Повышение тарифов на электроэнергию и соцнормы

Социальная норма в вопросах и ответах

Социальная норма – это объём потребления электроэнергии, который оплачивается по более низкому тарифу, по, фактически, льготным расценкам. Электроэнергия, потреблённая сверх социальной нормы, оплачивается по более высокому тарифу.

Задача этого нововведения заключается в том, чтобы стимулировать граждан бережнее относиться к расходу электроэнергии. Если вы тщательно контролируете потребление ресурса в вашей квартире или доме, то можете полностью уложиться в пределы социальной нормы. А вот тем, кто, к примеру, не привык выключать электроприборы из сети, уже сейчас стоит задуматься о том, чтобы изменить свои привычки, либо платить больше.

– Для чего вводится социальная норма?

Основная цель введения социальной нормы – повышение эффективности системы социальной защиты населения и стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных ресурсов.

– Кто и как определил принцип расчета, размер и порядок применения социальной нормы в Краснодарском крае?

– Какова базовая социальная норма потребления электроэнергии на Кубани?

Базовая социальная норма рассчитана Региональной энергетической комиссией исходя из данных выборки о фактическом потреблении ресурса более чем 83 тыс. потребителей, представленной гарантирующими поставщиками. В нашем регионе принята самая высокая в Российской Федерации норма – 250 кВт ч в месяц на одно домохозяйство (домохозяйство – группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда.). Максимальная норма потребления в 8,24 тыс. кВт ч в месяц относится к семье из пяти человек одной из социально незащищенных групп, если их жилье имеет степень износа 70% и оборудовано электроотопительными, электронагревательными приборами.

– От чего зависит размер социальной нормы?

Применение социальной нормы зависит от трех основных факторов: от количества зарегистрированных граждан, от места нахождения жилого помещения (в сельской местности или в городе) и от степени укомплектованности электроотопительными или электронагревательными приборами. При применении социальной нормы также учитывается износ жилого помещения (более 70%) и длительность отопительного сезона.

Размер базовой величины социальной нормы:

Первая группа домохозяйств

Вторая группа домохозяйств

Третья группа домохозяйств

Четвертая группа домохозяйств

Пятая группа домохозяйств

– Какова величина социальной нормы для потребителей, приравненных к категории «население»?

Для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан – 250 кВт ч на одного члена объединения. Для религиозных учреждений – 250 кВт ч на организацию. Для граждан, проживающих на территории религиозной организации, дополнительно применяется 75 кВт ч на одного проживающего. Для гаражей, хозяйственных построек – 75 кВт ч на гараж или постройку.

– По каким тарифам производится расчет за электроэнергию с 1 января 2017 года?

Согласно приказу Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края – от 19.12.2016 № 51/2016-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея», в рамках социальной нормы и сверх нее применяются следующие тарифы.

Для городского населения с газовыми плитами:

с 1 января 2017 года: в пределах и сверх социальной нормы 4,28 руб./кВт ч.

с 1 июля 2017 года: в пределах социальной нормы 4,44 руб./кВт ч;
– сверх социальной нормы 6,22 руб./кВт ч.

для сельского населения и городского населения с электроплитами:

с 1 января 2017 года: в пределах и сверх социальной нормы 3,00 руб./кВт ч.

с 1 июля 2017 года: в пределах социальной нормы 3,11 руб./кВт ч;

– сверх социальной нормы 4,35 руб./кВт ч.

– На кого распространяются льготы и в чем они заключаются?

Льготы применяются на домохозяйства, в которых проживают:

– семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов;

– приемные семьи и имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанные льготные категории потребителей в течение первого года применения социальной нормы (т.е. в течение 2017 года) всю потребленную электроэнергию в домовладении оплачивают по тарифу в пределах социальной нормы. C 1 января 2018 года для них будет применяться социальная норма, увеличенная в 1,5 раза.

– Какие документы необходимо предоставить для применения социальной нормы?

Читайте также:
Арест имущества судебными приставами

Для определения размера социальной нормы населению необходимо предоставить:

– подтверждение количества зарегистрированных в жилом помещении граждан: копия паспорта (страница с фото и все страницы с пропиской); копия документа о временной регистрации, выданного органом регистрационного учета;

справка о составе семьи (копия домовой книги);

– подтверждение отнесения к льготной категории граждан.

