Как правильно оформить европротокол при дтп: полная инструкция
Внедрение простого способа оформления аварий на дорогах — так называемого европротокола — предоставляет право автовладельцам не только самостоятельно составлять акт о ДТП при этом, экономя свое время и не дожидаясь работников инспекции, но и освободиться от множества дополнительных действий.
Европротокол предполагает особую форму уведомления о дорожном автотранспортном происшествии в отсутствии уполномоченных сотрудников ГИБДД. Сейчас оставить место происшествия возможно и не дождавшись работников полиции — европротокол упрощает весь процесс фиксации ДТП.
Кроме этого, верно составленный европротокол дает возможность пострадавшей стороне предъявлять требования к страховщику в получении компенсации согласно страховому полису. А если собственная страховая фирма не желает платить за понесенный ущерб, согласно закону автовладелец наделен правом предъявлять требования к страховой компании другого участника аварии.
Эта схема давно и эффективно работает в западных странах. Согласно действующему законодательству вы можете самостоятельно записать, что, когда и как произошло с использованием упрощенного оформления документов, соблюдая определенные требования:
- в произошедшем инциденте урон нанесен лишь двум автотранспортным средствам;
- отсутствуют жертвы и лица, получившие травмы;
- ДТП случилось между 2-мя автотранспортными средствами, хозяева которых застраховали свою автогражданскую ответственность по страховому полису ОСАГО, зарегистрированному на имя виновного (либо он записан в нем);
- лица, управлявшие автотранспортом пребывали в трезвом состоянии без признаков алкоголя или наркотиков;
- размер компенсации для возмещения ущерба, нанесенного автотранспорту не более 100 000 рублей. Эта сумма компенсации применима ко всем регионам, кроме тех, в которых действует безлимитный европротокол.
Европротокол сегодня возможно составить и при наличии разногласий среди сторон инцидента.
Без представителей ГИБДД можно зафиксировать ДТП только при помощи специализированного мобильного приложения или записать и предоставить сведения о ДТП через систему экстренной помощи(связи) ЭРА-ГЛОНАСС, установленной на все современные авто.
Если такое оборудование отсутствует и нет специализированного мобильного приложения, инцидент может быть зарегистрирован без участия представителей ГИБДД, только если сумма нанесенных повреждений не превышает 50 000 рублей и со стороны виновника ДТП нет возражений.
Отметим, что на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области был установлен безлимитный европротокол. Основным его преимуществом является сумма страхового возмещения, повышенного до 400 000 рублей.
Помимо этого, если автовладельцы запрашивают предельно допустимую сумму компенсации в 400 000 рублей, автотранспорт обязательно должен быть оснащен спутниковым оборудованием — это нужно для определения местоположения произошедшего ДТП.
Важное условие — для фиксирования факта и записи подробностей аварии разрешено применять такие устройства, которые не допускают внесения исправлений в данные. Это требование является гарантией того, что подделка данных невозможна.
Фото и видео материалы должны иметь отметки о геолокации места происшествия. При предоставлении цифрового носителя лицо, управляющее автотранспортным средством, должно параллельно подписать заявление об отсутствии корректировок в тех файлах, которые переданы для рассмотрения. По состоянию на март 2019 года допускается применять любые средства контроля, которые обеспечивают съемку места инцидента с регистрацией даты, времени и координат.
Вам, как пострадавшей стороне, обязательно необходимо отправить свою копию уведомления об инциденте в страховую фирму по адресу, обозначенному в полисе ОСАГО — не позднее, чем через 5 дней с даты происшествия.
Стоит помнить, что на протяжении 15 дней (кроме нерабочих и праздничных) со дня инцидента нельзя чинить и утилизировать свое автотранспортное средство. Это нужно для того, чтобы страховая фирма по мере необходимости могла осмотреть повреждения.
Если страховщик решит удостовериться в уроне, то вам нужно будет предоставить авто на осмотр в вашу страховую, в течение 5 дней со дня получения такого уведомления.
Страховщик лица, ответственного за происшествие, уполномочен потребовать компенсировать ему сумму возмещения, выплаченную потерпевшему, если:
- не соблюдены требования страховой фирмы не чинить автотранспортное средство или предоставить машину для проведения осмотра на протяжении 15 дней;
- лицо, ответственное за происшествие, в течение 5 рабочих дней со дня инцидента не уведомило об инциденте страховую фирму.
