ИП стали налоговыми агентами по налогу на прибыль

Налог на прибыль 2022

К радости многих налогоплательщиков, изменения по налогу на прибыль с 1 января 2022 года не столь масштабны как, например, по имущественным налогам, некоторые поправки носят технический характер. Мы расскажем, на какие моменты следует обратить внимание.

Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», эксперт при Палате общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москве, аттестованный аудитор

«Амортизационные» поправки

С 1 января 2022 года в п.1 ст. 256 НК РФ будет четко установлено, что к амортизируемому имуществу относятся результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб. (п.1 ст.256 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее — ФЗ N 325-ФЗ)).

В настоящее время Минфин РФ и ФНС РФ также разъясняют, что нематериальные активы (НМА) первоначальная стоимость которых менее установленного норматива (100 тыс. руб.) не амортизируются, а включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, Письмо ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192).

Амортизация основных средств в 2022 году

С 1 января 2022 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Как и прежде по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации не производится. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация (п. 2 ст.322 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Безвозмездное пользование

Основные средства, переданные в безвозмездное пользование, с 1 января 2022 года не будут исключаться из состава амортизируемого имущества (п.3 ст.256 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Но в целях налога на прибыль учесть сумму начисленной амортизации в расходах будет нельзя (п. 16.1 ст. 270 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

Метод амортизации

С 1 января 2022 года менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Сейчас НК РФ содержит только ограничение на переход с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации чаще одного раза в пять лет.

Расходы на ремонт в 2022 году

С 1 января 2022 года будет уточнено, что к расходам на ремонт относятся не только расходы на ремонт основных средств, но и иного имущества (п. 1 ст. 260 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Жаль, что в отношении возможности учета расходов на ремонт арендованного имущества, не являющемся амортизируемым, уточнения в данную статью не внесены. Но Минфин РФ разъяснял, что расходы на ремонт неамортизируемого имущества могут учитываться на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (Письмо Минфина РФ от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51).

«Иностранные» дивиденды

С 1 января 2022 года в ст.250 НК РФ будет уточнено, что для целей налога на прибыль к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, относится, в частности, доход, выплачиваемый иностранной организацией в пользу российской организации, являющейся акционером (участником) этой иностранной организации, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, вне зависимости от порядка налогообложения такой выплаты в иностранном государстве (п. 1 ч. 2 ст. 250 в ред. ФЗ N 325-ФЗ). Т.е. квалификация дохода в качестве дивидендов не соотносится с тем, пропорционально или непропорционально доли в уставном капитале распределяется доход.

Учет убытков в 2022 году

На 1 год — до 31 декабря 2022 года продлили пятидесятипроцентное ограничение на уменьшение налоговой базы при переносе убытков предыдущих лет (п.2.1 ст.283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ)

Также с 1 января 2022 года будет установлено, что налогоплательщик — правопреемник не сможет учесть убытки, полученные реорганизованной организацией, если в ходе проверки налоговые органы установят, что основной целью реорганизации был учет убытков (п. 5 ст. 283 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Нулевая ставка по налогу на прибыль в 2022 году

С 1 января 2022 года для организаций, имеющих статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (при соблюдении определенных условий) установлена в размере 0 процентов (пп. 1.14. п.1 ст. 284 НК РФ введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 269-ФЗ (далее — ФЗ N 269-ФЗ)). Кроме того, законами субъектов Российской Федерации для таких налогоплательщиков может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абз. 10 п.1 ст.284 НК РФ введен ФЗ N 269-ФЗ)

Особенности применения налоговых ставок участниками специального инвестиционного контракта определены новой статьей 284.9 НК РФ (введена ФЗ N 269-ФЗ).

Читайте также:
Образец жалобы Роспотребнадзор: как написать и подать

Также с 1 января 2022 года вводится нулевая ставка и особенности ее применения для музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (п. 1.13 ст. 284 и ст.284.8 НК РФ введены Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ (далее — ФЗ N 210-ФЗ)). В частности, одно из условий применения ставки 0% — доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90 процентов всех налогооблагаемых доходов (п.2 ст.284.8 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

«Безвозмездные» расходы

С 1 января 2022 в составе внереализационных расходов можно будет учитывать затраты на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ). Такие расходы будут признаваться на дату передачи объектов в государственную или муниципальную собственность (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).

