Понятие и содержание государственного механизма

Тема 8. Механизм государства

По определению профессора В.М. Корельского, механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1].

Из данного определения В.М. Корельскский выделяет следующие признаки механизма государства:

  1. это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
  2. первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
  3. при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Следует отметить, что спорным является вопрос о соотношении понятий «механизм государства» и «аппарат государства».

Большинство исследователей отождествляют эти понятия.

Существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень) [2].

Также в юридической литературе высказано мнение, что механизм государства включает в себя помимо государственных органов и организаций ещё и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение (проф. Ю.А. Тихомиров) [3].

По определению профессора В.С. Нерсесянца, механизм (аппарат) государства — это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.

Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти, институциальная форма существования государства и осуществления государственной власти [4].

По определению профессора В.Н. Хропанюка, механизм (аппарат) государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов [5].

В.Н. Хропанюк называет следующие общие характерные признаки механизма (аппарата) государства:

  1. механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
  2. государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;
  3. функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;
  4. механизм государства призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Структура механизма государства

Профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько представляют структуру механизма государства следующим образом [6]:

  1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений;
  2. государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности и т.п.);
  3. государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
  4. государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
  5. государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением;
  6. организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Читайте также:
Форма статистики МП СП за 2022 год

По утверждению профессора А.С. Пиголкина, в механизм государства включаются органы государственной власти, административно-чиновничий аппарат, государственные учреждения, судебные органы, армия, полиция, войска специального назначения, разведка, а также принудительные учреждения [7].

Орган государства как основа механизма государства, его понятие и признаки

Орган государства является первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства.

По определению профессора В.М. Корельского, государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделённое для этого властными полномочиями [1].

По определению профессора В.Н. Хропанюка, государственный орган – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое [5].

Из данного определения В.Н. Хропанюк выделяет следующие признаки органа государства:

  1. все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе;
  2. орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов;
  3. органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Профессор Л.А. Морозова называет следующие признаки органа государства [8]:

  1. представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
  2. наделён властными полномочиями определённого содержания и объёма, которые закреплены в нормативных правовых актах;
  3. имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные);
  4. вправе применять принуждение в случаях и в объёме, устанавливаемых в законодательном порядке;
  5. действует от имени государства;
  6. состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе;
  7. источником финансирования деятельности служат государственный или местный бюджеты.

Профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько выделяют следующие признаки органа государства [6]:

  1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
  2. действует от имени государства и по его поручению;
  3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено всё, что не запрещено законом»;
  4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
  5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;
  6. осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью;
  7. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы;
  8. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
  9. обладает определённым правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
  10. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  11. действует на определённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Читайте также:
Ответственность за домашнее насилие

Государственно-властные полномочия − специфический признак органа государства

В заключение к сказанному необходимо ещё раз подчеркнуть, что первоочередным специфическим признаком, отличающим государственный орган от государственного учреждения, а также негосударственных организаций, выступает наличиегосударственно-властных полномочий.

А.Е. Козлов пишет, что государственно-властные полномочия — это сложное явление, в котором можно выделить три основных элемента [9]:

  1. принятие решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства;
  2. организация исполнения принятых решений, опирающаяся на материальную основу, базу (например, фонды государства, средства государственного бюджета и т. д.);
  3. охрана принятых решений от нарушений путем применения различных методов и мер: убеждения, общественного воздействия, а также государственного принуждения.

Классификации и виды органов государства

Классифицировать органы государства можно по различным критериям.

По принципу разделения властей, органы государства подразделяются назаконодательные, исполнительные и судебные. Данные виды государственных органов в дальнейшем будут рассмотрены подробнее.

По способу создания органы государства подразделяются на первичные ипроизводные. Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями (например, исполнительные органы и др.) [8].

По объему властных полномочий органы государства делятся на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления не входят в государственную систему. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные полномочия на всю территорию государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.

По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерства обороны, образования и др.).

По процедуре принятия решений органы государства могут быть коллегиальными(например, парламент) и единоначальными (президент, уполномоченный по правам человека). В первом случае решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа, во втором − решение принимает единолично руководитель органа и он же несёт за него персональную ответственность.

