342 ФЗ о службе в органах внутренних дел Российской Федерации
Органы внутренних дел (ОВД) представляют собой ведущую част правоохранительной системы любого современного государства. Основной задачей рассматриваемых организаций является борьба с преступностью и административными нарушениями.
Органы внутренних дел также представляют собой структуру, в центре которой располагается Министерство внутренних дел (МВД) России. Также в рассматриваемую систему входят следующие организации:
- ОВД отдельных субъектов РФ;
- Линейные управления в отношении водного, сухопутного и воздушного транспорта;
- Городское управление;
- Научно-исследовательские лаборатории, созданные для нужд ОВД.
Для упорядочивания и работы внутренних органов Российской Федерации разработан и принят Федеральный закон № 342. Но что представляет из себя данный нормативный акт? Каковы общие положения рассматриваемого Федерального закона? Какие поправки были внесены в его регламент в течение последнего временного периода? Поговорим об этом в статье.
Вам будет интересно также ознакомиться с последними изменениями ФЗ О полиции. Подробности по ссылке:
Общие сведения
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 был принят Государственной Думой на основании третьего слушания 17 ноября 2011 года. Представленный выше документ в течение 10 последующих дней был вынесен на рассмотрении Совета Федерации и одобрен его членами. Подписание изучаемого Федерального закона Президентом России состоялось 30 ноября 2011 года. Читайте также об актуальных положениях ФЗ №58 здесь:
Федеральный закон о службе в органах внутренних дел состоит из 14 глав (98 статей):
- Основные положения (ст. 1-5);
- Должности и звания в органах внутренних дел (ст. 6-9);
- Статус сотрудника ОВД (ст. 10-16);
- Служебные отношения в органах внутренних дел (ст. 17-26);
- Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 27-40);
- Присвоение званий в соответствии с регламентом действительного Федерального закона (ст. 41-46);
- Нормативны служебной дисциплины (ст. 47-52);
- Нормы служебного времени и отдыха (ст. 53-65);
- Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников (ст. 66-70);
- Урегулирование служебных споров и прочих конфликтных ситуаций (ст. 71-74);
- Принципы формирования кадрового состава (ст. 75-79);
- Прекращение (увольнение, отставка, смерть) службы в органах внутренних дел (ст. 80-90);
- Внутренние финансовые службы (ст. 91-92);
- Заключительные положения рассматриваемого Федерального закона (ст. 93-98).
Вам будет интересно: ФЗ 52 с последними изменениями на 2018 год. подробности по ссылке:
Настоящий Федеральный закон регламентирует правовые отношения, возникающие в процессе поступления, прохождения и прекращения гражданином службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Также читайте ФЗ о банках. Подробности по ссылке:
Ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ №79 здесь:
Основная терминология
В соответствии с регламентом изучаемого Федерального закона, в его регламенте используются следующие термины:
- Служба в органах внутренних дел — профессиональная деятельность в системе правовой защиты;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти — лицо, представляющее интересы государства перед лицом сотрудников ОВД;
- Руководитель (начальник) — руководитель регионального Федерального органа;
- Уполномоченный руководитель (начальник) — заместитель руководителя регионального Федерального органа.
Полный перечень терминов указывается в статье 1 рассматриваемого Федерального закона ФЗ 342.
Какие были внесены изменения?
Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.
Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».
На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:
- Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
- Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.
Особо важные статьи 342 ФЗ
В целях подробного изучения Федерального закона № 342, рекомендуется обратить внимание на следующие статьи:
- Ст. 12 — определяет основные обязанности сотрудника ОВД. Таковыми являются:
- Знание и соблюдение актуального регламента конституции РФ;
- Знание и исполнение должностного регламента;
- Соблюдать права и интересы граждан при исполнении собственных служебных обязанностей;
- Проходить регулярные курсы повышения квалификации;
- Не подвергать разглашению конфиденциальные сведения;
- Иные обязанности, предусмотренные регламентом рассматриваемой статьи.
- Соблюдение нейтралитета по отношению к предполагаемому преступнику;
- Проявление тактичности и вежливости по отношению к сотрудникам и рядовым гражданам;
- Забота о собственной чести и достоинстве.
