Проверки МЧС: как избежать штрафа в 2022 году
Малый бизнес освободили от проверок, но сотрудники МЧС могут прийти внепланово. Рассказываем, как проверяют бизнес на тему пожарной безопасности и как избежать крупных штрафов.
Какие проверки проводят МЧС
Проверки от МЧС делятся на 2 вида:
Плановые. При такой проверке инспекторы выезжают в офис или на производство. О проверке сообщают за 3 рабочих дня бумажным письмом или по e-mail. Проверяющие смотрят документы о пожарной безопасности: правила действий при пожаре, инструкции о противопожарной безопасности, правила использования противопожарных систем. Календарь проверок обычно публикуют на сайте МЧС каждого региона.
Внеплановые. О такой проверке сообщают за 1 рабочий день или инспекторы придут внезапно при угрозе несчастного случая. Обычно такие мероприятия проводят, чтобы проверить выполнения предыдущих предписаний, по жалобе в МЧС или по распоряжению прокуратуры.
1 июля 2022 года в МЧС определили все проверки, которые они имеют право проводить:
Выездная проверка. Инспекторы проверяют документацию и сам объект. На это может уйти до 10 рабочих дней.
Инспекционный визит. Облегченный вариант проверки. Обычно проходит в течение дня и сотрудники МЧС просто консультируют о правилах безопасности.
Рейдовый осмотр. В этом случае инспекторы проверяют скопом предпринимателей одной сферы. Например, общепит или продавцов одежды. Эта проверка всегда проводится внепланово.
Документарная проверка. Внеплановый запрос документов или объяснений от руководства.
Выборочный контроль. Внеплановые мероприятия, когда берут пробы, образцы или используют специальные инструменты.
Кого не будут проверять во время пандемии
До 2022 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Поэтому инспекторы не придут к предпринимателям, которые выполняют ряд условий:
Не более 100 человек в штате.
Не более 800 миллионов прибыли за предыдущий год.
Доля в компании крупного бизнеса не более 25%(для государственных учреждений) или 49% (для иностранных компаний).
Но мораторий не отменяет внеплановые проверки. Поэтому если есть жалоба или явные нарушения, то проверки будут. Плюс плановые мероприятия не отменили, а перенесли на следующий год и лучше контролировать календарь проверок, чтобы визит инспекторов не стал неожиданностью.
Кого чаще всего выбирают для проверки
У МЧС действует риск-ориентированный подход, то есть каждому объекту дают степень риска и от этого зависит, как часто проходят проверки. Раньше индикатора риска действовали для целых отраслей или ряда объектов, но с 2022 года инспекторы имеют право присваивать степень риска отдельным объектам. На сайте МЧС работает калькулятор, которые помогает определить категорию риска. Также рекомендуем посмотреть критерии, по которым оценивают объекты.
Если узнали о проверке, то подготовьте все регистрационные документы о бизнесе. Кроме этого, должны быть оформлены все документы о пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц, соглашения об обслуживании огнетушителей и другого противопожарного оборудования. На сайте МЧС есть чек-листы, которые помогут подготовиться к проверке.
Зачастую предприниматели получают штрафы из-за того, что проходы заполнены разным хламом, нет инструкций с действиями на случай пожара, неправильно используются электросети и нет оборудования для оповещения об экстренной ситуации.
Если инспекторы нашли нарушения, то чаще всего предпринимателям грозит административная ответственность. Все наказания прописаны в статье 20.4 КоАП РФ. Например, можно получить до 1 миллиона рублей или приостановления деятельности до 90 суток. Более того, если при пожаре погибли люди или произошли крупные финансовые потери, то могут возбудить уголовное дело по статье 219 УК РФ. За тяжкие последствия могут лишить свободы на 7 лет.
Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности
Проведение внеплановых проверок
58. Предметом внеплановой проверки является выполнение объектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых согласно ранее выданному предписанию истек.
58.1. Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся надзорными органами по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего надзорного органа, принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках осуществления государственной функции по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
(п. 58.1 введен Приказом МЧС России от 05.02.2018 N 36)
59. О проведении внеплановой выездной проверки объект надзора уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты объекта надзора, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен объектом надзора в надзорный орган, с приложением копий распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
(в ред. Приказа МЧС России от 07.12.2016 N 665)
(см. текст в предыдущей редакции)
60. Уполномоченное должностное лицо надзорного органа не позднее дня направления уведомления вносит в единый реестр проверок информацию об уведомлении проверяемого объекта надзора о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных законодательством.