Можно также выделить органы, которые действуют в обычных и чрезвычайных условиях.

В федеративных государствах принято деление на общефедеральные органы иорганы субъектов федерации.

Читайте также:
Ответственность за покушение на дачу взятки

Кроме того, Н.И. Матузов и А.В. Малько классифицируют государственные органы [6]:

по правовым формам деятельности − на правотворческие, правоприменительные иправоохранительные;

по характеру подчиненности − на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (куда Н.И. Матузов и А.В. Малько относят милицию, государственные банки и т.д.);

по срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

по форме реализации государственной деятельности − на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Отмечая при этом, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объёму. Соотношение между ними такое − всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Список использованных источников

[1] Корельский В.М. Теория государств и права: учебник для вузов. / Под общ. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: Норма, 2005. — 496 с.

[2] Цитируется по: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. − 512 с.

[3] Цитируется по: Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[4] Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2013.— 272 с.

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. − М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. − 384 с.

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. − 512 с.

[7] Абрамова А.И., Боголюбов С.А., Мицкевич А.В. и др. / Теория государства и права / Под общ. ред. Пиголкина А.С. − М.: Городец, 2003. — 544 с.

[8] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[9] Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.

При копировании материалов активная гиперссылка на сайт юрпро.рф обязательна.

Информация о научных студенческих мероприятиях в сфере юриспруденции: группа ВКонтакте, канал в Телеграме.

Понятие и содержание государственного механизма

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

– это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

– характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

Читайте также:
Нужен ли загранпаспорт в Турцию?

-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает:

· Государственные органы , находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

· Государственные организации , подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

· Государственные учреждения , подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

· Государственные предприятия , подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

· Организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

1.2. Понятие и содержание государственного механизма

Любое государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями, свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество. Это воздействие имеет двоякий характер: непосредственно реализуется государственная власть, допускающая возможность принуждения; власть берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг (медицины, образования, культуры, местного самоуправления, правоохранительной деятельности и т.д.).

Механизм государства – это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.

В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.

В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.

Читайте также:
Ипотека по программе «Молодая семья» в Ростове

В Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; во втором – это органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований. Более подробно все это изучается в рамках курсов конституционного и административного права.

Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся:

· Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103);

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п.

· Центральный банк Российской Федерации (п. «г» ч. 1 ст. 103);

· прокуратура Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102, ст. 129);

· Центризбирком Российской Федерации.

Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.

Неоднозначность толкования взаимосвязи статей 71 и 72 Конституции РФ, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны. Например, в договоре с Татарстаном появилось 17 новых совместных сфер взаимодействия; в договоре с Северной Осетией – 14; в договорах с Башкортостаном и Республикой Саха (Якутия) – по 11; в договорах с Кабардино-Балкарией и Свердловской областью – по 8 и т.д.

В интересах эффективного исполнения государством своих функций необходимо сохранить функцию надзора за законностью процесса нормотворчества на всех уровнях органов государственной власти за органами прокуратуры.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Из них основными органами государственной власти, например, Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

Читайте также:
Как перевести пенсию на карту через Госуслуги?

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства

Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т. е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М. И. Байтин, проф. М. Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).

Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственных организаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага.

Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле — как органы государства и в широком — как совокупность государственных органов и организаций.

Вместе с тем в юридической литературе высказано мнение, что механизм государства включает в себя помимо государственных органов и организаций еще и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение (проф. Ю. А. Тихомиров).

О государственных органах будет сказано подробнее дальше. Остановимся на характеристике других элементов механизма государства.

К публичным относятся три группы служб:

1) занимающиеся охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, милиция, налоговая полиция, пограничные и железнодорожные войска, внутренние войска;

2) призванные оказывать общественные услуги в области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические системы и иные службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества. В сфере оказания государственных услуг в настоящее время действуют федеральные агентства, которые кроме этих функций выполняют функции управления государственным имуществом и правоприменительную деятельность, например Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство по энергетике и др.;

3) государственные корпорации, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного управления (Газпром, Водохозстрой и др.).