Т.е. налогоплательщики-застройщики смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов по созданию объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 03-07-03/51202).

Кстати, еще с 1 июля 2019 года безвозмездная передача объектов социально-культурного назначения в казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования не является объектом обложения НДС (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Проценты у специализированных застройщиков

С 1 января 2022 года специализированные застройщики, заключившие кредитные договоры с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » будут учитывать в расходах проценты по такому кредиту на дату их уплаты, т.е. «кассовым методом» (пп. 12 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).

ИП стали налоговыми агентами

С 1 января 2022 года обязанности налогового агента по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям возлагается не только на организации, но и индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.310 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

В главу 25 НК РФ будут внесены и другие поправки, касающиеся узкого круга налогоплательщиков: уточнят порядок подтверждения освобождения от налога на прибыль резидентов «Сколково», особенности инвестиционного налогового вычета и др.

Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль?

Налоговый агент по налогу на прибыль — понятие, на первый взгляд, более сложное, чем хорошо знакомый нам обычный плательщик налогов. Обо всех аспектах деятельности налогового агента по налогу на прибыль вы можете узнать в нашем разделе «Налоговый агент (налог на прибыль)».

Выплата дивидендов за полугодие акционерным обществом (АО) или обществом с ограниченной ответственностью (ООО) возможна, если выполняется ряд условий, предусмотренных законами об этих обществах. Рассмотрим, каковы эти условия и как осуществить выплату.

Расчет налога на прибыль по дивидендам, выплачиваемым организациям – резидентам РФ, осуществляется по специально установленной для этого формуле. Входящие в нее показатели определяются с учетом ряда особенностей. Рассмотрим эти особенности.

Налог на дивиденды — как его посчитать? Такой вопрос может возникать у компании при выплате доходов участникам. В нашей статье мы расскажем, как правильно рассчитываются налоги на дивиденды.

Нулевую ставку по налогу на прибыль должен обосновать получатель дивидендов – плательщик налога. Для оформления дохода по 0% ставке должны соблюдаться условия, прописанные в НК РФ. Рассмотрим какими документами подтвердить право на нулевую ставку и как соблюсти все требуемые налоговым законодательством условия.

Налоговый расчет о выплаченных иностранным организациям суммах подается в ФНС российскими предприятиями или ИП в случаях перечисления вознаграждения компаниям-нерезидентам независимо от того, удерживался ли с таких выплат налог. В настоящей статье мы разберемся в правилах заполнения и особенностях такого отчета.

Распределение чистой прибыли — важный хозяйственный процесс, который должен быть построен так, чтобы способствовать увеличению эффективности деятельности компании. На что обратить внимание при распределении чистой прибыли предприятия, расскажем в нашей статье.

Налоговый агент по налогу на прибыль — понятие, которое пугает многих налогоплательщиков своей запутанностью и вызывает ассоциацию с непреодолимыми трудностями. Но если разобраться, то все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Налоговым агентом по налогу на прибыль признается российское юридическое лицо, производящее выплаты, о которых мы расскажем в нашей статье.

Кто признается налоговым агентом по налогу на прибыль?

Российская законодательная система вкладывает в понятие «налоговый агент по налогу на прибыль» следующий смысл. Это лицо, которое имеет обязательства по своевременному удержанию и уплате налоговых платежей перед бюджетом за налогоплательщика.

Читайте также:
Жалоба в Трудовую инспекцию: как написать и подать жалобу

Рекомендуем ознакомиться с обязательствами агента по налогу на прибыль в нашем материале «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)?».

Пожалуй, в качестве одного из самых известных и простых примеров налогового агента можно назвать то предприятие, которое занимается перечислением НДФЛ за своих сотрудников. Если с НДФЛ всё понятно, то в каких ситуациях предприятие будет играть роль агента по налогу на прибыль? Всего есть 3 случая:

  • Оплата дивидендов сторонним контрагентам, в том числе не являющимся резидентами РФ.

Более подробно о порядке расчета налога на дивиденды читайте в нашей статье «Как правильно рассчитать налог на дивиденды?».

