Ссуда бюджетная: что это такое, описание и особенности

Что такое ссуда

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. –>

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

В банковский сфере присутствуют различные термины, которые часто вызывают вопросы. Например, что такое ссуда, чем она отличается от кредита или займа. Общепринято все это считать синонимами, но по факту это несколько разные вещи, закон их разграничивает.

  1. Что такое ссуда, чем отличается от кредита
  2. Что такое кредит
  3. Виды кредитов
  4. Что такое займ
  5. В заключение

Ссуда — это тоже вид финансовых отношений между кредитором и заемщиком, но предметом сделки может быть только конкретная вещь, которая дается в пользование безвозмездно. На Бробанк.ру подробно рассмотрим, чем отличается ссуда от кредита и займа.

Что такое ссуда, чем отличается от кредита

Мы привыкли к банковским кредитам. Любой человек может обратиться в банк и получить там деньги в долг. Ключевая особенность кредита — назначение процентов, которые являются платой банку за услугу выдачи денег в долг.

Ключевые признаки ссуды:

  • безвозмездность;
  • речь идет об имуществе, причем о конкретном. Вернуть нужно будет его же, пусть и с учетом амортизации;
  • предметом ссуды могут быть земельные участки, оборудование, транспортные средства, мебель и пр. Регламента в этом вопросе нет.

Ссуда отличается от кредита по ряду критериев

То есть по факту ни одна кредитная организации гражданам и юридическим лицам ссуды не предоставляет. Такого вида отношения свойственны несколько другим сферам. Например, поставщик товара предоставляет магазину в пользование специальную витрину с учетом ее последующего возврата. Вот это и есть ссуда. Все остальное — другие виды денежных отношений.

Если ссудодатель устанавливает проценты за пользование имуществом, то это уже перетекает в другой спектр действия. Сделку можно назвать арендой.

Так что, если рассматривать, чем ссуда отличается от кредита или займа, то все эти типы сделки — совершенно разные и предполагают различные действия. Но по факту общепринято объединять эти понятия. И не будет ничего страшного, если кто-то где-то называет кредит ссудой. По факту кредит — это и есть разновидность ссудных отношений.

Денежная ссуда — это уже кредит или займ. Предметом ссуды может быть только какое-то имущество.

Что такое кредит

Разница между кредитом и ссудой имеется, причем весьма существенная. С юридической точки зрения это два разных вида отношений. Если в обиходе никакой разницы нет, то в случае каких-то юридических и судебных споров следует относиться к понятиям более пристально, не путать их.

Кредит — это экономические отношения, при которых одна сторона передает свой капитал второй во временное пользование. Простыми словами, кредитор дает вам деньги в долг на своих условиях. Основные признаки кредита и отличия от ссуды:

  • платность. Вот по этому виду сделки как раз и назначаются проценты, то есть кредитор оказывает услугу и получает за это вознаграждение;
  • возвратность. При заверении отношений договором определяется, как заемщик будет возвращать деньги. Составляется график, согласно ему и проходит возврат;
  • речь идет именно о деньгах. Даже если речь о целевом кредите, который выдается, например, на покупку оборудования, в договоре фигурируют именно деньги, деньгами и осуществляется возврат.

Кредиты традиционно выдают банки, то есть ссудодателями они не являются. Банкиры разрабатывают кредитные программы для физических и юридических лиц и зарабатывают на процентах. Это именно те сделки, к которым мы все и привыкли.

