения, то есть должностное лицо; определяется вина взяткодателя.
Так или иначе, отвечать перед законом будут оба, но именно инициатор обычно получает более строгое наказание.
Что такое покушение на взятку
Посягательство на взятку — это тот же самый подкуп, но только неоконченный.Существует несколько причин, по которым «сделку» не доводят до конца:
- этому помешали правоохранительные органы, войдя в помещение, где проходила передача денежных средств;
- чиновник не принял незаконное вознаграждение по причине присутствия свидетелей, камеры в помещении и т.д.
Внимание! Должностное лицо может оказаться честным и не принять денежные средства. В таком случае имеет смысл говорить только о покушении на дачу взятки должностному лицу. Взяткодатель будет отвечать по 291 статье УК, но с учетом того, что преступление не является оконченным, суд будет рассматривать дело, опираясь на 30 ст. УК РФ.
Если говорить о покушении на получение взятки должностным лицом, то в большинстве случаев передача вознаграждения не происходит не по причине честности, а по причине того, что процесс передачи прерывают правоохранители.
Подарок, взятка, покушение – составы преступлений
Но не все то взятка, что блестит. Законом не запрещено делать подарки должностным лицам и госслужащим. Но с одной значительной поправкой, точнее ограничением. Согласно статье 575 Гражданского кодекса, чиновник может принимать подарки, если их стоимость не превышает трех тысяч рублей.
При этом подарки никак не должны быть связаны с выполнением каких-либо действий (бездействия) в интересах дарителя. В противном случае, состав преступления о взяточничестве будет налицо, и размер суммы, потраченной на подношение, не будет иметь никакого значения.
Справка. Статьями о взяточничестве не установлен минимальный размер денежных средств или материальных ценностей, при котором возбуждается уголовное дело.
Если говорить о различиях между покушением и совершенным преступлением с юридической точки зрения, то и посягательство на взятку не образует состава преступления. Согласно ст. 290 и 291 объективной стороной взяточничества является осуществленная передача или получение вознаграждения.
Для квалификации не важно какая сумма была передана (может быть передана лишь часть средств), суду будет важна «окончательная» сумма, которая была обговорена сторонами.
Субъективная сторона при покушении остается такой же, как и у совершенного преступления – это прямой умысел. Взяткополучатель, чиновник, прекрасно осведомлен в том, что получает взятку за определенные действия (бездействие) по службе в интересах взяткодателя.
Дающий взятку, в свою очередь, также прекрасно осведомлен в том, что совершает противоправное действие, отдавая деньги в обмен на «преференции». И так или иначе, у обеих сторон единственный мотив – корысть.
Отличие взятки от коммерческого подкупа здесь.
Ответственность за покушение на взятку
Наказание за покушение на взятку, как и при оконченном преступлении определяется ее размером, согласно 290 и 291 статьям УК РФ. Законодательство выделяет следующие размеры сумм взяток:
- малый – до 25 тыс. руб.;
- значительный – от 25 тыс. руб.;
- крупный – больше 150 тыс. руб.;
- особо крупный – более 1 млн. руб.
Ответственность за оконченное преступление может быть назначена в виде:
- штрафа;
- исправительных работ;
- лишения свободы (от года до 15 лет, в зависимости от размера вятки и квалифицирующих признаков преступления).
Так как мы говорим о покушении, то помимо профильных статей, при вынесении приговора, суд обратится к 29 и 30 статьям УК РФ («Оконченное и неоконченное преступление» и «Приготовление и покушение на преступление»). Согласно этим нормативно-правовым актам, ответственность за неоконченное преступление не может превышать ¾ от максимального наказания по тому или иному классифицирующему признаку преступления.
Бывает так, что у взяткодателя нет корыстных мотивов и его вынуждают заплатить. Вымогательство взятки является классифицирующим признаком особо тяжкого преступления. Даже за покушение на взятку с вымогательством предполагается уголовная ответственность в виде лишения свободы (ч.2 ст. 30 УК РФ).