  • Оплата процентов в пользу юридических лиц, в том числе нерезидентов РФ. Они начисляются по ценным бумагам государственного выпуска.
  • Оплата прочих видов доходов иностранным компаниям независимо от наличия их представительств в России.

Для российских предприятий важным условием выступает официально подтвержденное местонахождение иностранного лица в России, то есть его резидентство.

Налоговый агент по налогу на прибыль при дивидендах

Российское предприятие должно взять на себя роль налогового агента по налогу на прибыль после получения иностранными лицами дивидендов. Однако существует еще одна важная особенность. Если дивиденды перечисляет эмитент, то обязательство начислять налог на прибыль у российской стороны отсутствует. Но когда они перечисляются через российского посредника, то у него появляется обязательство начислить и перечислить налог на прибыль в бюджет соответствующего уровня в качестве налогового агента.

Нередко у предприятий, использующих специальные налоговые режимы, возникает вопрос о признании их налоговыми агентами при выплате дивидендов иностранным юридическим лицам. НК РФ признает дивиденды как доход от неосновных видов деятельности. Следовательно, они облагаются по правилам общего налогового режима, в том числе и налогом на прибыль.

Дивиденды имеют ряд особенностей при налогообложении, в связи с чем рекомендуем ознакомиться со статьей «Особенности расчета дивидендов при определении налога на прибыль».

В ней вы также найдете формулу расчета налога и позицию Минфина РФ относительно его определения при выплате дивидендов.

В некоторых случаях российские организации вправе вполне законно использовать ставку 0% при начислении налога на прибыль с дивидендов. Однако они должны соответствовать ряду строгих требований.

Узнайте, каким образом российская компания может применять ставку 0% по налогу на прибыль при дивидендах, из нашей статьи «Как обосновать нулевую ставку налога на доходы по дивидендам».

Налоговый агент при выплате процентов и доходов иностранным компаниям

При уплате процентов по тем ценным бумагам, которые были эмитированы российскими органами власти, и прочих доходов иностранным компаниям российская сторона обязана взять на себя исполнение обязательств как налоговый агент по таким доходам. Эмитент ценных бумаг в этом случае не признается налоговым агентом.

Узнайте подробнее о порядке выплаты доходов иностранным компаниям, которые подлежат обложению налогом на прибыль, из нашей статьи «Налоговый агент по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации».

При этом налогообложение не зависит от того, имеет ли иностранная сторона представительство на территории нашей страны или нет. Но каждая иностранная организация должна подтвердить свое официальное местонахождение в России.

О том, какие документы необходимо оформить иностранной организации для подтверждения своего местонахождения, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

Много споров ведется по поводу того, имеет ли право налоговый орган выставлять пени российской стороне как налоговому агенту, если он не перечислил налог с доходов иностранной компании. Это относится к тем ситуациям, когда документы о пребывании иностранной компании на территории страны были предоставлены российскому налоговому агенту позже сроков уплаты им доходов. По этому поводу существует 2 абсолютно полярные позиции, каждая из которых подтверждается нормативно-правовыми актами.

Подробнее о правовом обосновании каждой из этих точек зрения читайте в нашем материале «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту».

ИП стали налоговыми агентами по налогу на прибыль

Ст. 226 (в ред. ФЗ от 23.11.2022 N 372-ФЗ) применяется в отношении доходов, полученных начиная с 01.01.2021.

НК РФ Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Читайте также:
Образец кассационной жалобы: как выглядит

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если иное не предусмотрено пунктом 2 или абзацем вторым пункта 6 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

(п. 2 ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 27.11.2017 N 354-ФЗ, от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ)

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

Читайте также:
Как накопить мили аэрофлот сбербанк

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ (ред. 27.12.2009))

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в пункте 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:

(в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тысяч рублей или равна 650 тысячам рублей, – уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тысяч рублей, – уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно;

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты – индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты – российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, без применения положений о необходимости уплаты налога в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений налогового агента.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2022 N 372-ФЗ)

Читайте также:
Когда подарки работникам не облагаются взносами

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 399-ФЗ)

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

П. 9 ст. 226 в части уплаты налога за счет средств налогового агента при доначислении (взыскании) сумм НДФЛ по ставке 15% за I квартал 2022 г. не применяется в случае самостоятельного перечисления налоговым агентом указанных сумм до 01.07.2022 (ФЗ от 23.11.2022 N 372-ФЗ).