Какие данные вносятся в европротокол
Регистрация автотранспортного происшествия по европротоколу довольна проста. Для этих целей вы должны внимательно изучить образец заполнения формы европротокола, чтобы оформить ее без ошибок. Формуляр протокола выдается страховой фирмой бесплатно каждому лицу, которое оформило полис страхования автогражданской ответственности.
Каждый образец уведомления о происшествии включает в себя два соединенных бланка: первого и самокопировального (второй бланк).
Титульная сторона первого бланка заполняется и подписывается обеими сторонами инцидента. При заполнении формы пользуйтесь шариковой ручкой, но не иным пишущим средством, так как записи, внесенные гелевой ручкой либо чернилами, размажутся при случайном намокании, а внесенные карандашом заметки достаточно просто стереть либо подделать.
Далее уведомление разъединяют по одному образцу для каждой из сторон инцидента, скрепляют подписями на титульной стороне бланка под сведениями и снова под согласием. На оборотной стороне ставит подпись тот, кто получил его на руки, вы — на одном, виновник — на втором. Если после подписания и разделения форм уведомления об инциденте нужно внести поправки или уточнения в бланк, их необходимо заверить подписями сторон участвующих в инциденте.
Кроме того, в форме отмечаются:
- место, дата, время происшествия;
- данные о себе, очевидцах, страховщиках;
- сведения об автотранспортных средствах;
- характер и список визуально заметных поврежденных узлов, агрегатов и компонентов;
- обстоятельства столкновения;
- схема происшествия;
- иная информация, если она имеет отношение к происшествию или ущербу.
Число оформлений европротокола на протяжении срока действия вашего договора ОСАГО не лимитировано. Если вы заполнили формы европротокола и они у вас закончились, новые формы выдаются бесплатно в вашей страховой организации.
Что делать, если европротокол оформлен неправильно
Если европротокол будет оформлен неправильно, у пострадавшей стороны будут серьезные проблемы с получением денежной выплаты.
Если лицо, виновное в аварии не хочет контактировать, но время на предоставление документов для получения возмещения убытков не истекло, рекомендуется связаться с отделом ГИБДД для получения справки о происшествии. Эту справку и необходимо предоставить в страховую.
Если отведенное время для предоставления необходимых документов истекло, вы можете подать заявление в суд с требованием привлечь виновного к ответственности. Эти варианты предусматривают наличие доказательной базы – фотографии, видео, показания очевидцев, подтверждающие, что именно этот гражданин несет ответственность за произошедшее ДТП. Но такие разбирательства носят уже совершенно другой характер и как вести себя в подобных ситуациях будет рассмотрено в дальнейших материалах R.TIGER.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Если виновник ДТП уклоняется от заполнения европротокола или заведомо вносит некорректные данные, можно ли привлечь его к ответственности через суд?
Согласно ст. 11.1 Федерального закона «Об ОСАГО», оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.
Таким образом, в этом случае ДТП оформляется в общем порядке, с участием сотрудников ГИБДД.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Оставить комментарий Отменить ответ
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию
Не зря в юриспруденции есть понятие «состояние аффекта», когда после сильного стресса человек не осознает свои действия. И именно оно применимо к большинству участников аварии. В такой ситуации сложно отследить все моменты при заполнении документов, а от них потом многое зависит. Попробуем разобраться, можно ли вносить изменения после получения протоколов от ГИБДД и как это сделать.
Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.
Документы при ДТП
Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).
Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.
С 20 октября 2017 года начал действовать новый административный регламент ГИБДД, в соответствии с которым сотрудники полиции не могут выдавать справки о дорожно-транспортных происшествиях. С 24 марта 2018 года в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств также нет пункта о необходимости предоставлять справку от ГИБДД.
Что должно быть в протоколе
Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:
- дата и место его составления,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
- тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
- если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
- место, время совершения и описание события.
Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.
К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.
На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.
Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.
Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.
Ошибки бывают разные
Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.
Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.
Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.
Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.
Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.
И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.
Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.
Напомним, что с 2015 года ГИБДД выезжает на место аварии при наличии пострадавших. Если таковых нет, то участникам аварии, возможно, самим придется ехать в ближайшее подразделение для оформления. В любом случае при ДТП лучше позвонить в полицию, описать ситуацию и следовать инструкциям дежурного.
Как вносить изменения
Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.
При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.
Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.
Сроки исправления
Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.
Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.
Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.
Оформление по европротоколу
При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.
Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.
Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.
Последствия подделки Европротокола
Статистика ГИБДД свидетельствует, что водители с каждым годом все чаще проводят мелкие ДТП по Европротоколу. Что не удивительно, ведь такой способ оформления происшествия выгоден как самим участникам, так и инспекторам. Но, к сожалению, простота процедуры имеет свою темную сторону. Так, подделка Европротокола стала для недобросовестных автолюбителей лазейкой для ухода от ответственности за ДТП.
Допускаются ли исправления в Европейском протоколе
Большинство страховых компаний выдают своим клиентам-автомобилистам памятки, в которых строго запрещается производить исправления в Европротоколе. К недопустимым исправлениям относятся:
- перечеркивания;
- замазывание штрих-корректором;
- исправления и выделение букв.
А вот грамматические ошибки не являются основанием для отказа в выплате страховой премии. В случае отказа компания обязана предоставить письменный документ с объяснениями причины.
Неправильно оформили Европротокол: что делать
Если ошибка или подделка были обнаружены на месте заполнения, то нужно взять и заполнить новый бланк. В том случае, если помарки или подделка обнаружились в течение пяти дней, то необходимо связаться с другим участником аварии и договориться о заполнении нового бланка. Главное, на что следует обратить внимание, – это признание виновника и наличие его подписи, при их отсутствии протокол не действителен.
Страховые компании запрещают делать исправления в Европротоколе, т.к автовладельцы могут сделать это умышленно.
В общем, страховые компании не заинтересованы в выплате страховых премий, а Европротокол — относительно сложный документ в заполнении — является отличной возможностью для отказа.
Как действовать, если другой участник отказывается исправлять ошибки
Нередки ситуации, когда другой участник не желает ставить свою подпись или не хочет исправлять ошибку в неправильно заполненном Европротоколе. Здесь лучше поступить следующим образом. Если срок подачи документов в страховую уже истек, то следует подавать заявление на виновника-водителя в суд и требовать возмещения ущерба. Для успешного исхода судебного разбирательства потребуется подкрепить заявление информацией от свидетелей аварии, а также видео с регистратора или фото.
Также можно обратиться в ГИБДД для получения справки о ДТП, но это возможно только в том случае, если срок подачи не закончился. Для оформления справки необходимо предоставить фото и видео с места происшествия.
Крайне желательно, чтобы на них был виден номер машины виновника. Получив справку, можно смело отправляться в страховую компанию за компенсацией.
Исправление в Европротоколе, отказ в выплате
Прежде всего, необходимо выяснить конкретные претензии страховой компании. Если они касаются возможной подделки бумаги, то следует оценить весомость доводов. Незаинтересованные в выплате страховые компании зачастую придираются даже к орфографическим и пунктуационным ошибкам.
Есть семь реальных причин, которые являются поводом для обоснованного отказа в выплате:
- если протокол заполнен только с одной стороны. В документе должно быть три подписи: две – на лицевой стороне, одна – на тыловой. Иногда мошенники специально «забывают» поставить подпись, а в случае обнаружения подделки не выходят на связь;
- документ не читается. Например, лист промок, и чернила растеклись. Поэтому лучше заполнять бланк простой шариковой ручкой, чернила которой более устойчивы, чем гелевой. Это распространенный способ подделки — умышленная порча;
- полисы ОСАГО у всех участников аварии должны быть действительные и настоящие. Если выяснится, что полис виновника аварии – подделка, то в выплате откажут и невиновному водителю, поскольку, по правилам Европротокола, все автомобилисты обязаны иметь действующие ОСАГО;
- данные протокола противоречат друг другу. Если это так, то значит, водители не пришли к соглашению, и оформлять аварию по Европейскому протоколу нельзя. При оформлении надо внимательно проверить схему и описание ДТП, иначе отказ в выплате будет обоснован;
- виновник аварии не вписан в ОСАГО. Управлять автомобилем мог человек, не вписанный в полис. В этом случае, даже при действительном ОСАГО, оформлять протокол нельзя;
- в документе присутствуют пустые графы. Особенно, если это пустые строки на лицевой стороне, в которой указывается важная информация. Лучше десять раз проверить весь документ;
- наличие неверных данных. Например, наличие ошибки в указанном номере автомобиля или полиса ОСАГО.
Страховые компании часто придираются к орфографическим ошибкам, но это не повод в отказе перечисления выплат.