Виды кредитов

Ссуда является безвозмездной

Кредит — это словно денежная ссуда, хотя с юридической точки зрения таковой не является. Как уже говорилось, предметом сделки могут быть только деньги, но сами кредитные программы могут быть разными. Если рассматривать продукты для физических лиц, то перечень будет таким:

  • потребительский наличный кредит. Самая популярная программа. Банк выдает заемщику деньги, тот распоряжается ими на свое усмотрение;
  • потребительский целевой. Например, речь о кредите, который оформляется в магазине на какой-то товар. Заемщик не получает деньги на руки, они передаются продавцу, но в договоре все равно будет фигурировать цифра наличными, а не товар; . Разновидность целевой сделки, только предметом покупки становится какое-либо транспортное средство; . Целевой кредит, который выдается на покупку недвижимости: квартиры, дома, земли, коммерческого объекта, дачи, гаража, апартаментов и пр.
Читайте также:
Как узнать расчетный счет карты Сбербанка

Есть еще и направление для юридических лиц, они также получают целевые и нецелевые кредиты, могут оформлять коммерческие автокредит и ипотеку. Для них разрабатываются специальные инвестиционные продукты, предлагаются услуги лизинга и факторинга. Это большая сфера деятельности, в которой также предоставляются не ссуды, а кредиты.

Что такое займ

Теперь рассмотрим, в чем разница между ссудой и займом, чем они вместе отличаются от того же кредита. Общепринято называть займами продукты микрофинансовых организаций. В голове многих заемщиков пазл: банки выдают кредиты, МФО — займы, которые также называют микрокредитами и микрозаймами.

Только вот продукты микрокредиторов — это тоже кредиты. МФО — точно такие же кредитные организации, как и банки. Они выдают гражданам и бизнесу денежные средства под проценты на условиях срочности и возвратности. Займ же — несколько иной вид отношений.

Займы могут выдавать все: граждане, любые компании, предприниматели, кто угодно. Кредиты выдают только банки и микрофинансовые организации. Так что слово “займ” юридически не относится к МФО, но все же является общепринятым термином, который ушел в народ.

Заем может быть беспроцентным, но все же микрокредит от МФО, выдаваемый под 0%, все равно останется кредитом.

Тот, кто получает ссуду, не будет платить проценты

Виды кредитов от МФО:

  1. Краткосрочный. Выдается на непродолжительный период, буквально на 1-30 дней, и возвращается единственным платежом. Суммы выдачи тоже скромные, до 30 000.
  2. Долгосрочный. Максимальный период заключения договора — 1 год, размер кредита может доходить до 100 000 рублей.
    Под ПТС. Это кредит под залог автомобиля, который также выдают некоторые микрофинансовые компании.

Кредиты под недвижимость микрокредиторы сейчас не выдают. Раньше они работали с такими продуктами, но с недавнего времени закон запрещает им заключать такие сделки. Дело в том, что в этой сфере часто заключались мошеннические договора: к МФО часто обращаются люди, обладающие невысоким уровнем финансовой грамотности, чем и пользовались нечетные кредиторы.

В заключение

Так что, если вы думаете, что ссуда — это кредит или займ, что это идентичные понятия, вы ошибаетесь. Общепринято считать их чем-то одинаковым, но юридические и законодательно термины трактуются совершенно по-разному.

  1. Ссуда. Предметом сделки может быть только какое-либо имущество. Проценты и иную форму платы ссудодатель не берет.
  2. Кредит. Его правомочен выдавать только банк или микрофинансовая организация. Предполагает срочность, возвратность и начисление процентов. Выражается строго в денежном эквиваленте.
  3. Займ. Свободная сделка, кредитором может выступать физическое или юридическое лицо. Условия соглашения определяют стороны.

К займам в больше степени относятся продукты, которые принято называть частными. Они выдаются физическим лицами точно таким же гражданам под расписку. Расписка фиксирует условия кредитования, в ней отражается сумма, сколько и когда заемщик должен вернуть.

Энциклопедия решений. Бюджетные кредиты

Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах:

– другому бюджету бюджетной системы РФ;

– иностранному юридическому лицу.

Ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов устанавливаются при утверждении бюджета (п. 2 ст. 93.2 БК РФ). Кроме того, при утверждении бюджета определяются условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, цели их предоставления, а также соответствующие бюджетные ассигнования.