Вымогательство доказать довольно сложно, так как коррупционер редко прямо говорит о желании получить взятку. Обычно он, выражаясь языком 90-х, «кошмарит» бизнес жертвы посредством бесконечных проверок, и тем самым вредит его законным интересам.
Доказательствами на суде по вымогательству, как и в случае с взяткой служат:
- аудио или видеозаписи совершения преступления (вымогательства);
- свидетельские показания;
- присутствие подставных лиц при передаче взятки.
Доказывая факт вымогательства, взяткодатель доказывает отсутствие корыстного мотива в частности, и своей непричастности к преступлению, в общем. В этом случае он освобождается от уголовной ответственности за покушение на дачу взятки УК РФ.
Заключение
Покушение на взятку определяется размером ее суммы. Наказание за неоконченное преступление значительно мягче, чем за совершенное. Но это не значит, что коррупционер и взяткодатель отделаются испугом.
Впрочем, на такой исход вполне может рассчитывать взяткодатель, если сразу после дачи взятки раскается и сообщит о преступлении в полицию, либо если докажет, что к подкупу его склоняли, и что целей он никаких не преследовал, и корыстных мотивов не имел.
Покушение на дачу взятки должностному лицу
Покушение на дачу взятки должностному лицу хотя и не является оконченным преступлением, становится основанием для привлечения к уголовной ответственности. Так как дача взятки посягает на едва ли не самые важные общественные интересы, то может иметь серьезные последствия с точки зрения УК РФ. Рассмотрим судебную практику по таким преступлениям, в том числе пленум ВС, а также размеры наказаний и правила их назначения.
Что такое покушение на дачу взятки должностному лицу по УК РФ: попытка и предложение взятки
Для того чтобы найти определение покушения на взятку в УК РФ, нужно начать с понятия дачи взятки как таковой. УК РФ в профильной ст. 291 его не дает, однако сформулировать такое определение исходя из норм о получении взятки не составит труда.
Итак, дача взятки представляет собой действия по личной или через посредника передаче материальных благ, имущественных прав или оказанию услуг должностному лицу с целью оказания любого влияния на должностных лиц с целью совершения ими определенных действий или бездействия в интересах взяткодателя
Преступление считается оконченным в тот момент, когда получатель принял хотя бы часть благ или услуг.
Если же говорить о покушении, то в соответствии со ст. 30 и 291 УК РФ это любые действия, направленные на такую передачу, но не завершившиеся по причинам, не зависящим от взяткодателя. Постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24 (далее — постановление № 24) позволяет сформулировать перечень возможных ситуаций, когда можно говорить о покушении на такие преступления:
- отказ должностного лица от предложенной взятки;
- задержание дающего в момент передачи, но до получения благ получателем;
- задержание посредника при передаче взятки до ее получения должностным лицом.
В “КонсультантПлюс” есть множество полезной информации по теме, в том числе экспертная статья, посвящанная вопросам квалификации покушения на дачу взятки в случае пресечения взяточничества в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его пробную версию бесплатно или скачать прайс-лист для приобретения постоянного доступа.
Предложение взятки – это покушение или нет?
Исходя из разъяснений из п. 12 постановления № 24, можно сделать вывод, что в качестве покушения могут квалифицироваться любые действия, направленные на непосредственную передачу взятки, в том числе и ее предложение.
ВАЖНО! Для квалификации ситуации как покушения на взятку лицо должно не просто предложить ее, а совершить активные действия. То есть УК РФ попытку дачи взятки должностному лицу напрямую связывает с установлением фактической возможности и намерения совершить преступление.
В качестве примеров можно представить 2 варианта развития событий:
- Предприниматель в ходе проведения обыска в офисе предлагает сотруднику правоохранительных органов договориться за взятку в размере 10 000 руб. При этом денег он не демонстрирует и иных действий, свидетельствующих о намерении передать средства, не совершает. Следователь отказывается. В таком случае говорить о преступлении нельзя.
