До марта 2022 года собственникам нужно проверить статус земельного участка, чтобы не проходить процедуру межевания дважды
В России все земли, поставленные на кадастровый учет, внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
При этом в их паспортах указаны кадастровый номер, адрес, площадь и другие сведения. Но кроме этого в записи ЕГРН у каждого участка имеется еще и определенный статус.
Существующие статусы земельных участков
Начнем с того, что статусом обладает только запись в ЕГРН, а не сам участок. А сама суть статусов направлена на четкое обозначение того, является ли земля в чьей-то собственности (или в аренде), или она пока еще бесхозяйная.
Дело в том, что налог на землю — один из видов дохода государства. Поэтому если земля оформлена в собственность или находится в аренде, то это дополнительные средства. Если же граждане используют землю без надлежащего оформления, то взыскать с них этот налог не удастся.
Именно поэтому государство всеми способами подталкивает землепользователей к официальному оформлению земли в собственность или к оформлению прав аренды.
Для этого в разное время принимались различные законы, регулирующие постановку на учет земельных участков. Но надо понимать, что одно дело — произвести межевание и поставить землю на кадастровый учет, а другое — зарегистрировать на отмежеванную землю свои права.
Данные о межевании земли вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — информационную базу, учитывающую все недвижимое имущество в стране. А после — данная техническая информация входит уже в ЕГРН, который учитывает права собственности на данный объект. Таким образом, ГКН и ЕГРН — это разные вещи. А статус участка как раз и является неким связующим звеном между этими базами данных.
Всего существует пять основных статусов. Так, участок, поставленный на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г., отмечается статусом «ранее учтённый». При этом может оказаться, что участок поставлен на учет без межевания, то есть без установления его границ. В этом случае впоследствии все равно необходимо проведение межевания.
После 1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон №221-ФЗ.
В соответствии с данным законом все участки получали «временный» статус, который подразумевает постановку на учет с пока еще не зарегистрированным правом. Установлен и срок действия, в течение которого права должны быть зарегистрированы — 5 лет с даты внесения в ГКН.
Если говорить просто — такая земля отмежевана и внесена в базу данных, однако пока юридически она ничья. Поэтому ей невозможно официально распоряжаться. Её нельзя продать, сдать в аренду или осуществить с ней другие действия.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ.
Согласно ему теперь «временный» статус участкам не присваивается. И вся новая земля встает на учёт со статусом «учтённый», вне зависимости от наличия зарегистрированных прав. Таким образом получается, что «временные» — это участки, поставленные на учет в период с 01.03.2008 г. по 01.01.2017 г.
Если в течение 5 лет «временный» участок станет чьим-то (на него будет оформлено какое-либо право), то он перейдет из «временного» статуса в статус «учтенного». Собственник «учтенного» участка может делать с ним все что угодно — разделить, объединить, продать, подарить, сдать в аренду и т. д.
Если же в течение 5 лет на участок не будет оформлено право собственности (или аренды), то он снимается с кадастрового учета и ему присваивают статус «аннулированный».
Существует и еще один статус — «архивный». Он будет присвоен «временным» земельным участкам, на которые до 1 марта 2022 г. не будут зарегистрированы права. Такая земля будет вообще снята с кадастрового учёта. Под архивный статус могут попасть также «учтенные» и «ранее учтенные» земельные участки, если они прекращают свое существование, например, из-за объединения или при разделе.
Когда подаренную квартиру придется разделить с супругом (не все знают об этой статье Семейного кодекса)
Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года
Новый закон – старт «эры» возведения фермерских домов на сельхозземле
Дата 1 марта 2022 года, указанная в названии статьи, – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 299-ФЗ от 02.07.2021).
В соответствии с этим законом и обозначенной датой его актуализации в России начнётся «эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН.
Проект долгожданного закона, пребывавший словно в «замороженном состоянии» с 2018 года после первого успешного чтения в Государственной Думе, стремительно финишировал в летом 2022 года:
- 15 июня 2022 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
- 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
- 2 июля подписан Президентом РФ
Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.
Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:
- законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
- сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
- обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению
В этих целях, в частности, прежде действовавший Закон РСФСР (№348-1 от 22.11.1990), был признан утратившим силу (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003).
Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.
Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.
В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон № 299-ФЗ от 02.07.2022 сочетает одновременно:
- ликвидацию барьера по строительству жилья на фермерской земле
- выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки
Суть нововведений
1. Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения
Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – фермерское хозяйствование собственником ЗУ.
Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):
- объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
- единолично
В случае предпринимательской деятельности фермерская деятельность ведётся без образования юридического лица.
Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления фермерства), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:
- для с/х производства
- для ведения сельского хозяйства
- для ведения крестьянского хозяйства
- фермерское хозяйство
- животноводство
- свиноводство
- скотоводство
- растениеводство
- пчеловодство
- т.д.