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Когда организация или ИП становятся налоговыми агентами по НДС или налогу на прибыль

При участии Наталья Никитченко

Налоговое законодательство в некоторых случаях обязывает организации и предприниматели платить налог не только за себя, но и за других лиц. Всем известно, что работодатель является налоговым агентом по НДФЛ. То есть он обязан удержать налог из их заработной платы и перечислить его в бюджет. Однако перечень случаев, когда налогоплательщик становится налоговым агентом, налогом на доходы физлиц отнюдь не исчерпывается. В каких еще ситуациях у организации или ИП могут появиться обязанности налогового агента? Давайте разбираться.

Вводная информация

Мы составили таблицы, куда включили два самых распространенных налога — НДС и налог на прибыль. Именно по ним у организаций и предпринимателей могут возникать «неожиданные» агентские обязанности. Обратите внимание: применение спецрежимов от исполнения этих обязанностей не освобождает. То есть даже если вы сами не платите ни НДС, ни налог на прибыль, в роли агента все равно выступить придется.

Первая таблица посвящена НДС, вторая — налогу на прибыль. В левой колонке каждой таблицы вы найдете условие, при котором возникает обязанность налогового агента. Соответственно, если это условие у вас выполняется, смотрите на правые колонки. Там будут подробности: уточнение к ситуации, налоговая база, ставка, сроки и ссылка на норму НК РФ.

Случаи, когда возникают обязанности налогового агента по НДС *

Что надо сделать, чтобы стать агентом

Подробности

База

Ставка / Срок уплаты

Купить товар (работу, услугу) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ

Обязанности агента возникают только при покупке товаров (работ, услуг), местом реализации которых является Россия

Сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. База определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг)

Расчетная ставка (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Срок уплаты:

одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам

Заключить посреднический договор с иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах РФ

1. В ваши обязанности по договору входит реализация товаров, работ, услуг, принадлежащих иностранцу

2. Вы участвуете в расчетах

Стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога

Ставка 18% или 10% в зависимости от предмета сделки.

Срок уплаты:

тремя равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась реализация, и сумма НДС фактически была удержана

Арендовать имущество у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления

1. Имущество должно быть федеральное (субъекта РФ) или муниципальное.

2. Арендодателем выступает именно орган власти (местного самоуправления), а не учреждение, за которым закреплено это имущество

Сумма арендной платы с учетом налога. База определяется отдельно по каждому арендованному объекту имущества

Расчетная ставка (п. 4 ст. 164 НК РФ)

Срок уплаты:

равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором оплата по договору была перечислена, а сумма налога удержана

Купить (получить) имущество у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления

1. Имущество должно быть федеральное (субъекта РФ) или муниципальное.

2. Продавцом выступает именно орган власти (местного самоуправления), а не учреждение, за которым закреплено это имущество

Сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. База определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества

Расчетная ставка (п. 4 ст. 164 НК РФ)

Срок уплаты:

равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором оплата по договору была перечислена, а сумма налога удержана

Читайте также:
Свиноводство как бизнес

Продать конфискованное, бесхозное, вымороченное имущество, а также клад или скупленные ценности; продать имущество по решению суда

Агентом выступает именно первый продавец. В дальнейшем перепродажа облагается НДС по общим правилам

Цена реализации с учетом акцизов (для подакцизных товаров)

Ставка 18% или 10% в зависимости от предмета сделки.

Срок уплаты:

тремя равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась реализация, и сумма НДС фактически была удержана

Купить имущество (имущественные права) банкротов

Решение суда о признании банкротом на момент реализации вступило в законную силу

Сумма дохода от реализации имущества с учетом налога. База определяется отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества

Расчетная ставка (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Срок уплаты:

тремя равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором произошла оплата имущества (имущественных прав) и сумма НДС фактически была удержана

Не зарегистрировать судно в Российском международном реестре судов в течение 46 дней после получения права собственности на судно

Право собственности на судно должно переходить к заказчику регистрации судна в реестре судов

Стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога

Срок уплаты:

тремя равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором истекли 46 дней

Случаи, когда возникают обязанности налогового агента по налогу на прибыль

Что надо сделать, чтобы стать агентом

Подробности

Порядок определения суммы налога

Ставка/Срок уплаты

Выплатить доход иностранной организации

1. Доход от источника в РФ.