- Немотивированное отсутствие по месту службы;
- Разглашение конфиденциальных сведений;
- Непрохожение медицинского обследования;
- Неправомерные действия в отношении граждан и сослуживцев;
- Замечание;
- Выговор;
- Строгий выговор;
- Предупреждение о частичной профнепригодности;
- Понижение в звании;
- Увольнение;
- Ухудшение состояния здоровья;
- Необходимость ухода за малолетним ребёнком или ребёнком-инвалидом;
- Необходимость ухода за пожилыми родителями или другими недееспособными родственниками.
Важно! О желании уйти в отставку, сотрудник органов внутренних дел обязан предупредить начальника не позднее, чем за месяц до ухода с должности. Соответственно, уволить служащего без предупреждения, согласно нормативам изучаемого Федерального закона, также невозможно.
Скачать действующую редакцию закона
Для наиболее детального изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо ознакомиться с его актуальными положениями. Текст 342 ФЗ о службе в органах внутренних дел с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке:
Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
2) должности в органах внутренних дел – должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;
3) руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел;
4) руководитель (начальник) – руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее – подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;
5) уполномоченный руководитель – заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
2. Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения – трудовым законодательством.
Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ “О полиции” (далее – Федеральный закон “О полиции”), Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)
Статья 4. Принципы службы в органах внутренних дел
1. Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее – государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”.
2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также – сотрудник).
3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, – по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее – контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
Статья 5. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы
1. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
3) учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов;
4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;
5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов.
2. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа муниципальной службы.
3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику органов внутренних дел, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.
Глава 2. Должности в органах внутренних дел. Специальные звания
Статья 6. Должности в органах внутренних дел
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями – нетиповые должности.
Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
Должности в органах внутренних дел подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.
Статья 8. Специальные звания
1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
г) генерал полиции Российской Федерации.
3. Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
4. При замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции.
5. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:
1) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции – при замещении должностей младшего начальствующего состава;
2) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции – при замещении должностей среднего начальствующего состава;
3) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции – при замещении должностей старшего начальствующего состава;
4) генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции – при замещении должностей высшего начальствующего состава.
6. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
7. Перечни должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий.
Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также – служебные обязанности). (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального (за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего образования, соответствующего направлению деятельности. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.08.2019 № 318-ФЗ)
3. В число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, которые включены в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 03.07.2016 № 300-ФЗ)
4. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются: (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 300-ФЗ)
1) Президентом Российской Федерации – в отношении должностей высшего начальствующего состава;
2) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.
6. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в орга
342 закон о службе в овд
Одобрен
Советом Федерации
25 ноября 2011 годаГлава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
2) должности в органах внутренних дел – должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;
3) руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел;
4) руководитель (начальник) – руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее – подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;
5) уполномоченный руководитель – заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
2. Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения – трудовым законодательством.
Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
2) настоящим Федеральным законом;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Статья 4. Принципы службы в органах внутренних дел
1. Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее – государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”.
2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также – сотрудник).
3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, – по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее – контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
Статья 5. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы
1. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
3) учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов;
4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;
5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов.
2. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа муниципальной службы.
3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику органов внутренних дел, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.
Глава 2. Должности в органах внутренних дел. Специальные звания
Статья 6. Должности в органах внутренних дел
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями – нетиповые должности.
Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
Должности в органах внутренних дел подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.
Статья 8. Специальные звания
1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
МВД разработало поправки, касающиеся дополнительного отпуска при увольнении сотрудника по болезни
Изменения направлены на исполнение постановления КС, которым признана неконституционной норма, не позволяющая однозначно установить, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам сотрудники ОВД, уволенные на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе
В комментарии «АГ» одна из экспертов отметила, что из законопроекта с очевидностью следует, что теперь соответствующей категории сотрудников ОВД по желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Вторая указала, что формально выявленная Конституционным Судом неопределенность устранена в рамках предмета жалобы, однако данный вопрос остался за скобками изменений в отношении иных категорий государственных служащих.
МВД России разработало законопроект, которым предлагается внести поправки в Закон о службе в ОВД РФ во исполнение Постановления КС РФ № 4-П.
Суд признал неконституционной норму, не позволяющую однозначно установить, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам сотрудники ОВД, уволенные на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел
Как ранее писала «АГ», 14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.
Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.
Не согласившись с таким решением, Чистяков обратился в Конституционный Суд, указав, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.