61. Внеплановые проверки в отношении федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся по следующим основаниям:
истечение срока исполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
распоряжение руководителя надзорного органа, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
мотивированное представление (рапорт) должностного лица надзорного органа о необходимости проведения внеплановой проверки по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(п. 61 в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)
(см. текст в предыдущей редакции)
62. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в надзорный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с абзацами третьим – шестым пункта 61 настоящего Административного регламента являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо надзорного органа при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
(абзац введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)
62.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении объектов надзора.
(п. 62.1 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)
62.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, достаточных данных о нарушении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами надзорного органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, и проводится рассмотрение документов объекта надзора, имеющихся в распоряжении надзорного органа. В рамках предварительной проверки у объекта надзора могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
(п. 62.2 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)
62.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, уполномоченное должностное лицо надзорного органа подготавливает мотивированное представление (рапорт) о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в абзацах третьем – шестом пункта 61 настоящего Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению объекта надзора к ответственности не принимаются.
(п. 62.3 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665; в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)
(см. текст в предыдущей редакции)
62.4. По решению руководителя надзорного органа или его заместителя предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
(п. 62.4 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)
62.5. Надзорный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных надзорным органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
(п. 62.5 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)
63. Если в результате деятельности федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
(в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)
(см. текст в предыдущей редакции)
64. Согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
65. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы представляются либо направляются надзорным органом в органы прокуратуры по месту осуществления деятельности объектом надзора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
66. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного надзорным органом предписания.
Когда приходит пожарная проверка
Почти все пожарные проверки заканчиваются замечаниями от инспектора. На что смотрят в первую очередь и как к этому подготовиться — в нашей статье.
Пожарная проверка может прийти в любой момент к кому угодно, даже если у вас маленькая кофейня. Разбираемся, как пережить такую проверку и не поседеть.
Эксперт — Ольга Ефимова, руководитель отдела охраны труда и пожарной безопасности компании ReKom. Записалa Наталья Болдырева.
Кто проверяет
Предприниматели должны соблюдать правила пожарной безопасности — защищать сотрудников, клиентов и имущество от пожаров. В законе прописано, как это сделать, и его нужно знать чуть ли не наизусть.
Все полномочия МЧС — в постановлении «О пожарном надзоре»
За соблюдением правил следит МЧС. Специалисты проверяют всё: торговые и офисные центры, небольшие магазинчики, кафе, клубы, причем не только помещения, но и территорию вокруг.
Когда приходит
Проверки бывают плановые и внеплановые. Для плановых проверок МЧС составляет график, его можно посмотреть заранее. В каждом регионе план проверок свой.
Плановые проверки обычно проходят раз в три года. О них предупреждают не менее чем за три дня. О внеплановых — за сутки.
Иногда МЧС может и не предупредить. Так бывает, если:
- есть информация об угрозе жизни людей или животных;
- когда уже причинили вред людям, животным или окружающему миру.
Внеплановая проверка приходит и чтобы посмотреть, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли на плановой. Или в МЧС кто-то нажаловался, что компания нарушает правила пожарной безопасности. Или сам руководитель пожарного надзора вдруг решил проверить те или иные компании. Такое тоже бывает.
И плановая, и внеплановая проверка длится 20 дней.
Что взять у инспектора
Во время проверки у инспектора МЧС с собой должен быть приказ или уведомление. Вот как оно выглядит:
В нем указывают:
- название и реквизиты компании, которую проверяют;
- информацию о том, кто проверяет;
- цели и сроки проверки;
- какие документы нужно предоставить;
- на основании каких законов проходит проверка.
Предприниматель получает в руки копию этого приказа и расписывается в нем. Без приказа проверка считается незаконной.
Кого проверяют чаще, кого — реже
Плановые проверки не всегда проходят раз в три года: иногда чаще, иногда реже. Кого-то вообще не будут проверять до 2022 года, пока действуют надзорные каникулы.