для одиноко проживающих пенсионеров и семей пенсионеров:
справка из пенсионного фонда РФ зарегистрированного по данному адресу гражданина;

для семей, имеющих в своем составе инвалидов, детей-инвалидов: копия свидетельства о наличии инвалидности;

для многодетных семей: справка о присвоении статуса многодетной семьи из УСЗН;

для семей, отнесенных к категории замещающих семей: копия постановления органов власти о передаче на воспитание ребенка (детей) в приемную семью или иной подтверждающий документ; подтверждение типа жилого помещения;

для жилых домов со стационарными электроплитами: документы (технический паспорт дома, справка БТИ), подтверждающие оборудование жилого дома стационарными электроплитами в установленном порядке;

для жилых домов с электронагревательными и (или) электроотопительными установками: документы (технический паспорт дома, справка БТИ), подтверждающие оборудование жилого дома электроотопительными или электронагревательными установками в установленном порядке; подтверждение степени износа жилого помещения (свыше 70%): отнесение строения к аварийному жилью подтверждается справкой из органа местного самоуправления, муниципального образования.

Потребителям, приравненным к категории «население», для определения размера социальной нормы необходимо предоставить:

– для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан: документы, подтверждающие количество граждан в таком объединении, за исключением граждан, которые в установленном порядке зарегистрированы и проживают на территории объединения;

– для члена объединения граждан (садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан): копию документа о регистрации члена объединения в жилом помещении, расположенном на территории такого объединения граждан, выданного уполномоченным органом;

– для религиозной организации: документы, подтверждающие количество граждан, проживающих на территории организации, за исключением граждан, которые в установленном порядке зарегистрированы и проживают на территории организации;

– для воинских частей: справка о среднемесячной численности военнослужащих;

– для юридических лиц в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания: справка о среднемесячной численности осужденных.

Гарантирующий поставщик применяет социальную норму потребления электроэнергии согласно действующему законодательству. Чем полнее и достовернее будет информация о количестве зарегистрированных жителей, о принадлежности семьи к социально-незащищенной категории граждан, тем корректнее будет применена социальная норма электропотребления для жителей Кубани.

– Какие действия могут помочь гражданам сократить потребление электроэнергии?

Самый простой способ — заменить все лампы в квартире или доме на энергосберегающие. Кроме того, при покупке бытовых приборов необходимо обращать внимание на класс энергопотребления и выбирать оборудование с высоким классом энергопотребления (А, А+, А++). Уже только одни эти меры приведут к значительному снижению объемов потребления электрической энергии.

Около 75-80% населения Краснодарского края укладывается в пределы социальной нормы. После того, как граждане осознают необходимость бережного отношения к расходу электроэнергии и начнут применять меры по энергосбережению, количество домохозяйств, которые существенно выиграют от внедрения социальной нормы, будет только расти, сообщается на сайте kuban.tns-e.ru.

Тарифы «Мосэнергосбыт» на 2021 год — для Москвы и Московской области

АО «Мосэнергосбыт» — это крупная российская энергосбытовая компания, входящая в Группу «Интер РАО». Это гарантирующий поставщик электроэнергии для жителей Москвы и МО. Фирма постоянно думает и заботится о своих клиентах. Именно поэтому ее потребители могут сами выбрать тариф, по которому они будут оплачивать электроэнергию. О них мы и расскажем далее.

Тарифы для Москвы

Ниже будут представлены ставки, по которым за электричество платят москвичи.

Причем они действуют для недвижимых объектов:

  • с установленной в них газовой, электроплитой;
  • находящихся в сельской местности.

Дополнительно здесь располагается таблица со всеми ставками на электроэнергию, разработанными оператором на 2021 год.