Вывод
Фермерский дом разрешено строить:
- на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела
- на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения:
- за исключением ЗУ, относящихся к высокопродуктивным угодьям и особо ценным угодья
- без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
- при условии реального ведения фермерства
2. Запрет в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками
Новым законом сформированы ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:
- для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№ 74-ФЗ от 11.06.2003):
- использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
- фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства
3. Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома
Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:
- на участке можно построить только 1 жилой дом
- параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
- общая площадь дома – не более 500 м 2
- площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
- количество этажей – не более 3
В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:
- «жилой дом»
- «индивидуальный жилой дом»
- «объект индивидуального жилищного строительства»
Соответственно, параметры жилого дома, который можно возвести на фермерской земле, должны также отвечать требованиям, указанным в той же статье 11:
- количество надземных этажей – не более чем 3
- высота – не более 20 м
- здание:
- должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
- не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости
Возведённый фермерский дом должен соответствовать:
- установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства
- строительным нормам жилого дома:
- изложены в Своде правил СП 55.13330.2016)
- права иных лиц
- требования установленных обременений/ограничений:
- в случае наличия ЗОУИТ на земельном участке
Нарушение действующих градостроительных, строительных норм и правил при постройке фермерского дома (объекта ИЖС) может повлечь признание такого объекта самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).
В целях исключения возможности наступления правовых последствий, связанных с признанием фермерского дома самовольной постройкой, необходимо заблаговременно знакомиться с ПЗЗ муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок, на котором планируется осуществить строительство.
О регистрации фермерского дома
До 1 марта 2026 года государственный кадастровый учёт и государственная регистрации прав на фермерский жилой дом будет проходить по правилам «дачной амнистии».
Основания для для проведения регистрационных действий:
- технический план строения
- правоустанавливающий документ на ЗУ и технический план:
- для случая, когда право на ЗУ, на котором расположен объект недвижимости (жилой дом) в ЕГРН не зарегистрировано
При этом не требуется направлять в администрацию:
- уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
- уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
Сведения об объекте недвижимости (жилом доме) в техническом плане указываются на основании:
- проектной документации (при её наличии)
- декларации
за исключением сведений:
- о площади дома
- местоположении дома на земельном участке
Дом, построенный на фермерской земле, входит в состав имущества КФХ.
3. Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения
Фермерский дом «привязан» к земле. В случае, если владелец будет использовать землю неправильно (не для осуществления деятельности КФХ), земельный участок может быть изъят государством или муниципалитетом – по причине его нецелевого использования:
- нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
- ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению
- установлена КоАП РФ (статья 8.8)
- усилена требованиями нового ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021
4. Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом
В соответствии с ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2022 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.
Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003):
- :
- ЗУ является частью имущества хозяйства
- имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
- доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
- надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
- при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
С учётом того, что фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на с/х землях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застраиваться фермерскими домами
«Радиус влияния» нового закона
Несмотря на то, что Закон №299-ФЗ от 02.07.2022 «нацелен» только на статью 77 ЗК РФ, определяющую понятие и состав земель с/х назначения, его главный посыл отразится в ряде федеральных законов. С 01.03.2022 в них появятся корреспондирующие уточнения и дополнения:
- в пункте 2 самой статьи 77 ЗК РФ:
- дополнение, касающееся фермерских жилых домов, которые будут строиться, реконструироваться и эксплуатироваться также на землях с/х угодий
- в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2020):
- во 2 абзаце пункта 1 статьи 1 будет говориться о том, что действие этого закона теперь распространяется на земельные участки с/х назначения с расположенными на них жилыми домами, на которых крестьянские(фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность
- в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74-ФЗ от 11.06.2003):
- в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности будет расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
- земельный участок
- жилой дом
- хозяйственные и иные постройки
- мелиоративные и другие сооружения
- продуктивный и рабочий скот
- птица
- сельскохозяйственные и иные техника и оборудование
- транспортные средства
- инвентарь
- иное имущество
- в статью 11 будут добавлены 2 пункта:
- пункт 4 – о том, что на ЗУ из состава земель с/х назначения, а также на ЗУ с расположенными на нём с/х угодьями, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома только с теми параметрами, что определены Законом № 299-ФЗ от 02.07.2022 (они описаны выше)
- пункт 5 – о том, субъекты РФ через свои законы могут определить те муниципалитеты, на территории которых для ЗУ из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для своей деятельности, будут запрещены любые операции строительного характера, связанные с жилыми домами:
- строительство
- реконструкция
- эксплуатация
- в статье 70, конкретно в подпункте 12 пункта 1 этой статьи, появится уточнение о том, что до 1 марта 2026 года допускается регистрация жилого дома, созданного на ЗУ, предназначенном для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством
Время действия нового закона
Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:
- ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2022 вступит в силу 01.03.2022
- новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
- возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
- начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года
Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (2022 год) это только предположение.