Основанием для предоставления бюджетного кредита является договор, заключаемый в соответствии с гражданским законодательством, то есть в соответствии с требованиями главы 42 “Заем и кредит” ГК РФ (п. 1 ст. 93.2 БК РФ). В то же время при заключении подобных договоров должны учитываться особенности их заключения, предусматриваемые бюджетным законодательством.

Внимание

Из определения понятия “бюджетный кредит”, приведенного в ст. 6 БК РФ, следует, что такой кредит не может предоставляться государственным (муниципальным) учреждениям.

Бюджетные кредиты иным юридическим лицам (в т.ч. иностранным) могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, в случаях, установленных главой 15 БК РФ (п. 1 ст. 93.2 БК РФ). Особенности предоставления таких бюджетных кредитов установлены ст. 93.5 БК РФ.

Кроме того, бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства РФ (абзац четвертый п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

Читайте также:
Оплата госпошлины за загранпаспорт через госуслуги

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности , если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности (п. 2 ст. 93.2 БК РФ). В порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором, заемщик обязан:

– вернуть бюджетный кредит;

– уплатить проценты за пользование кредитом.

Бюджетным законодательством также предусмотрены следующие условия предоставления бюджетных кредитов.

1. У субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица должна отсутствовать просроченная задолженность по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для юридических лиц – также должна отсутствовать задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему, за исключением случаев реструктуризации задолженности (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

2. Предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93.2 БК РФ. Обеспечение не предоставляется:

– муниципальным образованием (только в установленных бюджетным законодательством случаях).

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования являются:

– банковские гарантии, поручительства;

– государственные или муниципальные гарантии;

– залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных договором, принимаются меры по принудительному взысканию с них просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога (п. 7 ст. 93.2 БК РФ).

3. Если бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу, обязательно проведение предварительной проверки финансового состояния этого юридического лица, его гаранта или поручителя (п. 5 ст. 93.2 БК РФ). Кроме того, обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются:

– согласие на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетного кредита уполномоченными органами (см. п. 4 ст. 93.2 БК РФ) и органами государственного (муниципального) финансового контроля;

– положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам определен в ст. 93.3 БК РФ.

В частности, согласно данной норме бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств), местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут предоставляться на срок до трех лет .

Субъектам РФ и муниципальным образованиям также могут предоставляться бюджетные кредиты:

– за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 93.5 БК РФ);

– на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 93.6 БК РФ).

В соответствии со ст. 110.1 БК РФ в Программе заимствований, которая является приложением к закону (решению) о бюджете, отражается перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ (муниципального образования), с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Данное требование в полной мере распространяется на бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также на полученные в конце текущего финансового года бюджетные кредиты (см. письма Минфина России от 23.05.2014 N 02-08-11/24896, от 13.06.2013 N 02-04-11/21922). Специалисты финансового ведомства указывают, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе в установленном ими порядке привлекать на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов, также кредиты от кредитных организаций (письмо Минфина России от 13.11.2013 N 02-03-011/48396).

В действующем законодательстве выделяются следующие правонарушения, связанные с предоставлением бюджетных кредитов:

Ссуда бюджетная: что это такое, описание и особенности

БК РФ Статья 93.2. Бюджетные кредиты

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 02.11.2007))

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 93.2 БК РФ

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Читайте также:
Производство металлических дверей как бизнес

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетный кредит (за исключением бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, а для юридических лиц – также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 23.06.2016 N 192-ФЗ, от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетный кредит может быть предоставлен государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 28.11.2018 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень надежности (ликвидности).

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

Читайте также:
Дисконтирование денежных потоков: пример расчета

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог публично-правовому образованию, предоставляющему бюджетный кредит, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования или по их поручению уполномоченным лицом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.

5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица – получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее – уполномоченное лицо).

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

Читайте также:
Что грозит, если попался с солью весом 1 грамм?

7. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

8. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченными лицами в целях реализации ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10 – 11. Утратили силу. – Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, являющихся конечными получателями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций (кредитных и иных организаций, их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат средств федерального бюджета на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров, а также правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе устанавливать состав документов, необходимых для списания и восстановления в учете указанной задолженности, требования к указанным документам.

(п. 12 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

Что такое бюджетный кредит

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Внимание!
5 мая 2022 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2022 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 г. № 619.

Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.

В соответствии с данным НПА:
• в 2022 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2022-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.

Средства, которые изначально планировалось направить на погашение бюджетных кредитов, регионы вправе использовать для устранения последствий распространения коронавируса. Кроме того, их можно направить на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов регионов.

Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 г. № 619 опубликовано 5 мая 2022 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Читайте также:
Аквариум как живое украшение интерьера гостиной

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.
Читайте также:
Трудовой договор между физическими лицами образец

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2022 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Статья 93.2 БК РФ. Бюджетные кредиты (действующая редакция)

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит (за исключением бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, а для юридических лиц – также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.

Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Читайте также:
Срок годности справки о составе семьи в 2022 году

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.

Бюджетный кредит может быть предоставлен государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 93.6 настоящего Кодекса.

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень надежности (ликвидности).

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог публично-правовому образованию, предоставляющему бюджетный кредит, не допускается.

Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования или по их поручению уполномоченным лицом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.

5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица – получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее – уполномоченное лицо).

Читайте также:
Устройство газона на своем участке и уход за ним

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

7. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

8. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченными лицами в целях реализации ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами.

9. Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.

10 – 11. Утратили силу. – Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ.

12. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, являющихся конечными получателями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций (кредитных и иных организаций, их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат средств федерального бюджета на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров, а также правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе устанавливать состав документов, необходимых для списания и восстановления в учете указанной задолженности, требования к указанным документам.

Что собой представляет бюджетная ссуда или бюджетный кредит?

Если предприятие хочет получить финансовую помощь от государства, руководству предстоит изучить, что это такое – бюджетная ссуда, и как ее получить. Такой заем предоставляется совсем для иных целей, нежели банковские или ипотечные кредиты для бюджетников. Отличаются и условия финансовой поддержки: это выражается как в сроках предоставления средств, так и в механизме погашения.

Что собой представляет бюджетная ссуда

Определение

Прежде чем изучать преимущества и недостатки бюджетной ссуды, сначала стоит познакомиться с терминологией: о понятии можно узнать из законодательных и нормативных документов. В Бюджетном кодексе выделено два определения – кредит и ссуда.

И в первом, и во втором случае государство предоставляет средства юр. лицам или другим бюджетам в долг. Однако ссуда отличается тем, что ее готовы выдать на срок до полугода.

Не стоит путать это понятие с субсидиями, субвенциями или дотациями. Ссуды и кредиты обычно бывают возвратными, хотя первые иногда разрешено не возвращать – если деньги предоставлены организации, которая на 100% принадлежит государству.

Читайте также:
Земельные вопросы - полезные статьи

Еще одно существенное отличие – субсидии, субвенции и дотации включают в состав бюджета на стадии его формирования. Ссуду и кредит обычно выдают, когда он уже действует.

Назначение бюджетных ссуд

Если говорить общими словами, то основная цель предоставления бюджетных кредитов и ссуд государством – перераспределение финансов на уровне страны. Как в России, так и в РБ займы выделяют с целью регулирования деятельности предприятия, осуществления контроля или стабилизации деятельности.

Назначение бюджетных ссуд

Требования к предприятию

Бюджетная ссуда предоставляется не только организациям: заемщиком может выступать даже обычный гражданин. Но все-таки такая поддержка чаще назначается:

  • бюджетным учреждениям;
  • унитарным предприятиям государственного либо муниципального подчинения;
  • органам исполнительной власти.

Бюджетные ссуды предоставляются, если потенциальный заемщик способен доказать свою платежеспособность и ликвидность. Государство проверяет финансовое состояние претендента, в том числе обращая внимания, не было ли задолженностей при погашении предыдущих займов.