КС заметил, что термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.
В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.
Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения.
Проектом закона МВД России предусматриваются поправки в ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, в соответствии с которыми сотруднику ОВД при стаже службы 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе либо в год увольнения со службы будет предоставляться по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 дней с сохранением денежного довольствия в соответствии с п. 8 и 11 ч. 2 или п. 1 ч. 3 ст. 82 настоящего закона. В действующей редакции отпуск предусматривается в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел.
При этом ст. 89 Закона о службе в ОВД РФ («Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел») предлагается дополнить положением о том, что увольнение сотрудника в соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 82 закона не допускается в период пребывания в отпуске, предусмотренном ч. 1 ст. 63 данного закона.
Суд отметил, что указание на то, что пересмотр арбитражного дела по новым обстоятельствам в связи с признанием НПА недействующим не зависит от момента принятия соответствующего решения, по аналогии распространяется и на КАС
В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что формально выявленная Конституционным Судом неопределенность устранена в рамках предмета жалобы. «Что касается иных категорий государственных служащих, данный вопрос остался за скобками изменений. Логика законодателя может быть обусловлена тем, что по ним Конституционный Суд нормы на соответствие Конституции не проверял», – заметила она.
Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва указала, что из проекта закона с очевидностью следует, что сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в ОВД либо в год увольнения со службы по состоянию здоровья и в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником, или в связи с болезнью предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 12.02.2015 N 16-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П, от 11.11.2014 N 29-П, с изм. Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) служба в ОВД – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ (далее – граждане) на должностях в ОВД РФ (далее – ОВД), а также на должностях, не являющихся должностями в ОВД, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ;
2) должности в ОВД – должности сотрудников ОВД, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – ФОИВвСВД), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;
3) руководитель ФОИВвСВД – лицо, замещающее государственную должность РФ и осуществляющее полномочия нанимателя от имени РФ в отношении сотрудников ОВД;
4) руководитель (начальник) – руководитель ФОИВвСВД и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения ФОИВвСВД и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа ФОИВвСВД и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа ФОИВвСВД и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее – подразделение) и его заместитель, сотрудник ОВД, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;
5) уполномоченный руководитель – заместитель руководителя ФОИВвСВД, руководитель (начальник) структурного подразделения ФОИВвСВД, руководитель (начальник) территориального органа ФОИВвСВД, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа ФОИВвСВД, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем ФОИВвСВД полномочиями нанимателя от имени РФ.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника ОВД.
2. Правоотношения, связанные с прохождением в ОВД федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством РФ о государственной гражданской службе, а трудовые отношения – трудовым законодательством.
Статья 3. Правовое регулирование службы в ОВД
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в ОВД, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией РФ;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” (далее – Федеральный закон “О полиции”), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в ОВД;
4) нормативными правовыми актами Президента РФ;
5) нормативными правовыми актами Правительства РФ;
6) нормативными правовыми актами ФОИВвСВД.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в ОВД, применяются нормы трудового законодательства.
3. Если международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.
Статья 4. Принципы службы в ОВД
1. Служба в ОВД осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы РФ (далее – государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы РФ”.
2. Принципами службы в ОВД являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в ОВД;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в ОВД и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника ОВД;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в ОВД и социальных гарантий сотрудника ОВД (далее также – сотрудник).
3. Принципы службы в ОВД реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник ОВД в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник ОВД при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, – по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника ОВД является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника ОВД допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник ОВД не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в ОВД (далее – контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
6) сотруднику ОВД запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
Статья 5. Взаимосвязь службы в ОВД, государственной службы иных видов и муниципальной службы
1. Взаимосвязь службы в ОВД и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в ОВД и государственной службы иных видов;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в ОВД и государственной службы иных видов;
3) учета стажа службы в ОВД при исчислении стажа государственной службы иных видов;
4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;
5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и граждан, проходивших государственную службу иных видов.
2. Взаимосвязь службы в ОВД и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в ОВД при исчислении стажа муниципальной службы.
3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику ОВД, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента РФ могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.
Закон «О службе в органах внутренних дел»
Действующий ФЗ-342 претерпел ряд изменений. Они коснулись денежного довольствия работников, которые обладают специализированными навыками и работают в организациях в сфере уголовно-исполнительной системы, а также противопожарной службы.