2. Доход не связан с постоянным представительством иностранной организации в РФ

Сумма налога определяется по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода

Ставка 20 или 10 процентов

в зависимости от вида дохода.

Срок уплаты:

не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией

Выплатить дивиденды российской организации

п. 3 ст. 275, п. 5 ст. 286 НК РФ

На основании формулы, приведенной в ст. 275 НК РФ. Определяется отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате

Ставка 0 или 9 процентов в зависимости от срока владения.

Срок уплаты:

не позднее дня, следующего за днем выплаты

Выплатить дивиденды иностранной организации

Налоговая база = сумме выплачиваемых дивидендов. Определяется по каждой такой выплате

Ставка 15 процентов, если международным договором не установлено иное.

Срок уплаты:

не позднее дня, следующего за днем выплаты

* Не учитываются льготы, установленные п. 7 ст. 161 НК РФ в отношении товаров, приобретаемых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Кто является налоговым агентом

Налоговый агент — это сложное понятие, используемое в законодательстве о налогах и сборах. В статье расскажем, что означает это определение, в какие взаимоотношения вступают налогоплательщики и налоговые агенты, в каких случаях компания выступает как налоговый агент, пример фискальных платежей и ситуаций, которые приводят к агентированию.

Кто есть кто

Бухгалтеры и экономисты со стажем помнят, что существует в термина: налоговые агенты и сборщики налогов. Посмотрим, в чем сходства и различия.

Понятие «налоговый агент» раскрыто в НК РФ — этому посвящена статья 24 . Это лицо, которое, в соответствии с требованиями законодательства, обязано исчислить и удержать фискальный платеж у налогоплательщика, а также в оговоренное в законе время перечислить удержанные суммы в бюджет РФ.

До 2007 года в практике налогообложения существовало понятие «сборщик налогов». Ими признавались лица, уполномоченные на сбор средств в уплату фискальных платежей от налогоплательщиков. Их права и обязанности регулировались статьей 25 НК РФ . С 01.01.2007 указанная статья прекратила свое действие. В настоящее время понятие «сборщик налогов» в законодательстве РФ не применяется.

Права и обязанности

Согласно НК РФ , налоговые агенты относятся к лицам, имеющим равные с налогоплательщиками права. А вот их обязанности прописаны особо в п. 3 ст. 24 НК РФ. Они обязаны:

  • без ошибок и нарушений сроков производить удержание налогов из выплат налогоплательщикам и перечислять их в бюджет РФ;
  • письменно сообщать о невозможности произвести удержание и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • по каждому налогоплательщику вести учет выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет РФ фискальных сборов;
  • предоставлять соответствующую необходимую для контроля отчетность в контролирующие органы;
  • хранить документы, связанные с исчислением платежей в бюджет, в течение не менее четырех лет.

Виды налоговых агентов

Напрямую такого понятия Налоговый кодекс РФ не содержит. Все, кто взаимодействует с налоговой системой страны, выступают либо в качестве налогового агента, либо в качестве налогоплательщика. Как правило, организации могут являться одновременно налоговыми агентами и налогоплательщиками. То есть кроме исчисления платежей в бюджет со своих доходов и операций, у компаний очень часто возникает обязанность исчисления и перечисления в бюджет фискальных сборов за иных плательщиков.

Читайте также:
Как правильно провести проводку в доме?

Организация может выполнять функции агентирования по следующим фискальным сборам:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Остановимся на каждом из них более подробно.

Обязанность удержания НДФЛ возникает у любой организации. При выплате любого дохода физическому лицу, не являющемуся ИП, компания обязана удержать НДФЛ. К таким выплатам относятся:

  • все вознаграждения в рамках трудового договора;
  • выплаты по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам;
  • материальная помощь;
  • оплата аренды имущества.

Правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ прописаны в главе 23 НК РФ. Организация, кроме того, обязана вести регистры по выплаченным физлицам доходам и удержанным суммам НДФЛ и предоставлять в ИФНС отчетность:

  • отчет 6-НДФЛ — ежеквартально;
  • справки 2-НДФЛ — ежегодно.

Частным случаем является брокерская деятельность. Тому, кто удерживает НДФЛ (брокер — налоговый агент), посвящена отдельная статья 226.1 НК РФ . Брокер обязан рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ при выплате доходов от операций с ценными бумагами и иными производными финансовыми инструментами при осуществлении этих операций в интересах налогоплательщика на основе договоров: на брокерское обслуживание, доверительное управление, поручения, комиссии или агентирования.

Налоговым агентом по НДС организация может стать, даже если применяет УСН или ЕНВД, если совершит следующие операции:

  • приобретет или станет арендатором государственного или муниципального имущества;
  • приобретет товары у иностранного продавца, не являющегося налогоплательщиком на территории РФ.

В этом случае компания должна составить счет-фактуру и отразить операцию в декларации по НДС, заполнив разделы 2 и 9. Удержанный и перечисленный агентный НДС компания вправе принять к вычету в квартале, когда товары (работы, услуги) были приняты на учет, а удержанный НДС перечислен в бюджет. Но сделать это он вправе только в том случае, если является плательщиком НДС.

Налог на прибыль

Организация становится налоговым агентом по этому налогу в случае выплаты:

  • дивидендов другой организации;
  • процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам другим организациям;
  • доходов иностранной организации от реализации или аренды недвижимого имущества на территории РФ, от международных перевозок. У российской организации возникает эта обязанность, если у получателя дохода нет представительства на территории РФ.

О выплаченном доходе и удержанном налоге компания должна уведомить ИФНС, подав:

  • декларацию по налогу на прибыль — при выплате дивидендов или процентов российской организации;
  • налоговый расчет (Приказ ФНС от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@) — при выплате дохода иностранной организации.

Административная и уголовная ответственность

За неисполнение своих обязанностей налоговые агенты несут административную и уголовную ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ и 199.1 УК РФ .

Статьей 123 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от неправомерно неудержанной и(или) неперечисленной суммы налога.

Уголовная ответственность (ст. 199.1 УК РФ) наступает при неисполнении обязанностей в личных интересах, повлекших неперечисление налога в крупном и особо крупном размере и предусматривает не только наложение штрафа, но и лишение свободы.

Вопросы исполнения обязанностей налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации

В определенных случаях, при осуществлении российскими организациями выплат иностранным компаниям, российские компании, в соответствии с законом, выступают в качестве налогового агента. Каковы особенности исполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ отдельных видов налогов?

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Основными обязанностями налоговых агентов являются:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет, согласно ст. 123 НК РФ, взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Читайте также:
Жалоба в прокуратуру на администрацию района

Согласно ст. 199.1 УК РФ неисполнением обязанностей налогового агента признается неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере (ч.1) либо в особо курном размере (ч.2.).

Применение организацией упрощенной системы налогообложения не освобождает ее от исполнения обязанностей налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

В отношении налога на прибыль

В случае если услуги, оказываемые иностранным юридическим лицом на территории Российской Федерации, не приводят к образованию постоянного представительства, а также если российская организация является источником выплат иностранному юридическому лицу, на нее возлагаются обязанности налогового агента, предусмотренные НК РФ.

По всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, в соответствии с п. 2 ст. 310 НК РФ, производятся налоговым агентом. Так, при выплате дивидендов иностранной организации, являющейся акционером российской организации; при получении доходов от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности и в ряде других случаев, обязанности налогового агента возникают у российских организаций, выплачивающих доходы иностранным организациям.

Приведем примеры отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранной организации и подлежащих удержанию налоговым агентом.

Так, на основании пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок, полученные иностранным перевозчиком, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ. В качестве налогового агента в данном случае выступает российская организация – приобретатель соответствующих услуг.

Другим примером может служить распределение в пользу иностранного лица прибыли, получаемой в рамках договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы иностранной организации (не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство), получаемые в результате распределения в пользу этой иностранной организации прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений.

Минфин России в письме от 6 мая 2005 г. № 03-08-02 указал, что, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ, а только получает доходы в виде распределения прибыли от совместной деятельности, то подобные доходы относятся к доходам от источников в РФ.