- Остановленный инспектором ГИБДД водитель вкладывает 5-тысячную купюру в водительское удостоверение и предлагает инспектору взять деньги и закрыть глаза на нарушение правил дорожного движения. Инспектор отказывается. В таком случае имеет место попытка дачи взятки, то есть покушение налицо.
Итак, предложение взятки, не подкрепленное действиями, покушением не является.
Покушение на дачу взятки при посредничестве
Еще одним важным моментом при квалификации такого рода преступлений является попытка дать взятку через третье лицо — посредника.
Как и в случае с личной передачей денежных средств, иных благ, прав или оказания услуг, преступление считается оконченным с момента принятия хотя бы части из них. Но говорить о покушении можно и в тот момент, когда взяткодатель передал предмет посреднику.
При этом не имеет значения, намеревался ли посредник в итоге передать взятку получателю. Даже если он планировал обмануть взяткодателя и оставить ценности себе, совершив тем самым мошенничество в отношении лица, передавшего средства, речь будет идти о попытке дачи взятки должностному лицу — покушении на взятку.
Такой подход представляется верным уже потому, что умысел взяткодателя был направлен именно на дачу взятки, возможно, уже даже имело место предложение взятки, но передача не состоялась в связи с обстоятельствами, не зависящими от фигуранта.
Как квалифицируется покушение на дачу взятки и когда возможно наступление уголовной ответственности
В ст. 29 УК РФ определено, какие преступления считать неоконченными. В их список включено покушение на совершение преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, наравне с приготовлением к нему.
Ст. 30 УК РФ установлено, что применять меры уголовно-правовой ответственности за приготовление к преступлению можно только в том случае, если речь идет о потенциальном совершении тяжкого или особо тяжкого уголовно наказуемого деяния, а вот покушение, как более опасная стадия преступления, карается независимо от степени тяжести задуманного.
Правила квалификации неоконченных преступлений, в том числе покушений, определены в ч. 3 ст. 29 УК РФ. Действия лица, виновного в покушении на дачу взятки, должны быть квалифицированы по соответствующему пункту и части ст. 291 со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ. Таким образом, итоговая квалификация может выглядеть, например, так: ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ.
Какое наказание за попытку дать взятку
Мера наказания за покушение на дачу взятки устанавливается исходя из правил ст. 66 УК РФ. К покушению на дачу взятки применимы пп. 1 и 3 ст. 66 УК РФ. В частности, речь идет:
- об обязанности судей учитывать обстоятельства и причины, по которым дача взятки не была завершена;
- ограничении верхнего порога наказания 3/4 от самого длительного периода лишения свободы, допускаемого соответствующей частью ст. 291 УК РФ.
Эти правила достаточно прозрачны, но в своем постановлении от 22.12.2015 № 58 Пленум ВС дал дополнительные важные разъяснения. Применяя их к рассматриваемому преступлению, можно сказать, что:
- при определении меры уголовной ответственности за такие деяния должен приниматься в расчет рецидив преступлений (п. 46 постановления № 58);
- если речь идет о совокупности преступлений, то максимально возможный период лишения свободы не может превышать предельный срок, предусмотренный санкцией за самое тяжкое из неоконченных преступлений, с учетом норм ст. 66 УК РФ, более чем на 50% (п. 50 постановления № 58).
Если с учетом всех правил назначения наказания и обстоятельств дела наказание окажется ниже минимальной границы в рамках санкции статьи, то оно применятся без увеличения до минимальных границ (п. 34 постановления № 58).
При определении срока лишения права вести отдельные виды деятельности и занимать определенные должности для лиц, осужденных за покушение на дачу взятки, не учитываются правила снижения максимального порога наказания, так как эта мера не относится к наиболее строгому виду наказания.
Наказание за покушение на дачу взятки – таблица
Максимальное наказание за покушение на любое преступление – ¾ от максимума, установленного статьей УК РФ за это же, но оконченное преступление.
Например, если максимальное наказание за преступление по статье УК РФ – 10 лет лишения свободы, то максимум, что грозит за покушение – 7,5 лет лишения свободы (10 х ¾ = 7,5).