Описание закона 342
ФЗ-342 был принят 17 ноября 2011 года, а одобрен правительством РФ 25 ноября 2011 года. Последние изменения в закон не вносились.
ФЗ-342 регулирует вопросы в следующей области:
- Поступление на службу в органы внутренних дел гражданина. Здесь описывается процедура по принятию/увольнению служащего;
- Распределения званий работников на категории. Определяется метод присвоения особых званий в полиции, их схематическое разделение, правила поступления на государственную службу;
- Реализация прав и свобод гражданина в социальном обществе на основании ФЗ-342;
- Подчинение установленному служебному распорядку;
- Привлечение денежных средств в органы.
В Российской Федерации деятельность органов внутренних дел осуществляется по главными аспектами ранее созданной государственной системы.
Основные аспекты закона (ФЗ-342):
- Сотрудники распределены по субординации;
- Профессиональное собеседование на принятие на службу при равных условиях. Возможность продвижения по службе. Место жительство, должностное положение, пол, раса, национальность значения не имеют;
- Взаимосвязь обязанностей, ограничений, запретов, ответственности на службе социальных гарантий работника и органах внутренних дел;
- Принципы службы в органах внутренних дел соблюдаются при определенных положениях закона.
Скачать в последней редакции ФЗ 342
Следует отметить, что изменения в Федеральный закон №342 были внесены 3 апреля 2017 года. 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел с изменениями содержит 98 статей и 14 глав. Изучите ФЗ-342 с изменения, дополнениями и поправками закона, скачав закон по следующей ссылке.
Последние изменения, внесенные в Закон «О службе в органах внутренних дел»
3 апреля 2017 года Федеральный закон №342 претерпел ряд изменений. Они коснулись периода периодической проверки на профессиональную пригодность сотрудника по ФЗ-342. Теперь сотрудники также проходят индивидуальное обучение по месту службы под контролем руководителя. При этом служебная проверка должна быть проведена в течение одного месяца с момента выдачи приказа закона. Эти и другие изменения представлены в следующих статьях:
Статья 11: здесь перечислены права сотрудников органов внутренних дел согласно ФЗ-342:
- Каждый сотрудник имеет право на повышение профессиональных навыков и образование;
- Должен быть ознакомлен с инструкцией органов внутренних дел, методами для высокой скорости выполнения служебных обязанностей, показателями проводимой работы и способами развития и продвижения по службе;
- Имеет право на выплату денежных средств. Основной источник дохода сотрудника внутренних дел, размер которого мотивирует качественное выполнение служебных обязанностей;
- Обеспечения материалами дела и информации для выполнения служебных обязанностей на основании ФЗ-342;
- Доступ к служебной или государственной тайне;
- Доступ к отзывам о собственной служебной деятельности и к другим документам, которые вносятся в его личное дело. К своей характеристики прикрепляется письменные объяснения и иные материалы и документы;
- Безопасность личной информации.
Работнику органов внутренних дел в соответствии с законом можно носить и хранить пистолет или другое огнестрельное оружие в специально отведенном месте. Могут быть представлены другие права сотруднику органов внутренних дел в соответствии с ФЗ-342. В последней редакции изменения не вносились.
Статья 12: Перечисляются главные обязанности сотрудников органов внутренних дел.
- Сотрудник обязан действовать согласно Конституции РФ и других законных или нормативных актов, в том числе ФЗ-342. Выполнять указания в строгом соответствии, а также, при необходимости, проходить проверку знаний;
- Исполнять регламент, который указан в должностной инструкции и других документах. Приказы руководителей не обсуждаются. Если они противоречат закону, тогда их можно не выполнять;
- В обязанности также входят обсуждения служебных вопросов, которые можно обсудить с начальством или прямым руководителем;
- Во время выполнения своих прямых обязанностей, необходимо соблюдать интересы и законные права физических и юридических лиц по ФЗ-342;
- Соблюдать внутреннюю должностную инструкцию территориального органа. Если возникли какие-то нарушения закона, необходимо в короткие сроки сообщить информацию прямому начальнику;
- Если предоставленная на службе информация имеет статус особой секретности, запрещается разглашать информацию о законе. Ведь это касается здоровья граждан, их честь и достоинство;
- Возможность предоставлять информацию о расходах, доходах имущества собственной супруги или супруга, а также детей, возраст которых до 18 лет;
- В последней редакции закона изменения не проводились.