Таким образом, российская организация – участник договора о совместной деятельности в данном случае выступает по отношению к иностранному участнику в качестве налогового агента.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается налоговым агентом – российской организацией (или иностранной организацией), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ, в частности, случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения своего постоянного местонахождения в соответствующем государстве, с которым Россия имеет международное соглашение, регулирующее вопросы налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 287 НК РФ налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организации. В то же время п. 1 ст. 310 НК РФ установлено что сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу Центрального банка РФ на дату перечисления налога.

В Письме МНС России от 26 июля 2002 г. № 23-1-13/34-1005-Ю274 разъяснено, что «указанные нормы, в различных формулировках определяя сроки перечисления налога в бюджет, содержат предписание налоговому агенту совершить одно определенное действие – перечислить сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в РФ налога в бюджет, в связи с чем отсутствуют основания для применения правила о конкуренции общей и специальной норм.

При этом трехдневный срок является вполне определенным, а понятия «одновременности» законодательство РФ о налогах и сборах не содержит.

Учитывая изложенное, а также то, что п. 7 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), при применении указанных норм необходимо исходить из того, что налоговый агент обязан перечислить сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в РФ налога в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (Письмо МНС России от 26 июля 2002 г. № 23-1-13/34-1005-Ю274).

Читайте также:
Как выглядит настоящий доллар

Как было отмечено выше, с доходов иностранной организации, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог при каждой выплате дохода, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случаев:

– выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе РФ, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде. Иностранные организации могут также обращаться в налоговые органы за получением справки о подтверждении наличия постоянного представительства этой иностранной организации. Такая справка может быть выдана налоговым органом исходя из сведений об уплате иностранной организацией налога на прибыль в связи с деятельностью в РФ, данных Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации за предыдущий отчетный (налоговый) период и/или если имеются достаточные основания считать, что деятельность иностранной организации в текущем отчетном периоде приведет к образованию постоянного представительства (например, началось осуществление подрядных строительных работ);

– выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет действующий международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. (пп. 5.1, 5.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150).

Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения, органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

“Подтверждается, что организация . (наименование организации) . является (являлась) в течение . (указывается период) . лицом с постоянным местопребыванием в . (указывается государство) . в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)”.

В выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им), в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.

Документ, подтверждающий постоянное местопребывание, может быть также составлен по формам, разработанным ранее в этих целях в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы РФ и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется

Предоставление налоговому агенту вышеперечисленных документов допускается в нотариально заверенных копиях таких документов.

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве (пп. 5.3. Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150).

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 налоговый агент по налогу на прибыль по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Читайте также:
Жалоба в военную прокуратуру: образец как написать жалобу в военную прокуратуру

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС РФ от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

Сроки представления таких расчетов установлены пунктами 3 и 4 ст. 289 НК РФ:

– не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;

– не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Соответствующие налоговый и отчетный периоды установлены в ст. 285 НК РФ.

Что касается ответственности налогового агента, следует указать, что согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Таким образом, российская организация, являющаяся налоговым агентом по налогу на прибыль организаций, если она не представит в налоговый орган расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

В отношении НДС

В ст. 161 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом положений главы 21 НК РФ. Налоговая база определяется налоговыми агентами.

Согласно п. 3 ст. 166 НК РФ общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, которые не состоят на учете в налоговых органах. Сумма налога в этом случае определяется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

При удержании налога налоговыми агентами налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ, налоговые агенты уплачивают НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 174 НК РФ.

При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (абз.3 п.4 ст. 174 НК РФ).

Налоговый агент, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у иностранного лица НДС, а также перечислению суммы налога в бюджет, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой “за иностранное лицо”. Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет суммы налога за иностранное лицо. (Письмо МНС России от 27 августа 2004 г. № 24-11/55681).

В соответствии с п.3 ст. 174 НК РФ налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

В заключение отметим, что при соблюдении определенных условий возможно применение вычета суммы НДС. Так, в соответствии с п. 4 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику – иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику – иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика – иностранного лица на учет в налоговых органах РФ.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Ссылка на основную публикацию