Тарифы для жилья с газовой плитой

Действуют в период с 1 января по 30 июня 2021 года:

УчетМосква
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
5,66
Двухтарифный учет с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток
Ночная зона Т2 (с 23:00 до 07:00)2,32
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)6,51
Многотарифный учет с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,32
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)5,66
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)6,79
Читайте также:
Оформление опекунства над ребенком инвалидом

Действуют с 1 июля до 31 декабря 2021 года:

УчетМосква
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
5,92
Двухтарифный учет с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,48
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)6,81
Многотарифный учет с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,48
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)5,92
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)7,10

Тарифы для жилья с электроплитой

Действуют с 1 января по 30 июня 2021 года:

УчетМосква
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
4,87
Двухтарифный учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,63
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)5,60
Многотарифный учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,63
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)4,87
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)5,84

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

УчетМосква
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
5,15
Двухтарифный учет со ставками, дифференцированными по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,74
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)5,92
Многотарифный учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,74
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)5,15
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)6,18

Тарифы для жилья, расположенного в сельской местности

Действуют с 1 января по 30 июня 2021 года:

УчетМосква
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
3,96
Двухтарифый учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,06
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)4,55
Многотарифный учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,06
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)3,96
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)4,75

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

УчетМосква
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
4,14
Двухтарифный учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,20
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)4,76
Многотарифный учет со ставкой, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,20
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)4,14
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)4,97

Полная версия тарифов на 2021 год

Ниже будет представлена полная таблица со ставками, действующими в 2021 году.

Действуют с 1 января по 30 июня 2021 год:

(потребители, разделённые по ставкам, зоне суток)

(с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)

(с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

(жители садоводческих, огороднических, иных некоммерческих объединений)

(с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)

(с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)

Тарифы для Московской области

Для МО ставки, по которым потребитель платит за электроэнергию, также разделены на несколько основных категорий.

Читайте также:
Налог на моторные лодки зависит от мощности двигателя

Они делятся на ставки на недвижимый объект:

  • с газовой плитой, электроплитой;
  • расположенный в сельской местности.

В отдельную категорию здесь выделена таблица со всеми ставками, действующими в МО в 2021 году.

Тарифы для жилья с газовой плитой

Действуют с 1 января до 30 июня 2021 года:

УчетМО
Однотарифный учет с ипользованием одноставочного тарифа
5,73
Двухтарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (c 23:00 до 07:00)2,52
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)6,59
Многотарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,52
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)5,73
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или 17:00 до 21:00)7,45

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

УчетМО
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
5,93
Двухтарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,65
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)6,82
Многотарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)2,65
Полупиковая зона T3(с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)5,93
Пиковая зона T1(с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)7,71

Тарифы для жилья с электроплитой

Действуют с 1 января по 30 июня 2021 года:

УчетМО
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
4,01
Двухтарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (c 23:00 до 07:00)1,76
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)4,61
Многотарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,76
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)4,01
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)5,21

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

УчетМО
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
4,29
Двухтарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (c 23:00 до 07:00)1,91
Дневная зона T1 (с 07:00 до 23:00)4,93
Многотарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,91
Полупиковая зона T3 (с 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)4,29
Пиковая зона T1 (с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)5,58

Тарифы для жилья, расположенного в сельской местности

Действуют с 1 января по 30 июня 2021 года:

УчетМО
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
4,01
Двухтарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (c 23:00 до 07:00)1,76
Дневная зона T1(с 07:00 до 23:00)4,61
Многотарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (c 23:00 до 07:00)1,76
Полупиковая зона T3 (c 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)4,01
Пиковая зона T1 (c 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)5,21

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

УчетМО
Однотарифный учет с использованием одноставочного тарифа
4,15
Двухтарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (с 23:00 до 07:00)1,85
Дневная зона T1 (c 07:00 до 23:00)4,77
Многотарифный учет с использованием ставки, дифференцированной по зонам суток
Ночная зона T2 (c 23:00 до 07:00)1,85
Полупиковая зона T3 (c 10:00 до 17:00 или с 21:00 до 23:00)4,15
Пиковая зона T1 (07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)5,40

Полная версия тарифов на 2021 год

Для удобства пользователя на сайте представлена и полная таблица со ставками на электроэнергию, действующими в 2021 году.