Статья 13: Указаны правила поведения сотрудников органов внутренних дел по ФЗ-342:
- Поведение сотрудника напрямую зависит от соблюдение правил, норм и законных интересов мирных граждан;
- Каждый сотрудник обязан заботиться о своей репутации. Он не должен принимать решение, которое соответствует его личной заинтересованности. В виде служебных обязанностей не должны выявляться поступки, которые вызывают сомнения в справедливости и объективности;
- Сотрудник органов внутренних дел обязан проявлять заботу, уважение и хорошую тактику согласно ФЗ-342;
- Не показывать степень предпочтений к политическим партиям, соблюдать нейтральность в религиозных взглядах и так далее.
В последней редакции закона изменения не проводились.
Статья 22: Работниками органов внутренних дел не разрешается действовать по инструкции в соответствии с ФЗ-342 в отношении:
- Беременных лиц, а также категории граждан с заметной инвалидностью. Это касается и лиц, возраст которых младше 14 лет. Но если оказывается вооруженное сопротивление, нападение группой лиц, это правило не действует;
- Во время проведения мирных собраний, протестов, митингов, шествий, демонстраций, если они не нарушают в городе порядок, проезд общественного транспорта и не ограничивает другие средства связи.
На специально выданные полицейским средства действуют ограничения в законе:
- Нельзя наносить специальной палкой телесные повреждения по голове, животу, ключичной области, половым органам и в область сердца;
- Нельзя использовать выданные предметы, если температура на улице опустилась ниже 0 градусов по Цельсию;
- Не разрешается использовать средства принудительной остановки транспортного средства, которым пользуются дипломатические представительства и иные участники иностранных государств по ФЗ-342;
Допускается установка специальных окрашивающих средств на различных объектах недвижимости с согласия собственника. По закону запрещается устанавливать их случайным лицам. Только территориальный орган определяет, нужно ли использовать водометы и бронемашины. В течение одних суток дело переходит территориальному органу по ФЗ-342.
Другие обременения устанавливаются внутренними локальными актами федеральным органом исполнительной власти по закону.
Если средства используются по назначению в соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ-342, ограничения на их применения не накладываются.
Статья 30: Описывается перевод работника органов внутренних дел, которые контролируются действующим Федеральным законом. Он может быть перемещен на одно звание выше, ниже, в другую местность или зачислен в образовательное учреждение для получения квалификационных знаний согласно ФЗ-342.
Статья 31: На сотрудника органов внутренних дел могут быть возложены обязанности вышестоящей должности на определенный период согласно закону. Передача требований осуществляется с его согласия. В момент исполнения поручений вышестоящих лиц сотрудник освобождается/не освобождается от текущих обязанностей.
За один год срок исполнения обязанностей другого должностного лица должен составлять не более 6 месяцев (в соответствии с ФЗ-342).
Если должность, которую придется замещать по закону, считается невакантной, то срок замещения не должен превышать четырех месяцев.
Сотрудник, который исполняет временные обязанности другого должностного лица в соответствии с законом, может быть официально переведен до окончания периода замещаемой должности. Назначается приказ, согласно которому сотрудника можно временно перевести на другую должность. Но только в случае, если должностной регламент не предусматривает порядок замещения и выполнения его обязанностей во время командировки вышестоящего лица по ФЗ-342. Изменений закона в последней редакции не проводилось.
Статья 49: Контролирует нарушение служебной дисциплины
Если правила внутреннего распорядка по ФЗ-342 не соблюдаются, это ведет к нарушению дисциплинарного устава согласно настоящему закону. Нарушение может быть выявлено в территориальном органе или подразделении. Не были соблюдены ограничения и запреты по отношению к ведению службы внутренних дел. Также не исполнены предусмотренные в договоре обязательства, распоряжения и прямые приказы руководителей/руководителя. Нарушение выявляется при выполнении основных обязанностей или реализации прав по закону ФЗ-342.
Статья 50: Нарушение сотрудником органов внутренних дел локального распорядка влечет за собой следующие дисциплинарные взыскания:
- Письменное замечание в соответствии с законом;
- Обычный и строгий выговор;
- Предупреждение о неправильном поведении в соответствии с внутренним распорядком ФЗ-342;
- Перемещение на нижестоящую должность;
- Назначение одного или нескольких нарядов вне очереди.