Приведем таблицу наказаний за покушение на дачу взятку в зависимости от вида преступления:
Вид дачи взятки
Норма УК РФ
Максимальное наказание
Покушение на дачу взятки в размере до 10 000 руб.
ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ
9 месяцев лишения свободы
Покушение на дачу взятки в размере до 10 000 руб. лицом, имеющим судимость по ст. 290, 291, 291.2 УК РФ
ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291.2 УК РФ
2 года 3 месяца лишения свободы
Покушение на дачу взятки без отягчающих обстоятельств
ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291 УК РФ
1 год 6 месяцев лишения свободы
Покушение на дачу взятки в значительном размере
(свыше 25 000 руб. до 150 000 руб.)
ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291 УК РФ
3 года 9 месяцев лишения свободы
Покушение на дачу взятки за совершение незаконных действий
ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ
6 лет лишения свободы
Покушение на дачу взятки:
· в крупном размере (свыше 150 000 руб. до 1 млн руб.)
ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 291 УК РФ
9 лет лишения свободы
Покушение на дачу взятки в крупном размере
(свыше 1 млн руб.)
ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 291 УК РФ
11 лет 3 месяца лишения свободы
Подробно о размерах взятки: мелком, значительном, крупном и особо крупном, а также о минимальной сумме взятки:
Учет смягчающих обстоятельств при назначении наказания за покушение на дачу взятки
Сам факт покушения не отменяет необходимости дополнительно учитывать наличие смягчающих обстоятельств, перечисленных в ст. 61 УК РФ, если они будут усмотрены в деле. Говорить о смягчении вины с точки зрения УК РФ можно, если:
- осужденный не достиг совершеннолетия;
- преступление совершено беременной женщиной;
- установлено, что на иждивении виновного есть малолетние дети;
- виновный активно способствовал следствию и т. д.
Ч. 1 ст. 62 УК РФ определено, что при отсутствии отягчающих обстоятельств и наличии явки с повинной, активном способствовании расследованию максимальный срок наказания не может превышать 2/3 от максимально строгой меры по санкции соответствующей части ст. 291 УК. При этом максимум следует отсчитывать от 3/4 срока, установленного санкцией соответствующей части ст. 291 УК РФ.
Правила определения наказания при особом порядке рассмотрения дела
На основании ст. 62 УК РФ и статей гл. 40 УПК РФ в случае, когда обвиняемый осознает и признает виновность своих действий по покушению на дачу взятки, он может ходатайствовать о рассмотрении дела судом в особом порядке. Важное ограничение особого порядка в том, что он возможен только по делам о преступлениях небольшой или средней тяжести.
ВАЖНО! При расчете наказания за покушение на взятку нужно учитывать правила ст. 66 УК РФ о верхнем пределе наказания, который составляет 3/4 от максимального срока лишения свободы. Это значит, что дела по ч. 3 ст. 30, ч. 4 и 5 ст. 291 УК РФ рассматриваются только в общем порядке, поскольку максимум лишения свободы по ч.5 — 11 лет 3 месяца (3/4 от 15 лет, предусмотренных санкцией нормы). За покушение на ч. 4 ст. 291 УК РФ максимум — 9 лет лишения свободы, но Пленум ВС в п. 6 Постановления от 05.12.2006 № 60 разъяснил, что при определении возможности рассмотрения дела в особом порядке следует отталкиваться от максимального наказания, предусмотренного за оконченное преступление.
Особый же порядок актуален для разбирательства дел о покушениях на преступления, квалифицируемых по ст. 291.2 и первым двум частям ст. 291 УК РФ: начиная с части 3 ст. 291 УК РФ речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые в особом порядке не рассматриваются.
Подробно об особом порядке:
Освобождение от уголовной ответственности за покушение на дачу взятки
Возможно ли и как избежать уголовной ответственности за покушение на дачу взятки? Да, это возможно. Для этого предусмотрены 2 вида оснований:
- общие – справедливые для всех преступлений при соблюдении определенных условий;
- специальные – предусмотренные специально для дачи взятки.