Ставки с 1 января по 30 июня 2021 года:

Читайте также:
Ст 166 ТК РФ 2022 года

(потребители, разделенные по ставкам и зоне суток)

Действуют с 1 июля по 31 декабря 2021 года:

(с 07:00 до 10:00 или с 17:00 до 21:00)

Как мы видим, ставок у данного поставщика услуг много, все они разные. А выбрать оптимальную ставку потребителю поможет представитель поставщика услуг в офисе или по телефону. Также воспользоваться помощью оператора можно и на сайте компании.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца – исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Читайте также:
Купить дом с земельным участком

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

Пост-релиз вебинара «Новый порядок расчётов размера платы за КУ»

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Эксперт по ЖКХ определил три фактора роста тарифа на электроэнергию

Индексация сетевых тарифов для населения РФ на 5% ежегодно до 2023 года позволит повысить расходы на модернизацию сетей ЖКХ, рассказал ФБА «Экономика сегодня» эксперт Высшей школы Государственного управления Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин.

Правительство Российской Федерации одобрило планы повышения тарифов на электроэнергию для населения. Так с июля 2021 года стоимость ресурса изменится на 5%.

Помимо этого, с июля следующего года подрастут и тарифы на газ на 3%, а также на пассажирские железнодорожные перевозки, но уже с января 2021 года на 3,7% соответственно. Индексация железнодорожных перевозок в дальнем следовании в регулируемом сегменте будет соответствовать темпам изменения тарифов на грузовые перевозки в связи с тем, что основной составляющей расходов для пассажирских перевозчиков является плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая индексируется в соответствии с параметрами роста тарифов на грузовые перевозки.

Читайте также:
Куда нести судебный приказ для взыскания алиментов?

Эксперт Игорь Кокин, анализируя перспективы индексации коммунальных тарифов на 2021-2023 годы, которые содержатся в опубликованном Министерством экономического развития Российской Федерации прогнозе, объясняет повышение стоимости ресурсов необходимостью.

Согласно одобренному правительством документу, рост регулируемых тарифов сетевых организаций для промышленности в период 2021-2023 годов составит 3,0% ежегодно. Отметим, что тарифы на электроэнергию в России традиционно индексируются с 1 июля.

«Проблема с тарифами на электроэнергию и размером их повышения достаточно широкая в Российской Федерации, потому что, во-первых, существуют сложности, связанные с генерацией данного ресурса, и, во-вторых, трудности наблюдаются и в содержании сетевого хозяйства страны.

Насколько я понимаю, прогнозное увеличение в первую очередь связано с тем, что с 1 июля 2020 года расходы на установку, обслуживание, замену индивидуальных приборов учета, а также на создание индивидуальных систем учета возложили на гарантирующих поставщиков и сетевые компании.

Действующее жилищное законодательство дает организациям право возмещать потери за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ресурсы», – прокомментировал Игорь Кокин.

Параллельно в России планируют индексировать цены на газ планируется годах индексировать на 3% в год в 2021-2023 для населения и промышленности. Эксперт Кокин поясняет, что рост тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям, скорее всего, будет закладываться на уровне 3,7% в 2021 году, а также на 4% в год в период с 2022 года по 2023 год включительно.

Индексация обусловлена тремя факторами

Тарифы на электроэнергию, продолжил эксперт, можно разбить на три составляющие, в числе которых стоимость производства ресурса на электростанции, цена передачи по электросетям и оплата работы сбытовых компаний.

Кокин подчеркнул, что передачей ресурса россиянам в каждом регионе занимается основная сбытовая компания, которая называется гарантирующим поставщиком.

В Минэкономразвития, в свою очередь, к причинам повышения тарифов относят важность снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. Поэтому размер индексации тарифов на передачу электрической энергии населению в среднем по Российской Федерации сохранится на уровне 5% ежегодно.

Как уточняется в опубликованном долгосрочном прогнозе, «динамика нерегулируемых цен для конечных потребителей, кроме населения, на розничном рынке в 2020 году в среднем составит 5,6%, в период 2021-2023 годов, но не превысит заложенных в сценарные условия параметров целевой инфляции и в среднем составит от 2,9% до 3,5%».

В прогнозе Минэкономики, кроме представленного, отмечается, что в среднем размер ежегодной индексации совокупного платежа россиян за коммунальные услуги вплоть до 2023 года составит 4%.