Это зависит от категории риска, к которой относится работа предпринимателя или здание. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Если категорию риска присвоили, надзорные каникулы отменяются.
Категорию риска определяет МЧС. Она просчитывает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если правила нарушат — например, сколько человек могут погибнуть. Детский лагерь в этом списке будет в первых строчках, а небольшое кафе — уже не настолько опасное предприятие.
Мы собрали таблицу, что проверяют чаще всего:
Сфера деятельности
Как часто проверяют
Поликлиники, больницы, санатории
Детские сады и школы
Один раз перед началом летних каникул
Социальные учреждения с проживанием. Например, пансионаты для пожилых людей
Всех остальных плановые проверки будут беспокоить реже:
Категория
Когда проверяют
Высокий риск. Это социальные учреждения из предыдущей таблицы
Раз в период из предыдущей таблицы
Значительный риск. Это кафе и рестораны, здания культурного наследия, вокзалы
Раз в четыре года
Средний риск. Это многоэтажные дома, магазины, мастерские
Умеренный риск. Кафе и магазины, в которых умещается не более 50 человек; небольшие по площади банки, офисы
Раз в десять лет
Узнать категорию риска
Теперь о главном — как узнать свою категорию риска. В этом поможет калькулятор на сайте МЧС. Указываете высоту здания, его назначение и сколько в нем бывает людей — и калькулятор выдаст категорию риска, к которой относится бизнес.
Если снимаете офис в торговом или бизнес-центре, узнать информацию о здании можно у ответственного за пожарную безопасность. Его именем подписан план эвакуации на каждом этаже.
На что обращают внимание
Первое, на что обращают внимание инспекторы, — есть ли инструкция о пожарной безопасности. В ней пишут:
- по какой схеме будут эвакуировать людей;
- какие меры предпринимают, чтобы пожар не случился. Например, не разрешают зажигать спички рядом с горючими материалами. Список мер можно составить самостоятельно или ориентироваться на закон;
- как хранить и куда выкидывать пожароопасные вещества. Например, как хранить машинное масло на заправке. Поможет система стандартов безопасности труда;
- где курить;
- как вызывать пожарную охрану;
- как включать и выключать технику и пользоваться огнетушителем.
Сотрудники должны расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. Такой журнал нужен в каждой компании. Инспектор может проверить, что в нем стоят подписи всех сотрудников.
Также инспекторы проверяют, чтобы на стенах висел план эвакуации и работал сигнал тревоги.
Если в здании работают больше 50 человек, инспектор проверит инструкцию для сотрудников по безопасной эвакуации.
Еще инспектор проверяет:
- есть ли таблички с номерами телефонов пожарной охраны;
- свободны ли двери на пути выхода из здания;
- работают ли огнетушители;
- свободны ли дороги и подъезды к зданиям, пожарным лестницам, источникам воды для пожаротушения, а зимой — очищены ли от снега.
Инспектор проверит всё это и даст заключение. Об этом дальше.
Кто отвечает за нарушения
После проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один отдает предпринимателю. В акте указывает:
- информацию о компании, которую проверяли;
- когда и где проводилась проверка;
- кто проводил и на основании чего;
- что выяснили во время проверки;
- информацию, что предприниматель или ответственный за пожарную безопасность сотрудник видел акт проверки или отказался его признавать.
Если нашли нарушения, отвечает за них руководитель компании или ответственный за пожарную безопасность. Один из них пишет объяснительную, в которой поясняет, что пошло не так.
Что бывает за нарушения
О штрафах — в статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях
Если во время проверки инспектор нашел нарушения, он может:
- вынести предписание с требованием устранить нарушения и дать срок на это;
- выписать штраф до 500 тысяч рублей, если затем предписание не выполнили;
- приостановить работу до трех месяцев, если не исправили нарушения.
По моему опыту, предписания и штрафы выписывают чуть ли не на каждой проверке, а закрывают очень редко.
Но это не так страшно, как случаи, когда предприниматель нарушил правила пожарной безопасности и из-за этого пострадали или даже погибли люди. Это уже уголовное преступление, за которое предусмотрен срок до семи лет.