Общие условия освобождения от уголовной ответственности
Избежать уголовной ответственности за покушение на дачу взятки можно:
- в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ, ст. 28 УПК РФ);
- в связи с уплатой судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ, ст. 25.1 УПК РФ).
Подробно о судебном штрафе:
Для того, чтобы освобождение от уголовной ответственности за покушение на дачу взятки в связи с деятельным раскаянием или уплатой судебного штрафа стало возможным, необходимо одновременное соблюдение сразу трех условий:
- преступление должно быть совершено впервые;
- преступление должно быть небольшой или средней тяжести;
- виновный должен раскаяться в содеянном и, в случае с деятельным раскаянием, оказать полное содействие следствие.
Внимание: лицом, совершившим преступление впервые, признается лицо, у которого нет неснятой или непогашенной судимости.
Таким образом, прекращение дела о покушении на дачу взятку в связи с деятельным раскаянием или судебным штрафом возможно не в любом случае, а только по определенным преступлениям:
- ч. 3 ст. 30, ч. 1 и 2 ст. 291.2 УК РФ;
- ч. 3 ст. 30, ч. 1 и 2 ст. 291 УК РФ.
Остальные части статьи 291 УК РФ отнесены к тяжким и особо тяжким преступлениям, поэтому избежать ответственности за них по указанным основаниям нельзя.
Специальные основания
Указаны в примечаниях к статьям 291 и 291.2 УК РФ:
- активное способствование раскрытия и (или) расследованию преступления;
- наличие вымогательства взятки со стороны взяткополучателя;
- добровольное сообщение о преступлении в правоохранительные органы до того, как им стало известно о нем.
Внимание: в примечаниях говорится об освобождении от ответственности за оконченное преступление, но все это в полной мере относится и к покушению на дачу взятки.
Итак, покушение на взятку должностному лицу выражается в действиях лица, направленных на передачу взятки любым способом. При этом ее словесное и даже письменное предложение преступлением с точки зрения УК не является.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края
В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.
Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления:
Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.
Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.
Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество. Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.
От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты. Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.
Как пример можно привести ситуацию, когда матери призывника предложили «решить» вопрос о признании ребенка негодным к военной службе. Обратилась к ней знакомая мед. сестра, имеющая доступ к документации медицинской комиссии при призыве. Для решения «вопроса» предложила дать ей денежные средства с целью якобы в дальнейшем передать их должностному лицу для принятия такого решения. При этом «посредница» заведомо была осведомлена о наличии у мальчика диагноза, препятствующего признанию его годным, а также о том, что заключение о его негодности уже имеется. Деньги, полученные от матери, передавать никому не собиралась, просто присвоив их себе.
Следует указать, что помимо ст. 159 УК РФ «Мошенничество», в действиях фальшивого посредника могут быть признаки подстрекательства к покушению на дачу взятки в случае, если первоначально никто не собирался давать взятку, а поддался уговорам «посредника».
Согласно норме статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно наказуемыми являются действия посредника, которые выражаются:
обещании или предложении посредничества во взяточничестве;
непосредственная передача взятки должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
любое иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (например, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю)
Существует несколько характеристик, присущих посреднику, однако основная среди них – это содействие взяткодателю или взяткополучателю для успешного совершения процедуры передачи взятки.
За указанные действия ответственность наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.
Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются: использование посредником своего служебного положения; посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн рублей).
За совершение данного преступления определено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Санкция этой статьи в качестве альтернативного вида основного наказания предусматривает штраф в размере до 3 млн. рублей (а также в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до 80-кратной суммы взятки). В качестве дополнительных видов наказания предусмотрены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет и штраф в размере до 70-кратной суммы взятки.
В соответствии с примечанием к статье 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредник может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Определение, доказательная база и ответственность за покушение на получение взятки
Получение и дача взятки должностному лицу – это уголовное преступление. Рассмотрим в этой статье, чем отличается попытка от факта получения взятки и как доказать получение взятки.