В случаях отказа по причинам, не указанным в списке, необходимо писать заявление на страховую компанию в суд.
Заключение
Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.
Заполнение Европротокола – не такая уж простая задача. Особенно, когда виновная сторона нечистоплотна и поднаторела в подделке протоколов. Только зная все тонкости заполнения документа, разумно идти на мировое соглашение. Если есть уверенность, что полис — подделка, то лучше обратиться в ГИБДД.
Мошенники часто пользуются стрессовой ситуацией и пытаются надавить на водителя, навязать Европротокол, рассчитывая на дальнейшую подделку. При любых признаках агрессии со стороны другого водителя также лучше сразу обращаться к инспекторам.
Шесть ошибок, из-за которых могут отказать в выплате по европротоколу
Европротокол или, как его еще называют, извещение о ДТП может значительно облегчить жизнь водителей, попавших в аварию. Но бывают досадные ошибки при оформлении документа, из-за которых страховая может отказать в выплате.
Для начала напомним, в каких случаях может быть заполнен европротокол. Участников аварии должно быть два, повреждения – только у машин. Это значит, что не должно пострадать никакое имущество – ни городское (заборы, столбики), ни частное (разбившиеся телефоны, ноутбуки).
В ДТП не должно быть пострадавших людей, а между водителями не должно возникнуть споров по обстоятельствам аварии. Важно убедиться, что у обоих участников происшествия в порядке все нужные документы: действующие водительские удостоверения и полисы ОСАГО, в которые вписаны водители-участники ДТП. О наиболее частых ошибках при заполнении бумажного европротокола “РГ” рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.
Первый случай: виновник ДТП не признает свою вину или участники пишут об обоюдной вине. В европротоколе обязательно должна быть фраза “Свою вину в ДТП признаю” и виновник должен быть один. Второму участнику во избежание недоразумений лучше написать “В ДТП не виноват”. Водители могут думать, что чья-то вина следует из объяснительных, но в страховой, как правило, никто не будет вникать в тонкости в случае с европротоколом. Признание вины одним из участников – это ключевой момент для назначения выплаты потерпевшему.
Вторая ошибка – несовпадение бланков европротокола. При оформлении договора ОСАГО их выдает страховая. В типографском бланке протокола первый лист – это оригинал, а второй – копия, которая является оттиском. По закону об ОСАГО виновник ДТП должен завезти в страховую свою часть – копию. По правилам содержание лицевой стороны оригинала и копии должно быть идентичным.
Зачастую водители заключают договоры со страховой в электронном виде, и бланки европротокола, как и полис, получают распечатанными на обычном принтере. В результате, когда случается ДТП, то заполняют два листа вместо одного. Степень допустимых различий между двумя листами нигде не прописана. Однако страховые компании могут использовать это как повод для отказа в выплате или заставить переписывать извещение о ДТП.
Схожая ошибка – большое количество исправлений. Если есть зачеркивания, то лучше не просто заверить это фразой “Исправленному верить”. Следует продолжить так: “читать: (и далее фраза, как она должна выглядеть)”. При этом подписи после добавленной фразы ставят оба участника ДТП. Если есть возможность – лучше взять новый бланк и обойтись минимумом исправлений.
Еще одна ошибка при заполнении европротокола связана с оборотной стороной листа. На первом листке, как правило, все понятно. На обороте участники пишут объяснительные, каждый на своем экземпляре. То есть виновник должен написать свою объяснительную на копии, а не на оригинале. Если он напишет ее на обороте оригинала, это будет ошибкой.
Напомним, оригинал протокола должен остаться у потерпевшего. Желательно, чтобы виновник написал свою объяснительную в присутствии потерпевшего, которому следует написанное сфотографировать. Также потерпевшему нужно не забыть снять на телефон все документы виновника – водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства с обеих сторон и полис ОСАГО.
Следующая ошибка связана с действиями виновника после заполнения европротокола.
“У него есть три обязанности. Первая – завезти копию протокола в свою страховую в течение 5 рабочих дней. Вторая – сохранять повреждения, причиненные его машине, в течение 15 дней. И третья – если страховая попросит его показать машину даже по истечении этих 15 дней, то в течение 5 рабочих дней после получения письма с таким требованием виновник должен свою машину предоставить.