В современной трактовке ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2022 и содержания предстоящего дополнения в статью 70 ФЗ №218, которое будет внесено после вступления закона в силу, время, предоставленное государством:
- для строительства жилого дома на фермерской земле
- для постановки на учёт и регистрации объекта
ни большое, ни малое. Его вполне достаточно для того, чтобы успеть решить столь насущную проблему.
Старт «не за горами», а потому, следуя народной мудрости, утверждающей, что «готовить сани нужно летом, а телегу зимой», и тратя с пользой образовавшийся тайм-аут, можно заняться подготовкой и разработкой проекта жилого дома.
Земли сельхозназначения – виды разрешенного использования в 2022 году
Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 – звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.
Будучи стратегическим объектом обеспечения жизнедеятельности граждан, а также базовой основой экономического и экологического благополучия страны в целом и каждого региона или муниципального образования в отдельности, земли сельхозназначения относятся к главным составляющим богатства и благосостояния страны.
Что такое земли сельхозназначения
Участки земли, которые располагаются вне пределов населённых пунктов и предназначены для сельскохозяйственных потребностей, в ст. 77 Земельного Кодекса РФ определяются как земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, нормативные акты законодателя применяют категории земель сельхозназначения и земель сельхозиспользования. При этом под первыми подразумеваются земли, составляющие земельный фонд РФ и выделенные благодаря их целевому назначению в самостоятельную категорию.
А под землями сельскохозяйственного использования понимаются земельные угодья, входящие в состав земель, которые используются промышленностью, поселениями и другими подобными категориями в виде сельхозугодий.
Все мероприятия, которые осуществляются с землями обеих категорий, регламентируются ФЗ № 101 от 24.07.2002.
Отдельную категорию сельскохозяйственных угодий представляют залежные земли, которые приобретают этот статус с целью повышения их плодородия или в случаях, когда наблюдаются случаи почвенной эрозии, систематического загрязнения почвы или если произошла природная катастрофа.
Виды разрешённого использования земель сельхозназначения в 2022 году
Использование земельных участков сельскохозяйственного назначения на законодательном уровне разрешено в отношении:
- участков, по которым проложены дороги, а также полосы отчуждения;
- наделов, отведённых под хозяйственные строения;
- земель, на которых расположены защищающие поля лесополосы и лесные участки для иных целей;
- пастбищ;
- сенокосов;
- пашен;
- залежных земель;
- садов.
Также виды разрешённого использования сельскохозяйственных земель в 2022 году допускают:
- разведение домашних животных и птицы;
- создание рыбного хозяйства;
- строительство жилого помещения для отдыха, возведение капитального дома, временных построек, объектов сельскохозяйственной инфраструктуры;
- прокладку трубопроводов, линий электропередач, автострад, инженерных сооружений и коммуникаций.
Ст. 79 ЗК РФ в качестве наиболее ценных видов разрешённого использования земель сельхозназначения, подлежащих тщательной охране, обозначает территории:
- пашен;
- отведённые под виноградники, сады, кустарники;
- залежных земель;
- пастбищ;
- сенокосов.
При этом продуктивные сельскохозяйственные участки, расположенные на землях, кадастровая стоимость которых выше средних цен в данном районе, считаются наиболее ценными составляющими земельного фонда.
Возможность постройки на земле сельхозназначения
Хотя ст. 78 ЗК РФ запрещает целенаправленное ИЖС на земельном участке сельхозназначения, тем не менее законодательно разрешено возведение зданий и сооружений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Они могут быть использованы в интересах крестьянских, фермерских, подсобных и охотничьих хозяйств.
Кроме того, собственник земельного участка может получить разрешение на дачный дом и на возведение подсобных строений.
Однако при этом предварительно необходимо выяснить предназначение земель, на которой выделен надел, установить категорию земли сельскохозяйственного назначения.
Чтобы построить дом или вспомогательные строения, необходимо, чтобы участок был официально предоставлен для ведения личного хозяйства с параллельным строительством индивидуальных помещений.
Для более плодотворного использования сельскохозяйственной земли при возведении жилого дома у гражданина, имеющего в собственности земельный участок, имеется возможность вступить в соответствующее сообщество.
Однако прежде, чем строить что-либо на земле, предназначенной для ведения сельского хозяйства, следует соблюсти следующие требования:
- Возведённое строение должно использоваться только для личного проживания собственника надела и членов его семьи. Строительство многоквартирного дома или гостиницы запрещено.
- Построенный дом должен быть в высоту не более 3 этажей.
- Земельная территория, где возводится строение, должна располагаться на площади садоводческого товарищества.
Штрафы за нецелевое использования участка
Поскольку земля является народным достоянием и представляет собой ценную и особо охраняемую собственность в любой её форме, она находится в сфере пристального внимания государства. Особенно это актуально в отношении сельскохозяйственных земель. Использование их не по назначению или, например, неиспользование пахотных земель посредством прекращения их обрабатывания, полива или мелиорации способно нанести им необратимый ущерб.