Юридическое определение взятки
Взятка – вознаграждение, переданное должностному лицу за предоставление каких-либо услуг, направленных на получение взяткодателем определенной выгоды. Взятка может быть в форме:
В юридической и уголовной практике есть понятие провокации взятки — попытка дать деньги или иные материальные ценности должностному лицу с целью шантажа или преднамеренного создания доказательства преступления. Если потенциальный получатель взятки выразил отказ — взяткодателю вменяется ст. 304 УК РФ
- материальных ценностей;
- денежных средств в наличной или безналичной форме;
- оказания услуг;
- предоставления каких-либо имущественных прав.
Размер взятки классифицируется в зависимости от суммы подношения в денежном эквиваленте:
- малый размер – до 25 тыс. рублей;
- значительный размер – от 25 тыс. до 150 тыс. рублей;
- крупный – от 150 тыс. до 1 миллиона;
- особо крупный – более 1 миллиона рублей.
Минимальный размер, при котором возбуждается уголовное дело, законодательством не установлен. Есть лишь упоминание о том, что должностное лицо может принять подарок в денежном эквиваленте до 3 тыс. рублей (ст. 575 Гражданского Кодекса (ГК) РФ ). Поэтому быть уличенным во взятке можно даже при незначительном денежном или при материальном подношении в размере более 3 тыс. рублей.
Особенностью преступления по взяточничеству является его предумышленность и наличие корыстного мотива. При этом для доказательства преступления должна прослеживаться причинно-следственная связь между корыстью и предумышленными действиями для получения взятки. Например, начальник говорит своему подчиненному, что возможно повышение его в должности при условии выплаты определенной денежной суммы. Налицо причинно-следственная связь между получением денежной выгоды и совершенными действиями в виде вымогательства. Это является субъективной стороной преступления.
Субъектами преступного деяния по даче взятки являются лица, достигшие 16 лет:
- взяткодатель;
- посредник, если преступление совершается с его участием;
- лицо, берущее взятку.
- прямым, т. е. при переде денежных или иных материальных средств непосредственно от взяткодателя (или его представителя) должностному лицу;
- опосредованным, т. е. посредством предоставления каких-либо услуг, например, проведение ремонта, дарением путевки на отдых, билетов на самолет и т. д.;
- завуалированным, например, продажа какого-либо товара по существенно заниженной цене и т. п.
По положению выделяют:
- мздоимство (предоставление незаконного вознаграждения за совершение определенных действий);
- лихоимство (ценности, деньги и услуги предоставляются за попустительство по службе).
Состав и признаки преступления
Сведем все параметры, характеризующие преступление по взятке, в единую таблицу:
- получение взятки в составе организованной группы;
- лицо, принявшее взятку, является госслужащим или иным должностным лицом;
- наличие факта вымогательства взятки;
- взятка в особо крупном размере;
- неоднократное совершение данного преступного деяния
- лично от взяткодателя;
- при поступлении на счет взяткополучателя в банке;
- через посредника
Преступление по даче взятки квалифицируется как покушение в случае, если действие по передаче взятки не было доведено до логического завершения. Это может произойти, если должностное лицо не приняло подношение или же преступление было приостановлено вследствие действий правоохранительных органов.
Способы доказательства
Голословные утверждения о даче или вымогательстве взятки не принимаются правоохранительными органами к рассмотрению. Расскажем, как доказать факт взятки должностному лицу. Прежде всего, необходимо собрать исходные доказательства.
- аудио или видеозапись преступного деяния;
- показания свидетелей;
- присутствие представителей антикоррупционного комитета или подставных лиц при факте совершения преступления.
Имея на руках исходные доказательства, можно обращаться с заявлением в полицию или прокуратуру.
Отличие взятки от коммерческого подкупа в том, что в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов. Подробнее мы расскажем в отдельной статье https://lexconsult.online/7098-ugolovnaya-otvetstvennost-za-kommercheskii-podkup-otlichiya-ot-vzyatki
Меры ответственности по УК РФ
Уголовная ответственность за получение и дачу взятки, а также за попытку ее передачи наступает не только для взяткополучателя, но и для лица, ее дающего. Все перечисленные варианты караются в соответствии со следующими статьями УК РФ :
- получение взятки – статья 290 ;
- дача взятки – статья 291 ;
- покушение на получение взятки должностным лицом – статья 30 .