Что делать, если не согласны с проверкой
После проверки предприниматель может решить, что инспектор слишком придирался, или не согласиться с размером штрафа. В таком случае молчать не стоит, а нужно обжаловать решение инспектора.
Для этого в свободной форме пишут жалобу в суд. В ней указывают, что пошло не так: инспектор пришел без приказа о проверке, составил акт с ошибками или написал то, с чем предприниматель не согласен.
Бывают случаи, когда предприниматель не согласен, но решил не обжаловать, а просто молча не выполнять решение инспектора. В таком случае его могут привлечь к административной ответственности за невыполнение предписания.
Короче
Когда приходит проверка
Внеплановая — в любое время. Если есть веские причины, могут и не предупреждать
Плановая — зависит от группы риска. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Маленькое кафе — раз в десять лет, поликлинику — раз в два года
Проверки МЧС при пандемии коронавируса
Требования пожарной безопасности остаются важными в любых обстоятельствах, в том числе и при пандемии, которая сейчас охватила не только нашу страну, но и весь мир. Поэтому контролирующая деятельность в этой области, которая возложена на Министерство чрезвычайных ситуаций, продолжает реализовываться, хотя и в усеченном порядке.
Нормативная база организации контролирующей деятельности
В работе, связанной с проверками государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
- федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
- федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.
Общие правила организации работ, связанных с проверками
Согласно действующему порядку министерство выполняет два основных типа проверочных операций:
- плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденной схеме. Она должна быть согласована с Прокуратурой и опубликована на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного периода, предшествующего периоду проведения проверок;
- внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.
При проверках обоих типов контроль может проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию с проверками выполнения действующих норм.
Частота контроля при плановых проверках
Согласно действующим правилам плановые проверки, выполняемые инспекторами, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Законодательство выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:
- компании высокого риска – один раз в 3 года;
- значительного риска – раз в 4 года;
- среднего риска – раз в 7 лет;
- умеренного риска – раз в 10 лет;
- низкого риска – плановые проверки не выполняются.
Распространение коронавирусной инфекции внесло серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 8 сентября 2022 года N 1520. По большому счету, можно сказать, что план по проверкам МЧС на текущий год практически полностью отменен. Во всяком случае, запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.
Итак, для МЧС по плановым проверкам остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года.
Внеплановые проверки
При наступлении каких-то серьезных обстоятельств, связанных с вопросами пожбезопасности, МЧС прибегает к внеплановой проверке. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут:
Пожарные проверки МЧС в 2022 году: кому нужно подготовиться к ревизиям и как это сделать?
МЧС России в 2022 году внедрило новшества в надзорной системе. В результате нововведений планируется минимизировать контакты инспекторов пожарного надзора с владельцами помещений.
Типы пожарных проверок МЧС
Существующие типы проверок пожарной безопасности:
- Плановые. Производятся по заранее разработанному графику с учетом категории риска, присвоенной объекту. Руководитель организации предупреждается о приезде инспекторов на ревизию за три дня до визита.
- Документарные. Подразумевают инспекционную ревизию документации, связанной с пожарной безопасностью. О проведении проверки также предупреждают за три дня до прибытия сотрудников МЧС.
- Выездные. Могут включать в себя различные виды экспертиз, расследований и испытаний и длиться свыше 20 дней.
- Внеплановые. Мероприятие бывает инициировано по жалобе. Также существует контрольная и оперативная проверка. Организация уведомляется о визите инспектора за сутки до него.
- Повторные. Такие проверки проводятся в случае, если в процессе выездной, документарной, плановой или внеплановой инспекции были выявлены нарушения с выдачей предписаний к их устранению. Повторный выезд инспектора производится с целью проверки выполнения выданных ранее предписаний. Повторное выявление нарушений может караться штрафом, налагаемым на руководителя и организацию.
Периодичность проведения плановых проверок МЧС в 2022 году
В 2022 году плановые проверки МЧС производятся согласно ежегодно составляемому в декабре графику, представленному на местном сайте ведомства в регионе. С 2022 года объявлено о применении рискоориентированного подхода, означающего, что объекты с высокой степенью риска возникновения пожара будут проверяться чаще.
Категории пожарного риска
В 2022 году выделено шесть категорий риска, влияющих на частоту проведения проверок.