Среди процедур принятия государственных решений различают пять видов:

1) выборы и референдумы;

2) самостоятельное принятие решений государственным органом на основе собственного регламента или иных ведомственных правил;

3) совместное принятие решений несколькими субъектами права. Например, письмо Минюста России и Генпрокуратуры России от 18 августа 1999 г. о статусе объединений, члены которых правомочны осуществлять адвокатскую деятельность; совместное постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

4) согласованное принятие решений, например, в рамках бюджетного процесса;

5) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений (СНГ, Совет Европы и др.).

Ресурсное обеспечение механизма государства состоит из: а) управления государственной собственностью; б) регулирования бюджетно-налоговых отношений; в) использования природных ресурсов; г) материально-технического обеспечения; д) режима использования людских ресурсов в соответствии с законодательством о труде, занятости.

Принято выделять следующие особенности механизма государства:

1) это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями;

2) первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и организации;

3) механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;

4) для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет непосредственные орудия принуждения — суды, тюрьмы, вооруженные силы и др.;

Читайте также:
Может ли жена в случае развода претендовать на квартиру

5) сложность и многообразие органов государства и государственных организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития.

Важнейшим структурным элементом механизма является орган государства. Это относительно самостоятельная часть государства, предназначенная для выполнения его функций. В отличие от государственных организаций орган государства характеризуется следующими признаками:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);

б) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;

в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные);

г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;

д) действует от имени государства;

е) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе;

ж) источником финансирования деятельности служат государственный или местный бюджеты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 4. Понятие и основные признаки государства

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

2. Понятие государства. Его признаки и функции

2. Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на

1.3. Понятие, признаки и функции государства

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Понятие и признаки государства

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата Государственный аппарат – это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.Признаки государственного аппарата:? всегда

Понятие, признаки и классификация органов государства

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

2. Понятие, признаки и функции государства

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции

1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей

1. Понятие и признаки государства

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

§ 1. Понятие и значение механизма государства

§ 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой

Читайте также:
Как проводятся внеплановые проверки организации

§ 3. Понятие и признаки государственного органа

§ 3. Понятие и признаки государственного органа Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и

3.1 Понятие государства, его признаки

3.1 Понятие государства, его признаки Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.Чаще всего

30.1 Понятие, признаки и функции социального государства

30.1 Понятие, признаки и функции социального государства Понятие «социальное государство» — новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и

§ 12. Понятие и признаки правового государства

§ 12. Понятие и признаки правового государства Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее

Механизм государства

Гост

ГОСТ

Сущность механизма государства

Механизм государства – это целостная иерархическая система органов и учреждений государственного управления, построенная с целью осуществления государственной власти, реализации задач и функций, стоящих перед государством.

Современное государство функционирует в качестве определённой системы, включающей в себя упорядоченную совокупность органов управления, коллективов, осуществляющих управление общественными отношениями от имени государства и в пределах закрепленных за ними полномочий.

Государственный механизм включает в структуру все органы государственного управления. Он выступает в качестве олицетворения государства, являясь его реальным материализованным воплощением. Государственное управление и само существование государства невозможно без наличия механизма государства: ни то, ни другое не может существовать друг без друга.

В теории государственного управления зачастую осуществляется отождествление терминов «механизм государства» и «государственный аппарат», однако многие специалисты рассматривают механизм государства в качестве более широкого понятия, включающего в себя систему органов государственного управления, формирующих государственный аппарат, и систему принудительных учреждений в виде полиции, тюрем и прочего, а также методы реализации власти.

Рассмотрение термина «механизм государства» в узком смысле позволяет отождествлять его с термином «государственный аппарат», под которым понимается вся совокупность органов государственного управления, являющихся частью механизма государства.

Государственный механизм должен отвечать требованиям целостности, предусматривающей его ориентацию на достижение единых целей и задач, единству власти, предусматривающему наличие единых органов государственного управления, а также системности организационно-материальной основы.

Состав механизма государства

Современный механизм государства характеризуется высоким уровнем сложности, многообразием составляющих его элементов.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура механизма государства – это внутреннее строение данного механизма, выражающееся в расположении его элементов, их подчиненности друг другу и наличии взаимосвязей.