В страховании есть понятие регресса. Оно означает, что страховщик получает право взыскать с виновника ДТП тот ущерб, который был выплачен потерпевшему. За невыполнение первой обязанности по предоставлению копии регресс отменен с 1 мая 2019 года. Но за невыполнение второго и третьего пункта он сохраняется. Проще говоря, виновник может получить счет за ремонт машины потерпевшего даже если у него был полис ОСАГО”, – пояснил Дмитрий Вахрин.
Частая ошибка связана с определением суммы ущерба. Несмотря на возможность оформить европротокол через приложение “Помощник ОСАГО”, где лимит выплат составляет 400 тысяч рублей, многие предпочитают заполнять бланки вручную, по старинке. Лимит в этом случае составляет 100 тысяч. Потерпевшему нужно заранее решить, хватит ли ему на ремонт этой суммы? У машины могут быть скрытые повреждения, зачастую – более серьезные, чем видимые. В увеличении лимита страховая может отказать, либо отправить в ГИБДД за дополнительными документами.
Европротокол заполнен с ошибками
Произошло ДТП. В мой автомобиль, стоящий на парковке, врезался другой авто. В этот момент я находился в авто, есть запись с видеорегистратора. При столкновении были повреждены переднее правое крыло и правая передняя фара. Ущерб небольшой, кроме того я проживаю в Москве, а ДТП произошло в Карелии (второй участник – местный). Вызывать сотрудников ГИБДД не стали, решив заполнить европротокол. Вот только дело с ним до этого никто не имел и как оказалось в итоге, протокол был заполнен с ошибками (фото протокола прикреплено, персональные данные затер). Так как второй участник ДТП проживает в Карелии, а я уже вернулся в Москву, переделать протокол нет возможности. Понятно, что необходимо идти в страховую, но учитывая обстоятельства, хочется сначала проконсультироваться по своим действия. Следовательно вопрос – каковы мои шансы получить компенсацию в этой ситуации и как лучше действовать, чтобы все сложилось положительно?
добрый день. Фотография европротокола не приложена, можете ее выложить еще раз?
В чем именно у вас заключается ошибка?
Нужно понимать о какой именно ошибке идет речь. Возможно ситуация не на столько критичная.
В любом случае Вам нужно обратиться в страховую компанию и представить извещение о ДТП и необходимый пакет документов, определенный в п. 3.10 Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность
документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения
и документы на Ваше транспортное средство.
Если страховая компания откажет в выплате страхового возмещения именно по мотивам неправильно оформленного европротокола.
При этом с учетом тех ошибок которые Вы допустили при составлении европротокола обжалование отказа в суде также лишено какой-либо перспективы.
Апелляционное определение Московского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-17400/2015
Требование: О взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет право на взыскание возмещения на основании договора уступки, ответчик отказал в выплате страхового возмещения, так как представленное извещение о ДТП не заполнено, не указаны повреждения, причиненные автомобилю.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не был подтвержден факт наступления страхового случая.
Вы не лишены права обратиться в ГИБДД с заявлением об оформлении ДТП с приложением к заявлению Вашего экземпляра европротокола и при наличии таковых фотоматериалов с места ДТП.
В силу Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664
287. В случае оформления документов о ДТП, выезд сотрудников на место совершение которого не осуществлялся, на ближайшем к месту ДТП стационарном посту или в подразделении полиции сотрудником:
производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;приобщаются к материалам дела фотоснимки и (или) видеозапись, сделанные на месте ДТП, а также другие имеющие отношение к ДТП документы, в том числе составленная участниками ДТП схема места совершения административного правонарушения (при наличии).
По результатам рассмотрения Вашего заявления будут оформлены соответствующие документы сотрудниками полиции, на основании которых Вы можете повторно подать заявление в страховую компанию.
Возможность такого оформления подтверждает и судебная практика.
Так например, в апелляционном определении Свердловского областного суда от 28.02.2018 по делу N 33-2679/2018
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 08.04.2017 по адресу <. >в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, произошедшего по вине водителя автомобиля «Тойота» госномер N П.Н., был поврежден принадлежащий истцу на праве собственности автомобиль «Форд Фокус» госномер N.Дорожно-транспортное происшествие было оформлено участниками ДТП без уполномоченных на то сотрудников полиции.
После этого, дорожно-транспортное происшествие было оформлено в органах ГИБДД, истцу выдана справка о ДТП от 24.04.2017, а также вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.04.2017 в отношении водителя П.Н., допустившего нарушение п. 8.12 Правил дорожного движения Российской Федерации.