Категория риска | Интервал плановых проверок |
Чрезвычайно высокий | раз в год |
Высокий | раз в два года |
Значительный | раз в три года |
Средний | раз в пять лет |
Умеренный | раз в шесть лет |
Низкий | нет плановых проверок |
Для каждого объекта степень риска будет определяться в индивидуальном порядке. На категорию влияют следующие факторы:
- наличие или отсутствие системы автоматической сигнализации;
- были ли в прошлом пожары на объекте;
- есть ли препятствия на путях эвакуации.
Чтобы самостоятельно оценить категорию риска объекта эксплуатации, можно воспользоваться специальным калькулятором на интернет-портале МЧС России.
Изменения в схеме проверок в 2022 году
В 2022 году МЧС внедряет дифференцированный подход к проверкам. Зоны риска и основные критерии их распределения сохраняться, но инспектор теперь вправе самостоятельно принимать решение о присвоении объекту той или иной зоны риска. Такой подход позволяет вносить коррективы в график проверок. При нарушении собственником объекта или его арендатором норм и правил пожарной безопасности контроль может быть усилен, а проверки будут проводиться чаще.
Ранее категория риска присваивалась группе объектов. Теперь же ее устанавливают для каждого из них в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько тяжелыми могут оказаться возможные последствия пожара и от того, насколько добросовестно будут исполнять свои функции лица, ответственные за пожарную безопасность. Приоритетными в связи с новым подходом станут работы, связанные с профилактикой пожаров.
Пожарная безопасность будет контролироваться разными способами, включая осмотры, проводимые инспектором инкогнито под видом клиента или покупателя. Тайные визиты позволят оперативно выявлять наличие или отсутствие нарушений, в том числе и выявленных при предыдущих инспекциях.
Подготовка к проверке
При проведении документарной или плановой инспекции проверяющие запрашивают множество документов, содержащих данные компании и бумаг, отражающих текущее состояние систем пожарной безопасности организации.
Приблизительный перечень выглядит следующим образом:
- Документы на право распоряжения объектом.
- Свидетельство о государственной регистрации ИП или юридического лица.
- Свидетельство о записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
- Документ, подтверждающий полномочия законного представителя ( приказ о назначении, доверенность и т.д.).
- Устав компании или положение.
- Технический паспорт БТИ.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
- Юридический и фактический адрес организации, номера телефонов.
- Список структурных подразделений с указанием адресов их нахождения.
- Перечень арендаторов здания, занимающих помещения в нем.
- Договор на техническое обслуживание установок пожаротушения, систем автоматической пожарной сигнализации, средств оповещения о пожаре.
- Акт обследования целостности конструкций (действителен один год), протокол испытания наружных пожарных лестниц (действителен пять лет).
- Акты огнезащитной обработки горючих конструкций.
- Протокол испытания противопожарного водопровода (составляется два раза в год).
- Акт испытания пожарных гидрантов наружной сети водопровода на водоотдачу (акт составляется после проверк, проводимой весной и осенью).
- Протокол испытания целостности кровельных ограждений (действителен пять лет).
- Приказ об обучения персонала по программе ПТМ, удостоверения о прохождении обучения.
- Приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте.
- Журналы учета огнетушителей (с паспортами на огнетушители) и проводимых инструктажей.
- График очистки воздуховодов и систем вентиляции.
- Инструкция о мерах ПБ и иные распорядительные документы, касающиеся пожарной безопасности.
- Акт практической отработки плана эвакуации (составляется два раза в год при условии массового пребывании в здании более 50 человек).
- Для высотных задний – акт проверки молниезащиты и защиты от статического электричества.
- Декларация пожарной безопасности, лицензия на деятельность в области пожарной безопасности.
- Сертификаты пожарной безопасности на используемую продукцию (пожарные двери, шкафы, рукава, огнезащитные составы, огнетушители и т.п.).
По завершении проверки документации инспектор осмотрит все этажи здания. Проверяться будет наличие эвакуационных планов, средств пожаротушения, предупреждения и связи. Во избежание штрафа должны быть исправны средства оповещения, дымоудаления, пожаротушения, пожарная автоматика и пожарные водопроводы. Эвакуационные выходы и проходы к ним должны быть свободны от мусора, старой мебели прочего. Кроме того, должна быть очищена от легковоспламеняющихся и пожароопасных предметов прилегающая к зданию территория.