За одно нарушение сотрудника органов внутренних дел накладывается только одно дисциплинарное взыскание по закону. ФИО нарушителя исключается из книги или доски почета в сфере учреждения органов внутренних дел или подразделения. Перевод сотрудника на нижестоящую должность применяется в случае неоднократного или грубого нарушения дисциплины или если в письменном виде накладывается дисциплинарное взыскание по ФЗ-342. В последней редакции изменения не проводились.
Статья 52: ФЗ-342 описывает способы проведения служебной проверки по закону. Осуществляется по приказу федерального органа исполнительной власти: начальника или руководителя. Статья контролирует поведение, характер и обстоятельства каждого сотрудника для выявления нарушения дисциплины.
Статья 56: Рассказывает о видах отпусков
Работник внутренних дел может уйти в оплачиваемый отпуск, используя следующий вид отдыха по ФЗ-342:
- Основной;
- Дополнительный;
- Каникулярный;
- По личным обстоятельствам;
- Иные отпускные дни, если оплачивается дополнительная компенсация по закону.
Продолжительность отпуска рассчитывается из 1/12 части главных и дополнительных отпусков в соответствии с текущим законом (ФЗ-342). Это число умножается на количество месяцев работы. Если работник взял 10 календарных дней, этот период входит в основной отпуск за последующие 12 месяцев. В последней редакции изменения не проводились.
Статья 57: В документе ФЗ-342 содержатся аспекты об основном отпуске.
Главный отпуск работника органов внутренних дел имеет продолжительность — 30 календарных суток по закону. А сотрудники Крайнего севера (местность с неблагоприятными климатическими условиями) — 45 календарных суток по ФЗ-342. Если отпуск включает нерабочие и праздничные дни, он увеличивается на количество этих выходных. Их должно быть меньше 10-ти.
Сотрудник правоохранительных органов может разделить один отпуск на две части. Одна из них должна включать, по меньшей мере, 14 календарных суток. Сотруднику также предоставляется период на проезд до места назначения по ФЗ-342. Но только один раз.
Если сотрудник трудится в районах Крайнего Севера, неиспользованный отпуск за два года в соответствии с законом может быть соединен. То есть он сможет взять отпуск на два непрерывных месяца, если ранее им не воспользовался. В последней редакции изменения не проводились.
Статья 61: Отпуск по личным обстоятельствам
Отпуск по личным обстоятельствам может быть не более 10 календарных дней согласно ФЗ-342. Предоставляется при тяжелом заболевании или смерти близкого человека, стихийного бедствия. Его можно получить также в случае психологического восстановления работника. Сотрудник может брать неограниченное количество отпусков по личным обстоятельствам в год (в соответствии с настоящим законом).
Статья 72: Описывает служебный спор в органах внутренних дел
Разногласие в ходе применения ряда Федеральных законов или других нормативных и правовых актах РФ в области внутренних дел и контракта, или сотрудником и уполномоченным руководителем, которые поступают на службу в органы внутренних дел или между непосредственным и прямым руководителем и работником. Последние изменения в редакции ФЗ-342 не затронули эту статью.
Статья 82.1
В этой статье ФЗ-342 проводились изменения и поправки 3 апреля 2017 года. Работник органов внутренних дел увольняется в случае допущения ошибок и утраты доверия других должностных лиц:
- Конфликт в коллективе не урегулирован, если инициатором является он;
- Работники органов внутренних дел не предоставляют информацию о прибыли, трат по имуществу;
- Расследование сотрудником органов внутренних дел проводилось на платной основе. Во внутреннем регламенте подобное поведение строго исключается;
- Сотрудник полиции вел активную предпринимательскую деятельность, которая недопустима по ФЗ-342. В законе говорится о строгом отсутствии посторонней коммерческой деятельности.
Статья 84: Описывает увольнение сотрудника органов внутренних дел.
Увольнение сотрудников органов внутренних может быть оформлено по собственному желанию без демонстрации в соответствии с Трудовым кодексом, одобренным Госдумой, а также ФЗ-342. Для этого расторгается договор до истечения его срока действия по закону. Затем подается рапорт об увольнении за один месяц до даты увольнения. Изменений в последней редакции не проводилось.