Проанализируем меры уголовной ответственности по всем указанным статьям:
- штраф до 1 миллиона рублей, либо заработок виновного за 2 года, либо штраф в размере 10 — 50-кратной суммы взятки с последующим запретом занимать определенные должности до 3 лет;
- исправительные работы до 2 лет с запретом занимать подобные должности до 3 лет;
- принудительные работы до 5 лет с запретом занимать опред. должности до 3 лет;
- лишение свободы до 3 лет с возможным штрафом в 10 – 20-кратном размере взятки
- штраф до 1,5 миллиона рублей, либо сумма заработка осужденного до 2 лет, либо штраф в размере 30 – 60-кратной суммы взятки с последующим запретом занимать подобные должности до 3 лет;
- лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки с возможным последующим запретом занимать опред. должности до 3 лет
- штраф до 2 миллионов рублей, либо сумма заработка до 2 лет, либо штраф в размере 40 – 70-кратной суммы взятки с последующим запретом на занятие опред. должности до 5 лет;
- лишение свободы до 8 лет с возможным штрафом в размере 40-кратной суммы взятки и возможным последующим запретом на опред. должности до 5 лет
- штраф до 3 миллионов рублей, либо заработок за 3 года, либо штраф в размере до 80-кратной суммы взятки плюс лишение возможности занимать подобные должности до 7 лет;
- лишение свободы до 10 лет плюс возможный штраф в сумме 50-кратной взятки и возможный запрет на занимание определ. должностей на 7 лет
- в составе организованной группы;
- с применения вымогательства;
- взятка в крупном размере
- штраф до 4 миллионов рублей, либо заработок виновного за 4 года, либо штраф в размере 70 – 90-кратной суммы взятки с последующим запретом занимать подобные должности до 10 лет;
- лишение свободы до 12 лет с возможным штрафом размером в 60-кратную сумму взятки и возможным запретом занимать опред. должности в течение 10 лет
- штраф до 5 миллионов рублей, либо заработок виновного до 5 лет, либо штраф в 80 – 100-кратный размер взятки с запретом занимать подобные должности до 15 лет;
- лишение свободы до 15 лет плюс возможный штраф размером в 80-кратную сумму взятки, плюс возможный запрет занимать опред. должности в течение 15 лет
- штраф до 4 миллионов рублей или заработок до 4 лет, или штраф размером до 90-кратной суммы взятки;
- исправительные работы до 2 лет с возможным запретом занимать аналогичные должности до 10 лет;
- принудительные работы до 3 лет;
- лишение свободы до 15 лет с возможным штрафом в 70-кратный размер взятки
Исключение ответственности
Существуют ситуации, при которых лицо, давшее взятку, освобождается от ответственности:
- сразу после совершения преступления взяткодатель раскаялся и сообщил о случившемся в правоохранительные органы; осуществлялась под воздействием морального или физического давления, т. е. присутствовал факт вымогательства.
Примеры из судебной практики
Пример первый
Директор школы гр. А. вызвал мать ученика 9 класса гр. К. и пригрозил, что в случае, если она не заплатит ему 20 тысяч рублей, ее нерадивого сына не переведут в 10 класс. Испугавшись подобного исхода, гр. К. заплатила директору требуемую сумму. Для того чтобы подстраховаться, она тайком записала на камеру телефона действие по передаче денег. Позже гр. К. раскаялась в содеянном, и обратилась в полицию. В результате проведенных следственных мероприятий, гр. К. освободили от уголовной ответственности, а к директору школы применили наказание по ст. 291, ч. 1 , в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей и запрета на занимание руководящих должностей сроком на 3 года.