Чтобы предотвратить подобные коллизии, Гражданский кодекс РФ предусматривает для нарушителей меры воздействия в виде штрафов и принудительного прекращения права собственности на землю.
Ст. 284 ГК РФ предусматривает изъятие земельного надела, не использующегося по целевому назначению, а ст. 285 ГК РФ подразумевает изъятие земли из-за использования её с нарушением законодательства Российской Федерации.
Если подобные нарушения наблюдаются на протяжении 3 лет, изъятие соответствующих земельных участков неизбежно.
При этом факт изъятия земли не является основанием для отмены необходимости компенсации со стороны правонарушителя нанесённого им вреда.
За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения ст. 8.8 КоАП РФ устанавливает следующие штрафные санкции:
- для физических лиц – от 0,5% до 1% кадастровой стоимости земли при минимуме штрафа в 10 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земли при минимуме штрафа в 20 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земли при минимуме штрафа в 100 тыс. руб.
Когда кадастровая стоимость земельного надела не определена, то штрафные санкции составляют:
- для граждан – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Если в ходе нецелевого использования земли был нанесён вред экологии, то штрафные санкции назначаются по максимуму.
Как перевести землю сельхозназначения в другую категорию
Перевод участков из категории земель земли сельскохозяйственного назначения в территорию населённых пунктов может быть инициирован со стороны:
- собственника надела;
- местных управляющих органов;
- правообладателя постройки, которая находится на спорном участке;
- прочих заинтересованных лиц.
Чтобы перевести сельскохозяйственные земли под нужды индивидуального жилищного строительства, следует составить заявление в адрес местных управляющих органов, которые имеют полномочия для решения этого вопроса. В ходатайстве необходимо указать:
- кадастровый номер надела;
- официально присвоенный кадастровый номер участка;
- наименование существующей земельной категории и той, в которую требуется её перевести;
- объяснение причины, по которой производится замена земельной категории;
- документ, подтверждающий полномочия владельца участка.
После рассмотрения поданного заявления и принятия по нему положительного заключения исполнительный орган выдаёт решение о переводе надела в ИЖС, ЛПХ или в дачное строительство. Это решение должно состоять из:
- аргументированного объяснения необходимости перевода;
- описания территории;
- обозначения площади и границ участка;
- кадастрового номера.
В субъектах РФ на рассмотрение ходатайства о переводе отводится до 2 месяцев, а на правительственном уровне этот срок удлиняется до 3 месяцев. Принятое решение должно быть отправлено заявителю в течение 2 недель.
Как выделить земельный участок СНХ в водоохранной зоне
Водоохранная зона страны находится под государственным контролем, который осуществляется посредством:
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- государственного органа, который специально уполномочен управлять использованием и охраной водного фонда;
- государственного органа, специально уполномоченного охранять окружающую природную среду.
Ст. 112 Водного кодекса РФ устанавливает, что участки земли в пределах водоохранных зон выделяются гражданам и юридическим лицам согласно положениям земельного законодательства Российской Федерации в процессе согласования со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Практически процедура выделения земельных участков в водоохранных зонах пребывает под контролем органов Роскомвода.
Налог на земли сельскохозяйственного назначения
Владельцы земельных участков имеют статус их собственника независимо от того, физическим или юридическим лицом они являются. Налоговая база сельскохозяйственных земельных участков базируется на их кадастровой стоимости, которая устанавливается ст. 390 НК РФ. При этом расчёт размера налога сопрягается с кадастровой стоимостью, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В 2022 г. налог на земли сельскохозяйственного назначения высчитывается на базе коэффициента, составляющего 0,3%. В процессе определения величины налога необходимо перемножить такие данные:
- собственно сам коэффициент 0,3%;
- площадь участка земли;
- цена за 1 кв. м. в соответствии с кадастровой стоимостью.
Физическим лицам нет необходимости в самостоятельном расчёте величины налога: эту работу осуществляет налоговая инспекция, которая оформляет полученный результат в квитанции с указанием необходимых реквизитов и точной суммы налога.
0,3-процентным налогом облагаются участки, предназначенные для ведения индивидуального хозяйства. Остальные объекты, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, облагаются полуторапроцентным налогом.
Коренные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири полностью освобождаются от налогов на земли сельхозназначения. Для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и некоторых других категорий граждан РФ установлены льготы, составляющие 10 тыс. руб., на которые уменьшается налоговая база.
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.
Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.
Строительство домов
С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.
«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.
Льготы для семей
С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:
- налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
- семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
- общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
- кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
- на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.
Налоговая декларация
С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества. «С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб. Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.
Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2022 года.
Сведения в ЕГРН
С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.
Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group. Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.
Регистрация новостроек
С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.
«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства. Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр. Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.
Увеличение кадастровой стоимости
С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.
«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2022 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».
Коммунальные тарифы
Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.
Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).
Отказ в субсидии на ЖКУ
С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.
Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.
Временные участки
С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.
«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.
Квартиры соцнайма
С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями. Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.
Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.
Переоценка земли
В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».
Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.
Размер машино-мест
С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.
«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.
Назначение земель в 2022 году
от 14 мая 2022 года N 731
(с изменениями на 27 октября 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2022 года N 1832 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2021, N 0001202110300011) (вступило в силу c 1 января 2022 года).
Правительство Российской Федерации
1. Утвердить прилагаемые:
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации разместить Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной настоящим постановлением.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотреть финансирование Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
6. Пункт 5 настоящего постановления, а также пункт 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МишустинУТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 мая 2022 года N 731Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
(с изменениями на 27 октября 2022 года)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
В сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской ФедерацииI. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса в части вовлеченности земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация.
1. В отношении земель сельскохозяйственного назначения.
За период с 2010 по 2022 годы в Российской Федерации произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 400 млн. гектаров до 382,4 млн. гектаров, то есть на 17,6 млн. гектаров, или на 4,6 процента. Результаты анализа двустороннего процесса ввода и вывода пахотных земель свидетельствуют о том, что за 2022 год по сравнению с 2019 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения (пашни) увеличилась на 736,6 тыс. гектаров. По состоянию на 1 января 2022 г., по данным субъектов Российской Федерации, из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемыми остаются около 19,4 млн. гектаров пашни (5,1 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения в стране).
Критическим фактором, в значительной мере повлиявшим на увеличение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, стала реорганизация коллективных хозяйств, заключающаяся в выдаче земельных паев бывшим сотрудникам таких хозяйств. Следствием этого процесса становится большое количество невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. В 2022 году количество невостребованных земельных долей, по данным субъектов Российской Федерации, достигает 1,5 млн. единиц, их площадь – 14,2 млн. гектаров, что составляет 31,6 процента всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий).
Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254,1 млн. гектаров на 1 января 2022 г. разграничено лишь 33,5 млн. гектаров, или 13 процентов).
В 2022 году в структуре форм собственности не происходит значительных изменений. Большая часть земель остается в государственной собственности, причем значительная часть таких земель не разграничена (220,6 млн. гектаров, или 57,7 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности).
Выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют. Фактически вновь возникают ранее решенные проблемы чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний. Как следствие, на таких землях сельскохозяйственные товаропроизводители недополучают существенный объем продукции растениеводства.
Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны – вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.
При этом с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.), культуртехническому состоянию.
Назревает необходимость формирования достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения, а также о количественных и качественных характеристиках сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с последующим внесением сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
2. В мелиоративной отрасли.
По состоянию на 1 января 2022 г. мелиоративный фонд Российской Федерации составляет 9,47 млн. гектаров, из которых:
4,69 млн. гектаров – орошаемые земли, из которых в сельскохозяйственном производстве фактически используются 3,96 млн. гектаров;
4,78 млн. гектаров – осушенные земли, из которых в сельскохозяйственном обороте используются 3,24 млн. гектаров.
В ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и оперативном управлении учреждений по мелиорации земель находятся 38,5 тыс. сооружений федеральной собственности, включая 30,9 тыс. гидротехнических сооружений, в том числе сооружений 280 водохранилищ, 200 прудов, 38,7 тыс. километров водоподводящих и сбросных каналов, 3,2 тыс. километров защитных дамб и др.;
450 гидротехнических сооружений (плотины водохранилищ, гидроузлы, защитные дамбы) относятся к опасным объектам, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О безопасности гидротехнических сооружений”.
На мелиорированных землях, занимающих 7,9 процента площади всех пахотных земель, производится до 50 процентов овощной, бахчевой продукции и картофеля, весь объем риса, около 20 процентов кормов для животноводства, а также другие виды продукции.
Для улучшения условий сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях необходимо решение задач, связанных с приведением гидротехнических сооружений в нормативно-техническое состояние, обеспечением их безопасной эксплуатации и недопущением аварийных ситуаций, соблюдением требований природоохранного законодательства, которые включают внедрение новых технологий и техники для ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах и очистки каналов за счет повышения уровня материально-технического обеспечения подведомственных учреждений, организацию рационального водопользования и водораспределения, проведение противопаводковых мероприятий, расчистку мелиоративных каналов. Особое внимание следует уделять улучшению технического состояния опасных при паводковой ситуации сооружений.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации сформулированы в следующих основополагающих документах:
В соответствии с такими документами в качестве основных приоритетов и целей государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
наращивание экспорта продукции агропромышленного комплекса;
обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией.
Дополнительно определены следующие задачи развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиоративного комплекса.
Реализация Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее – Государственная программа) оказывает влияние на достижение такой национальной цели, как достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”, в части влияния на целевой показатель “Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек”.