Важно отметить, что тарифы на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги с 2021 года по 2023 года, кардинально не изменятся и сохранятся на уровне, предусмотренном принятым в сентябре 2019 года прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года с ориентацией на уровень инфляции.

«Рост тарифов на другие жилищно-коммунальные услуги и ресурсы не будет зависеть от предстоящей индексации в рамках макропрогноза Минэкономразвития России на 2021 год и 2023 год. Связано это с тем, что остальные тарифы будут подрастать ежегодно и запланировано.

Несмотря на то, что доля электроэнергии в нашей стране достаточно высока, она предполагает только треть от общих затрат на остальные ресурсы и услуги. Средний рост будет напрямую зависеть от инфляции», – отметил собеседник агентства.

Эффективная модернизация сетей ЖКХ в России

Кроме того, добавил Игорь Кокин, размер тарифов формируется в зависимости от объема затрат на модернизацию коммунальных сетей.

«Ремонт, восстановление, усовершенствование всех сетей – это действия, которое как федеральные, так и региональные власти в России вынуждены частично откладывать в виду отсутствия необходимых средств и других веских причин.

Видимо, Министерство экономического развития России, утверждая повышение тарифов, подразумевает, что в перспективе власти займутся модернизацией сетей.

Читайте также:
Права ответчика в гражданском процессе: от А до Я

В этом году практически все регионы откорректировали свои планы на фоне бюджетных ограничений из-за пандемии коронавирусной инфекции. В следующем году ситуация начет выправляться, но ресурсы, необходимые для массовой модернизации, к этому сроку в полном объеме не появятся», – предположил эксперт.

Игорь Кокин полагает, что государство для пополнения накоплений на улучшение системы ЖКХ в России будет искать механизмы, способные ускорить процесс.

«Пару лет назад все внимание уделялось инвесторам – была большая надежда на то, что частный бизнес за счет вложений и кредитных ресурсов все усовершенствует. Однако идея не оправдала себя.

Поэтому предпринимались попытки действовать в рамках государственной программы. Но практика показала, что необходимо сочетать привлечение частного бизнеса, реализацию госпрограмм и индексацию тарифов. Именно комплекс мер должен что-то дать в перспективе», – резюмировал эксперт.

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

Читайте также:
Топ-8 правил ведения трудовых книжек

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Читайте также:
Кем может работать инвалид

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Киловатт•часовые пояса

Тарифы на электроэнергию для населения определят региональные власти

Как и ожидал “Ъ”, правительство решило запустить реформу тарифов на электроэнергию для населения. Регионы получили право самостоятельно определять предельный объем потребления электроэнергии по льготным тарифам, рассчитывая его по методике, которую еще предстоит разработать. Граждане, не уложившиеся в этот объем, видимо, должны будут платить за электричество по более высокому тарифу. Подобных поправок добивались энергетики, которые жаловались на развитие майнинга криптовалюты в жилом секторе. Пока сходный механизм работает только в Крыму, где минимум льготного потребления — 150 кВт•ч в месяц. В ФАС и в Минэнерго уверяют, что этот инструмент не приведет к росту тарифов, а его цель — борьба с нецелевым потреблением энергии.

Правительство переложило социально чувствительный вопрос борьбы с гражданами, потребляющими слишком много электроэнергии, на плечи губернаторов

Правительство переложило социально чувствительный вопрос борьбы с гражданами, потребляющими слишком много электроэнергии, на плечи губернаторов

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Правительство переложило социально чувствительный вопрос борьбы с гражданами, потребляющими слишком много электроэнергии, на плечи губернаторов

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Правительство дало регионам право вводить дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления. Соответствующие поправки к постановлению правительства 1178 опубликованы на сайте pravo.gov.ru. Согласно документу, субъект РФ при желании будет самостоятельно устанавливать минимальный объем потребления, который можно получить по льготному тарифу. Регион может также определять разные тарифы для отдельных групп населения.