Чек-лист пожарной проверки: что учесть до и как вести себя во время визита инспекторов
Инспекторы пожарной инспекции могут приостановить деятельность компании на срок до 3 месяцев, что в некоторых случаях приведет к краху бизнеса. Поэтому важно соблюдать все требования ведомства — если вы ничего не нарушаете, визиты будут редкими и быстрыми, а результаты проверок — положительными.
Подготовиться к визиту сотрудников налоговой, пожарной инспекции и Роспотребнадзора поможет детальная статья в нашем блоге. В ее основу лег многолетний опыт экспертов консалтинговых и бухгалтерских компаний.
Виды проверок пожарной инспекцией
Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.
Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:
- Нужно проконтролировать выполнение ранее выданного предписания.
- В инспекцию поступила информация о том, что на вашем предприятии нарушаются правила пожарной безопасности, есть угроза здоровью и жизни граждан.
- Есть соответствующее распоряжение Президента или Правительства Российской Федерации.
О том, что инспекторы нанесут внеплановый визит, вас обязаны предупредить не позднее, чем за 24 часа. Без уведомления могут прийти, если есть угроза здоровью и жизни граждан или обратился потребитель с жалобой на нарушение своих прав.
Чек-лист пожарной проверки: как не допустить нарушений
У вас обязательно должны быть приказ руководителя компании и инструкция по пожарной безопасности. В инструкции зафиксируйте:
- требования к содержанию помещений, территории, путей эвакуации;
- правила эксплуатации оборудования и обеспечения безопасности во время проведения работ, связанных с риском возникновения возгорания;
- правила хранения и перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ;
- расположение мест для курения;
- граничные показания измерительных приборов, превышение которых может привести к возгоранию;
- действия персонала при пожаре;
- процесс эвакуации сотрудников и материальных ценностей.
Кроме подготовки приказа и инструкции важно позаботиться вот о чём:
- Каждый новый сотрудник должен пройти инструктаж по противопожарной безопасности. До этого момента его нельзя допускать к работе.
- Если на этаже работает больше десяти сотрудников, обязательно нужно составить и вывесить на видном месте планы эвакуации. Также должна быть разработана система оповещения на случай возгорания.
- Если в компании больше пятидесяти сотрудников, нужно не реже, чем раз в полгода, устраивать учебную эвакуацию.
- В каждом помещении должны быть таблички с номером пожарной охраны.
- Двери, расположенные на эвакуационных маршрутах, должны свободно открываться по направлению движения людей. Нельзя загораживать выходы мебелью или иным способом ограничивать их доступность!
- Обязательно нужно закупить огнетушители и обеспечить их своевременное обслуживание.
- Дороги и проезды, ведущие к пожарным лестницам и источникам воды, должны быть свободны и содержаться в таком состоянии, чтобы по ним могла проехать техника.
Чек-лист пожарной проверки: что проверяет инспектор
Задача сотрудника пожарной инспекции — убедиться, что в офисе, ресторане, магазине или на производственном предприятии соблюдаются Правила пожарной безопасности, которые утверждены МЧС России. Эти Правила касаются всех организаций, вне зависимости от формы собственности и рода деятельности.
Инспектор в ходе проверки проверит:
- в каком состоянии эвакуационные выходы — не перекрыты ли они мебелью, ненужными вещами, все ли двери открываются по ходу движения людей;
- в каком состоянии дороги и проезды, ведущие к пожарным лестницам и источникам воды, — не перекрыты ли они, очищены ли от снега и льда;
- оборудовано ли предприятие средствами пожаротушения, системой уведомления о пожаре;
- все ли документы, касающиеся пожарной безопасности, имеются и составлены правильно;
- прошли ли сотрудники инструктаж;
- правильно ли составлены и размещены планы эксплуатации и т. д.
Выездная плановая проверка предприятия может длиться не более 20 рабочих дней, малого предприятия — до 50 часов, микропредприятия — до 15 часов. Внеплановая — до 10 дней в общем случае, до 2 дней — для малого бизнеса.
Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право
Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.
Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.
Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!