Вклад в достижение этого целевого показателя будет обеспечен в основном в рамках мероприятий федерального проекта “Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения”. К 2030 году планируется ввести в оборот 13234,8 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, что потребует создания 60700 дополнительных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Достижение целевого показателя “Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2022 года” будет в основном обеспечиваться в рамках федерального проекта “Экспорт продукции АПК”.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям государственной поддержки, включенных в состав Государственной программы (далее – правила), и заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее соответственно – соглашения, субсидии). Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (процентов) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 “О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации”.
Вместе с тем общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы являются:
включение мероприятий и результатов предоставления субсидий, обозначенных в правилах и соглашениях, в состав региональных программ развития агропромышленного комплекса;
формирование региональных программ развития агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до момента заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период;
достижение результатов предоставления субсидий и соответствующих показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;
В России уже два года работает «Сельская ипотека»: условия и особенности оформления в 2022 году
Запущенная в начале 2022 года программа ипотечного кредитования на покупку жилья в сельской местности стала очень востребованной – настолько, что выделяемые лимиты субсидий быстро заканчиваются. На 2022 год правительство выделило больше 11 миллиардов рублей на программу, но она до сих пор не возобновилась. Мы расскажем, как работает эта программа, какие у нее плюсы, минусы и отзывы реальных клиентов.
Условия «Сельской ипотеки» в 2022 году
Специальная программа «Сельская ипотека» была запущена относительно недавно – с начала 2022 года. В отличие от более поздней госпрограммы-2020, «Сельская ипотека» была запланирована заранее, а ее условия утверждены правительством еще осенью 2019 года.
Основа программы – примерно та же, что и по другим госпрограммам: банки выдают кредиты по льготной ставке (не более 3% годовых), а разницу с рыночной ставкой компенсирует бюджет. Соответственно, прием заявок на программу начинается, только если правительство выделит деньги на субсидирование процентной ставки. Сразу после запуска программа оказалась настолько популярной, что выделенный лимит закончился спустя 8 часов приема заявок. Затем программу еще несколько раз перезапускали, добавляя все больше и больше бюджетных ассигнований.
Условия кредитования по программе такие:
- за кредитные средства можно купить жилье в сельской местности . Это может быть сельское поселение, рабочий поселок, поселок городского типа или город с населением до 30 тысяч человек. Каждый регион утверждает свой перечень сельских территорий (он действует, в том числе, и для этой программы). Единственное исключение – в программу не попали Москва, Санкт-Петербург и Московская область;
- требования к жилью – это может быть готовое жилье (дом или квартира, главное – пригодные к проживанию), строящееся жилье по договору долевого участия или земля и строительство на ней своего дома (но строить должен определенный подрядчик из списка);
- сумма кредита – до 5 миллионов рублей в Ленинградской области, ЯНАО и регионах Дальнего Востока, до 3 миллионов рублей в остальных регионах;
- первоначальный взнос – от 10% от стоимости жилья;
- процентная ставка – от 0,1% до 3% годовых (больше 3% ставка не может быть, даже если заемщик откажется от страхования). Например, в Сбербанке ставка составляет 2,7% годовых, но она повышается до 3%, если клиент не использует сервис электронной регистрации сделки от самого Сбербанка;
- срок – до 25 лет;
- требования к заемщику устанавливает каждый банк, обычно они стандартные как для любой ипотечной программы.
Однако «Сельская ипотека» имеет еще одно важное отличие от других программ – все расчеты и согласования проходят через Министерство сельского хозяйства России. То есть, заявку на каждый кредит должен одобрить Минсельхоз – и на это может уйти до 20 дней.
Второй момент – в официальных условиях программы прописано, что процентная ставка по ней может быть повышена по независящим от заемщика обстоятельствам. Это произойдет, если Минсельхоз не выделит деньги на субсидирование процентной ставки – тогда банк вправе поднять ставку, но не более чем до ключевой ставки Центробанка плюс 2,7% (сейчас это 8,5% годовых). Насколько серьезен этот риск, сказать сложно – но за 25-летний период кредитования в стране может произойти что угодно.
Кроме прочего, Минсельхоз утверждает также и перечень банков, участвующих в программе. Сначала в ней были только Сбербанк и Россельхозбанк, но сейчас в перечень вошли также ВТБ, банк «Дом.РФ», Альфа-Банк, Энергобанк, «Центр-Инвест», «Левобережный», Ак Барс Банк, Дальневосточный банк и РНКБ.
Процедура оформления не отличается от оформления обычного ипотечного кредита – банку нужны документы, подтверждающие доходы и занятость заемщика, как и всегда, будет проверена его кредитная история. Единственное отличие – нужно также предоставить информацию о приобретаемом жилье, а его несоответствие условиям программы может стать поводом для отказа в кредите.