Читайте также:
Заявление на отпуск с выплатой материальной помощи

До сих пор постановление 1178 разрешало вводить разные шкалы тарифов в зависимости от объемов потребления только в Крыму и в Севастополе, а нынешние поправки распространяют такую возможность на все регионы страны без исключений. В 2021 году в Крыму по льготному тарифу — 3,3 руб. за 1 кВт•ч — можно потреблять только 150 кВт•ч в месяц, при потреблении до 800 кВт•ч тариф составлял 4,2 руб., при большем объеме — 5,53 руб.

В России тарифы на электроэнергию регулируются государством и исторически ниже экономически обоснованного уровня, эти затраты закладываются в тариф для промышленности (так называемое перекрестное субсидирование). Если в 2019–2020 годах бизнес доплачивал за население по 237 млрд руб., то в 2021 году показатель достигнет 241 млрд руб., по данным «Совета рынка» (регулятор энергорынков).

Самый чувствительный вопрос — какой объем минимального льготного потребления будут устанавливать регионы. Согласно документу, тарифные органы регионов должны будут ориентироваться на «методические указания» ФАС. Однако методики еще нет, она будет разработана в течение двух месяцев. Как говорят источники “Ъ”, объем льготного потребления, вероятнее всего, окажется выше ранее обсуждаемых параметров. Так, в 2018 году правительство предлагало установить социальную норму на уровне до 300 кВт•ч в месяц, затем тариф предлагалось повысить, а при потреблении более 500 кВт•ч — установить на экономически обоснованном уровне. Для сравнения: сейчас в многоквартирных домах и частном секторе доля категории потребителей с потреблением свыше 600 кВт•ч в месяц составляет около 40% от общего объема, по данным “Ъ”.

Как сообщал “Ъ” 17 декабря, новые правила тарифного регулирования для жилого сектора готовила ФАС. Поводом для изменений стали жалобы энергетиков и губернатора Иркутской области Игоря Кобзева на бурное развитие ферм по майнингу криптовалюты, которые маскируются под жилые дома и покупают электроэнергию по низким тарифам населения (тариф в регионе — 0,86 руб. за 1 кВт•ч при средних тарифах населения в РФ в 4,25 руб.).

Принятое постановление, заявили “Ъ” в ФАС, расширяет тарифное меню для субъектов РФ и предоставляет возможность главе региона при необходимости «пресекать злоупотребления со стороны потребителей, которые используют установленные льготные тарифы на электроэнергию». В службе заявили, что при этом тарифы для населения не вырастут и «будут установлены с учетом прогноза социально-экономического развития и существующих мер социальной поддержки граждан».

В Минэнерго заявили “Ъ”, что данная поправка предоставила главе региона право реагировать на злоупотребления со стороны потребителей, пользующихся льготными тарифами.

Это не приведет к росту тарифов, полагают в министерстве. «Тарифы для населения регулируются государством, а предельные уровни роста определяет ФАС на основании прогноза социально-экономического развития»,— отметили в Минэнерго.

В «Совете рынка» (регулятор энергорынка) заявили, что поддерживают решение, о его целесообразности ассоциация неоднократно говорила. Инструмент крайне благоприятно скажется на решении проблемы перекрестного субсидирования, если экономически обоснованные тарифы будут устанавливаться в случаях, когда объемы потребления значительно превышают объемы, характерные для массового бытового потребления. «Механизм позволит минимизировать вероятность и снизить мотивацию нецелевого использования субсидируемой электроэнергии по тарифам для населения для извлечения коммерческой выгоды,— говорят в регуляторе.— Надеемся, что предоставленное регионам право будет востребовано, что пойдет на благо и всему энергорынку, и экономике, и гражданам».

«Это инструмент, позволяющий регионам защитить льготные тарифы для населения от коммерческого использования»,— говорят в «Сообществе потребителей энергии».

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» полагает, что логичным будет установить норму регулируемого тарифа на уровне среднего потребления домохозяйства. По оценкам аналитика, в 2020 году среднее потребление домохозяйств в РФ составляло около 250 кВт•ч в месяц. «Для значимого снижения перекрестного субсидирования требуется установить норму на уровне, при котором под значительное повышение тарифов подпадут социально незащищенные слои населения. А гарантированная их защита лишает дифференциацию по объему всякого смысла с точки зрения снижения перекрестного субсидирования»,— считает Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.

Ссылка на основную публикацию