Пример второй
Гр. П. предложила работнику, ответственному за ведение очередности по предоставлению мест в детских садах, гр. Р., 30 тысяч рублей за выделение места в детсаде для ее ребенка. Указанный сотрудник уже находился под наблюдением правоохранительных органов, поэтому в момент передачи денег были задержаны обе стороны передачи взятки. В результате гр. Р. Было предъявлено обвинение по ст. 290, ч. 2 , и применена мера наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год. Гр. П. была осуждена по ст. 291, ч. 2 , с наказанием в виде штрафа размером 800 тысяч рублей.
Пленум ВС рассказал, как судить коррупционеров
Пленум Верховного суда принял дополнения в свои постановления по делам о взяточничестве, коррупции и превышении должностных полномочий. Они помогут разъяснениям «догнать» изменившееся законодательство. Например, ВС подчеркнул, что современные чиновники могут получать взятки электронными деньгами и цифровыми правами.
Новые разъяснения представила судья ВС Елена Пейсикова: она заявила, что коррупционные преступления – это одна из главных угроз для безопасности страны. И такие преступления не редкость, ведь только за половину 2019 года по различным коррупционным составам осудили больше 4000 чиновников. В связи с этим ВС решил актуализировать разъяснения 2009 и 2013 годов, представленные в Постановлении Пленума от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и в Постановлении от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Электронный кошелёк для взяток
Согласно разъяснениям Пленума ВС, предметом взяточничества (ст. 290, 291, 2911, 291.2 УК) и коммерческого подкупа (ст. 204, 204.1, 204.2 УК) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера ВС призывает понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств. Например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, исполнение обязательств перед другими лицами.
Одним из видов «имущественных прав» Пленум ВС признал «цифровые права» – новинку Гражданского кодекса, которая появилась только 1 октября 2019 года (см. «Владимир Путин утвердил поправки в Гражданский кодекс о цифровых правах»).
Взятку чиновник может получить и на свой «электронный кошелёк» – такой способ теперь описан в разъяснениях Пленума. Моментом окончания преступления в случае получения взятки на электронный кошелек будет считаться момент поступления на них денег.
Только законные и обоснованные ОРМ
Верховный суд указал: результаты оперативно-разыскного мероприятия (ОРМ) могут быть использованы при доказывании по уголовному делу о коррупционном преступлении, если они получены законно и «свидетельствуют о наличии у лица умысла на получение или дачу взятки либо предмета коммерческого подкупа, а равно на совершение посреднических действий».
«Умысел» на получение взятки, как подчёркивает Пленум ВС, должен сформироваться независимо от действий сотрудников органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
В связи с этим для оценки доказательств, полученных в ходе осуществления ОРМ, суду, независимо от признания подсудимым своей вины, необходимо проверять законность и обоснованность проведения каждого такого оперативно-разыскного мероприятия.
Мошенничество или взятка?
Не каждая передача денег должностному лицу должна расцениваться как взятка. Например, если чиновник взял деньги за действия, которые он не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения, его действия нужно квалифицировать как мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения.
«Взяткодатель» в таком случае понесёт ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. «При этом такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение этих ценностей, а также на возмещение вреда в случае их утраты», – разъясняет Пленум ВС.
Судить за намерения можно
ВС подчёркивает: обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за некие действия по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений, но в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа «было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договорённости между указанными лицами».
Если при этом довести задуманное до конца не удалось и передача взятки не состоялась, то судить участников таких договорённостей нужно по совокупности ч. 1 ст. 30 УК о приготовлении к преступлению и профильной статьи УК о взятке или подкупе.
Размер взятки
Переданные в качестве взятки имущество, услуги и имущественные права должны получить денежную оценку, разъясняет Пленум ВС. Чтобы эту оценку составить, можно привлечь эксперта.
Не имеет значения, смог ли коррупционер получить полный размер взятки, о которой он договорился.
При этом размер взятки нужно оценивать, даже если получить её в полном объёме у коррупционера не получилось. Например, если стороны договорились на взятку в 150 000 руб., а передали фактически 75 000 руб., то содеянное всё равно должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК как крупная взятка.
Полный текст поправок, которые Пленум ВС внёс в коррупционные постановления, скоро будет доступен.