Результаты программы и отзывы заемщиков
Программа «Сельской ипотеки» на своем старте имела огромный успех – Сбербанк перестал принимать заявки всего через 8 часов после старта, потому что уже принятых было слишком много на лимит субсидии в 97 миллионов рублей. Всего в первый год на программу выделили 1,5 миллиарда рублей, на 2022-й – уже 4,1 миллиарда (плюс 3,2 миллиарда дополнительно), а на 2022 год выделили уже 11,5 миллиардов рублей. Это означает, что банки, вероятно, смогут принимать заявки на кредиты весь год, а выделенных денег будет достаточно, чтобы банки не поднимали ставки выше льготной. Правда, на данный момент все банки не принимают новые заявки – нужно ждать выделения субсидии.
Итоги программы за первые два года (2022 и 2022) оказались впечатляющими:
- в 2022 году банки выдали 45 тысяч кредитов на 87,2 миллиарда рублей;
- в 2022 году выдано 51,2 тысячи кредитов на 98 миллиардов рублей.
Конечно, это на порядок меньше, чем было оформлено кредитов по «Семейной ипотеке», но с учетом ограничений (только сельская местность) результат все равно превзошел даже самые смелые ожидания.
Что интересно, в 2022 году россияне использовали одну лазейку, разрешающую купить жилье в пригороде крупного города. Так, по формальным признакам под программу подходили квартиры в многоэтажках вокруг Санкт-Петербурга – ведь территориально это уже Ленинградская область, а большая часть поселков официально еще не перешли порог в 30 тысяч населения (хотя в реальности это население одного крупного ЖК).
С тех пор программу изменили – перечень сельских территорий стал закрытым, а квартиру в домах выше 5 этажей по программе уже не купить.
Впрочем, даже с такими ограничениями «Сельская ипотека» – отличная возможность купить жилье практически в рассрочку. Если найти отзывы реальных покупателей жилья по этой программе, то ситуация получится неоднозначная. Вот о чем пишут клиенты:
- долгое согласование . Дело даже не в тех 20 днях, которые заявку может рассматривать Минсельхоз – до отправки заявки нужно провести оценку объекта, собрать массу документов и отдать это все в банк. Многим даже не хватает тех 3 месяцев, что действует одобрение на кредит, и приходится продлевать его (а это снова справки и документы);
- когда банк одобрит кредит, субсидия может закончиться . Об этом пишут многие – субсидия от Минсельхоза заканчивается в самый неподходящий момент, а ждать новых ассигнований приходится долго (несколько месяцев). За этот срок заканчивается одобрение банка, а выбранную квартиру уже могут продать кому-то другому. Как вариант – тот же Россельхозбанк предлагает ипотеку на коммерческих условиях, которую затем перекредитует по «Сельской ипотеке» (когда субсидия придет);
- кроме независимой оценки, банк проводит свою – и она может оценить дом дешевле цены покупки . В этом случае банк урежет сумму кредита, а недостающее придется искать заемщику «на стороне» или брать потребительский кредит на эту сумму (и уже не под 2,7% годовых);
- в случае с Россельхозбанком клиенты жалуются на навязывание слишком дорогой страховки – при относительно небольших суммах (до 3 миллионов рублей) ее стоимость доходит до 53 тысяч рублей в год, а оформить в сторонней компании такую страховку сложнее.
Но больше всего заемщики беспокоятся о будущем программы. Пока есть ассигнования от Минсельхоза, ставка держится на уровне в 2,7% годовых, но в случае их отсутствия она вырастет до рыночной (в договоре прописывается или 2,7% плюс ключевая ставка, или 11,5% годовых). И если ставка вырастет, вся выгода от льготы нивелируется.
Плюсы и минусы «Сельской ипотеки»
Эта программа – одна из самых неоднозначных ипотечных госпрограмм. В отличие от льготной и «Семейной» ипотеки, которые банки ни с кем не согласовывают, здесь заемщикам иногда приходится ждать возобновления финансирования, на что уходят месяцы. Заявки согласовываются долго, а сумма кредита в любом случае не очень большая. Тем не менее, ради ставки в 2,7% годовых многие готовы терпеть.
Оформляя кредит, стоит взвесить все «за» и «против», особенно в такой противоречивой программе, как «Сельская ипотека». И чтобы сделать выбор было проще, мы собрали главные плюсы и минусы ипотеки по этой программе.
- низкая процентная ставка – максимум 3% годовых, обычно 2,7%. Это выгоднее, чем льготная и семейная ипотека, и лишь немногим дороже, чем «Дальневосточная ипотека» (где гораздо больше ограничений);
- небольшой первоначальный взнос – всего от 10%;
- в Россельхозбанке можно выбрать погашение дифференцированными платежами – тогда переплата будет меньше, хотя в первые годы сумма ежемесячного платежа будет выше;
- можно купить жилье на вторичном рынке – по сути, это единственная госпрограмма, позволяющая сделать это;
- в программе участвует несколько банков – можно выбрать тот, через который заемщик получает зарплату (так проще получить одобрение);
- программа работает по всей территории России – кроме двух городов и одной области. Перечень населенных пунктов очень обширный – их сотни в каждом регионе.