Важно! Бюджетные ссуды предназначены для реализации конкретных целей. Поэтому необходимо четко сформулировать, для чего нужны средства.

Особенности оформления

Чтобы получить деньги от государства, следует подать специальную заявку. В ней указывают, на какую задачу будут направлены деньги. Для пополнения бюджета необходимо приложить к заявке:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • подтверждение, что для погашения займа найдут средства.

Доказательством обеспечения ссуды бывает свое имущество, если его можно использовать в качестве залога, и оно покрывает сумму, на которую претендует организация. Также предоставляют гарантийное письмо из банка.

Возможно привлечение других гарантов или поручителей. В таком случае государство имеет право проверить финансовое обеспечение каждого из них.

В отличие от иных способов поддержки, бюджетная ссуда является срочной формой финансирования. Так как в любом случае средства предстоит вернуть в течение полугода.

Фактически организация готовит все документы, чтобы доказать – предоставление бюджетной ссуды выгодно самому государству. Оно заинтересовано не столько в получении прибыли за счет процентов, сколько в долгосрочном поступлении финансов в дальнейшем в виде налоговых отчислений.

А потому для оформления бюджетной ссуды зачастую предстоит оформить полноценный бизнес-план. Например, государство готово поддерживать инновации, реконструкции с целью наращивания мощностей, увеличения прибылей.

Виды бюджетных ссуд

Классификация бюджетных ссуд достаточно разветвленная. Разделяют три вида займов, в зависимости от того, кто их выдает:

  • российское правительство;
  • администрация субъекта РФ;
  • власти на местах.

Виды бюджетных ссуд

Перечисление и использование

Выделение бюджетной ссуды, как и ипотечное кредитование, осуществляется на договорной основе. Стороны обговаривают, на какие цели и в какое время будут предоставлены средства. В результате начисление происходит в четко оговоренные сроки.

Не всегда государство предоставляет именно деньги, перечисляя их на счет. Часто происходит финансирование путем оплаты конкретного товара: оборудования, техники, услуг, которые нацелены на улучшение работы организации/предприятия.

Бюджетная ссуда назначается для поддержки деятельности организации/предприятия. В это понятие входит несколько разных целей:

  • изменение структуры производства;
  • помощь при восстановлении после стихийного бедствия;
  • покрытие нехватки финансов при временном затруднении.

Важно! Использование бюджетной ссуды находится под постоянным контролем. Как и ипотеку, ее необходимо погасить, в точности соблюдая договоренности. Если же заемщик не успевает расплатиться своевременно, непогашенная часть возмещается за счет налогов.

Просрочка

Если предприятие или организация хочет получать помощь от государства, необходимо своевременно погашать бюджетную ссуду. Отсутствие просрочек при возвращении предоставляемых средств – ключевое требование к заявителю.

Несвоевременные выплаты бюджетных ссуд приравнивают к задержкам перечисления налоговых платежей на счет фискальной службы. Необходимо учитывать, чтобы погашение происходило вовремя, еще составляя бизнес-план и включая выплаты в статью расходов.

Как и при других непогашенных задолженностях, с заемщика взимают пеню. Она составляет 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Итоги

Бюджетная ссуда способна стать действенным орудием в решении временных финансовых затруднений на предприятии. Она выручает в непредвиденной ситуации, так как предоставляется, если например произошло стихийное бедствие.

Однако, прибегая к такой форме государственной поддержки, следует понимать степень ответственности. Предлагая деньги на льготных условиях, а то и без последующего возврата или без начисления процентов, власти заинтересованы в своевременном погашении займов. В противном случае не придется рассчитывать на предоставление новой бюджетной ссуды даже в критических обстоятельствах.

Скорых К.

Консультант и иследователь в области маркетинга. Журналист и шеф-редактор рекламных спецпроектов.

Ссылка на основную публикацию