В структуру государственного механизма включаются следующие элементы:

  • во-первых, собственно государственный аппарат, включающий в себя систему органов государственного управления. Данная совокупность органов обеспечивает функционирование механизма государства и реализацию практических функций государственной власти;
  • во-вторых, государственные организации, представленные государственными предприятиями, являющимися хозяйствующими субъектами, учреждаемыми государством для осуществления производства продукции, работ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли;
  • в-третьих, государственные учреждения, являющимися хозяйствующими субъектами, призванными осуществлять социально-культурные функции в различных сферах общественной жизнедеятельности (наука, образование, здравоохранение и прочее);
  • в-четвертых, материальные государственные придатки в лице вооруженных сил, органов полиции и прочего.

Помимо этого, в структуру государственного механизма можно включить всю совокупность государственных служащих, осуществляющих практическую реализацию государственного управления, а также организационных и финансовых средств, принудительных сил, требуемых для обеспечения функционирования государственной власти.

Читайте также:
Могу ли я подать заявление на маму в полицию в 15 лет?

Механизм государства находится под воздействием политического строя, сложившегося в стране, следовательно, может меняться в зависимости от определенного периода времени и сложившейся системы управления государством. В качестве первичного структурного элемента механизма государства выступает орган государственного управления.

На структуру механизма государства влияют различные факторы, к числу которых можно отнести, например, площадь государства. Государства с большими территориями отличаются более сложным механизмом государства по сравнению с мелкими государствами.

Отдельные структурные элементы механизма государства могут играть важную роль на различных этапах существования государства. Так, в условиях участия страны в военных действиях, возрастает роль таких элементов как армия, военные предприятия, спецслужбы. В условиях роста преступности большую значимость приобретают органы охраны правопорядка и так далее.

13.1. Понятие и содержание государственного механизма

Любое государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определённых целей.

Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.

В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берёт на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг – медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т. д.

Механизм государства – это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.

В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.

В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.

В Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Во втором – это органы власти национальногосударственных; национально-административных и административно-территориальных образований. Более подробно все это изучается в рамках курсов конституционного и административного права.

Одними из основных показателей эффективности функционирования государственного управления являются следующие критерии – экономическая мощь государства и уровень жизни населения. По оценкам Всемирного экономического форума в рейтинге 125 стран за 2006 год Россия занимала 114-е место по качеству государственных институтов и 110-е место по уровню развития судебной системы.

Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной власти, относящихся к одной из трёх ветвей власти Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «г» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. «в» ч.1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.

Читайте также:
Возможно ли списать задолженность по транспортному налогу

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере.

В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

Не все государства воспринимают модель государственного аппарата с разделением властей на три ветви. Например, в Китае основным направлением совершенствования механизма государства, а с ним и всей политической системы, считается укрепление власти закона, повышение роли законодательных органов и сокращение административного вмешательства в экономические отношения. В КНР социалистическая модель в общественной жизни с учетом национальной специфики, как свидетельствуют экономические показатели, не препятствует стабильному развитию рыночных отношений и активной интеграции государства в систему международных экономических отношений.

Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.

По мнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации (1994-1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение предметов ведения между ними.

Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов федерации привело к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.

Например: в договоре с Татарстаном появилось 17 новых совместных сфер взаимодействия; в договоре с Северной Осетией – 14; в договорах с Башкортостаном и Республикой Саха (Якутия) – по 11; в договорах с Кабардино-Балкарией и Свердловской областью – по 8 и т.

За три года Министерство юстиции России провело экспертизу 115 тыс. нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и выявило 14 тыс. несоответствий федеральному законодательству. За это же время органы прокуратуры, работая в значительно меньшем составе, выявили более 80 тыс. нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству. Даже исходя из этой статистики представляется целесообразным сохранить функцию надзора за законностью процесса нормотворчества на всех уровнях органов государственной власти за органами прокуратуры. Это необходимо сделать прежде всего в интересах эффективного исполнения государством своих функций.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Из них основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

Ссылка на основную публикацию