- слишком долгое и сложное согласование – все идет через Минсельхоз России, поэтому процедура лишь согласования занимает до 20 дней;
- субсидия может закончиться в самый неподходящий момент, когда кредит одобрен, а заемщик потратился на оценку и выписки по недвижимости. На данный момент деньги не выделены, и банки не принимают заявки по программе);
- нужно заложить в свой бюджет дополнительные расходы на оценку – ее придется заказывать заранее, до подачи заявки на кредит;
- есть риск, что в будущем (через 5, 10 или 15 лет) в бюджете России не найдется денег на субсидии, и заемщикам придется платить полную ставку;
- не все сотрудники банков могут грамотно проконсультировать по программе – это не самый популярный из вариантов ипотечного кредита.
В целом же это неплохой вариант купить жилье с минимальным месячным платежом, если условия кредита и параметры объекта недвижимости полностью подходят под конкретную ситуацию.
Сравнение с другими программами
Программа «Сельской ипотеки» может быть выгоднее других – но при этом она весьма жестко ограничена условиями. По сути, это программа для тех, кто планирует переезд в пригород крупного города или в небольшой город, и хочет купить жилье с небольшим ежемесячным платежом по ипотеке. Но не будет ли проще в этой ситуации взять кредит на стандартных условиях или по одной из других госпрограмм?
Сравним условия по «Сельской ипотеке» и другим программам, чтобы понять это:
Сельская ипотека Семейная ипотека Льготная ипотека (2020) Дальневосточная ипотека Стандартные программы Требования к заемщику Стандартные В семье после 2018 года должен родиться хотя бы один ребенок Стандартные Молодая семья (оба супруга не старше 36 лет) или неполная семья, где заемщику не более 36 лет Стандартные Требования к недвижимости Должна находиться в сельской местности: новостройки, вторичный рынок, строительство своего дома Новостройки, рефинансирование (тоже на квартиры в новостройках), строительство своего дома Новостройки и строительство своего дома Новостройки, вторичный рынок (только в сельской местности), строительство своего дома – все это только на территории Дальнего Востока, Чукотского АО и Магаданской области Любые объекты – в зависимости от программы Процентные ставки Не более 3% годовых, по факту 2,7% Не более 6% годовых, по факту от 4,7% Не более 7% годовых, по факту от 5,7% Не более 1% годовых, по факту от 0,1% В зависимости от банка и программы – 10% годовых плюс надбавки Суммы До 5 миллионов рублей в Ленинградской области, ДФО и ЯНАО, до 3 миллионов в остальных регионах До 12 миллионов рублей в Москве, Санкт-Петербурге с областями, до 6 миллионов в остальных регионах До 3 миллионов рублей До 6 миллионов рублей Ограничения устанавливает сам банк, это могут быть десятки миллионов рублей Согласование Все кредиты согласовываются в Минсельхозе Нет Нет Нет Нет Риски Могут отказать, если субсидия не выделена. Могут поднять ставку до рыночной, если Минсельхоз не выделит субсидию на новый год Нет Нет Нет Нет Таким образом, у каждой программы есть свои плюсы и минусы. В случае с «Сельской ипотекой» это идеальный вариант для покупки квартиры или дома в сельской местности – его всегда стоит рассматривать в первую очередь (за исключением Дальнего Востока – там есть вариант дешевле), тем более, что по этой программе можно купить жилье на вторичном рынке.
Но специально выбирать жилье именно за пределами крупного города, чтобы поучаствовать в программе, не стоит – получить такой кредит сложнее обычного, плюс есть риск возможного повышения ставки через несколько лет.
Когда возобновят «Сельскую ипотеку» в 2022 году?
На данный момент ни один из банков не принимает новые заявки на кредиты по «Сельской ипотеке». Например, Сбербанк указывает, что прием заявок завершен, а Россельхозбанк – что он приостановлен.
Проблема в том, что Минсельхоз на данный момент не выделил средства субсидии для банков – а потому они не могут выдать ни одного кредита по программе.
Последнее более-менее официальное сообщение – от ноября 2022 года, когда сообщалось, что в 2022 году на программу выделят 11,5 миллиардов рублей. В декабре Минсельхоз заявил, что планирует исключить из программы возможность купить квартиру – но оформлено официально это будет только в начале 2022-го. На данный момент о судьбе программы ничего не известно.
Как пишут в отзывах клиенты, банки предлагают оформить стандартную ипотеку (под рыночные 11-12% годовых) – а потом рефинансировать кредит по программе сельской ипотеки. У некоторых это получилось – то есть, схема рабочая.
Остальным остается только ждать – пока даже представители банков не знают, когда будет возобновлен прием заявок на сельскую ипотеку.
- в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности будет расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом.
Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2022 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель с/х назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент: