Техосмотр для ОСАГО
Оценка технического состояния транспортного средства — стандартная плановая процедура для всех видов автостранспорта. Если авто соответствует норме, его владельцу предоставляется специальный документ – диагностическая карта. Раньше это был талон техосмотра. Карта наряду со свидетельством о регистрации и ПТС предоставляется страховой компании при оформлении ОСАГО. Пройти процедуру для ОСАГО необходимо при покупке нового автомобиля или до наступления последнего дня действия прежней диагностической карты. Если авто транспортируется из-за границы и еще не зарегистрировано, то на срок до 20 дней оформляется транзитный страховой полис. Порядок прохождения ТО для обязательного страхования в 2019 году в Москве и других регионах останется прежним для водителей. Со второго полугодия 2019 года предполагаются изменения в работе самих сервисных центров. Рассмотрим, с какой периодичностью должны проходить ТО различные транспортные средства, от чего зависит цена процедуры.
Пройти техосмотр в 2022 году
ТО называется проверка состояния автомобилей – может ли участвовать транспортное средство в полноценном дорожном движении.
- тормозная система;
- осветительные приборы;
- исправность гидроусилителя, проверка люфта подвески;
- стеклоочистители и стеклоомыватели;
- покрышки и колеса;
- двигатель отдельно и ходовая система автомобиля в целом;
- уровень токсичности выхлопных газов.
Автовладелец должен в течение 10 суток пройти оценку технического состояния транспорта, после чего появится возможность зарегистрировать транспортное средство в страховой компании и получить бумажный или электронный полис.
Каждый выданный документ имеет индивидуальный номер, который вносится в единую информационную базу Российского союза автостраховщиков. РСА аккредитует и сервисные центры, давая право проводить технический осмотр. Если вы проходите процедуру страхования онлайн, данные диагностической карты, которые находятся в едином реестре РСА, указывать не нужно.
Где сделать ТО в 2022 году
- легковые авто;
- грузовики массой до трех с половиной тонн;
- мототранспорт;
- прицепы и полуприцепов.
Пройти техосмотр в 2022 году такие ТС должны и в том случае, когда истекает второй год с момента предыдущей диагностики.
ТО требуется каждый год легковым авто, выпущенным более семи лет назад.
- транспортные средства массой более трех с половиной тонн;
- автомобили, оснащенные спецсигналами;
- ТС для обучения вождению.
- пассажирские автобусы;
- легковые такси;
- грузовики со спецсигналами (от восьми пассажирских мест и более);
- специальная техника с прицепами, оборудованными для перевозки опасных грузов.
В каких случаях можно оформить ОСАГО без техосмотра
- если механизм не подлежит контролю – касается авто массой до 3,5 тонн (но только если владелец – физическое лицо);
- автомобиль новый (три года с момента его выпуска еще не прошло);
- не закончился срок действия диагностической карты, выданной ранее.
Во всех остальных случаях осмотр для оформления страховки следует пройти в установленные сроки.
Формальный техосмотр
Диагностика состояния ТС – процедура небыстрая и не бесплатная. Многие водители не торопятся проходить ТО, но даже если страховая компания выдает полис без ТО, необходимо обязательно посетить сервисный центр. При этом полис страхования будет действительным – в ходе проверок вопросов у контролирующих органов не возникнет. Однако если вы станете участником ДТП в тот момент, когда у вас есть страховка, но нет диагностической карты, получить компенсацию шансов практически не будет.
Однако наряду со стандартным существует и более простой вариант прохождения ТО – некоторые сервисы предлагают оперативно получить диагностическую карту, выполнив все свои операции формально.
От чего зависит стоимость
- региональных тарифов,
- размера госпошлины,
- дорожного сбора,
- объема работ.
- класс ТС,
- возраста транспортного средства,
- пробега.
Если в лицензированном сервисном центре пытаются связать повышенную стоимость диагностики со стоимостью самого автомобиля, необходимо выбрать другую организацию, где пройти ТО для обязательного автострахования вы сможете по справедливой цене. Вовремя пройденный технический осмотр автомобилей – это залог, в случае попадания в ДТП, получения страховой компенсации.
Как получить диагностическую карту для ОСАГО
Все статьи Выездная диагностика Выбор автомобиля Как избежать обмана Поиск вариантов Покупка б/у авто: Оформление сделки Общение с продавцом Что делать после покупки Как оценить авто Покупка б/у авто в салоне Техническая проверка Покупка б/у авто: с чего начать Советы по покупке
В этом материале рассказываем, как пройти технический осмотр и получить диагностическую карту для ОСАГО. Вместе с Татьяной Обшивалкиной, специалистом страховой компании «Энергогарант», мы собрали вопросы владельцев подержанных авто и дали на них ответы.
Зачем осматривать авто и получать карту техосмотра?
Проходите техосмотр – получаете диагностическую карту. Итог – вы уверены в технической исправности автомобиля. К тому же, без карты и осмотра, пусть и формального, невозможно сделать полис ОСАГО.
Где пройти техосмотр для ОСАГО?
Осматривайте железного коня в специальных пунктах техосмотра. Там специалисты с помощью различного оборудования (тестеров, измерителей, стетоскопов и т.д.) проверяют исправность машины, работу отдельных механизмов, а также наличие серьёзных перекосов в конструкции кузова.
Не путайте пункты техосмотра со станциями технического обслуживания. СТО – это, по сути, автосервис. Там поменяют покрышки, отремонтируют подвеску, покрасят кузов, привезут детали для ремонта со склада, но не проведут технический осмотр. Этим занимаются только специальные пункты.
Что проверяют при техническом осмотре?
В пункте техосмотра специалист проверяет:
Проверяет:
- гос. номер, аптечку, огнетушитель, ремни безопасности, знак аварийной остановки на соответствие нормативам;
- уровень, качество технических жидкостей в машине, а также уровень вредных веществ в выхлопе.
Осматривает:
- зеркала, стекла на наличие повреждений;
- сиденье водителя на соответствие ГОСТам.
Отслеживает:
- наличие дверных замков, грязезащитных фартуков;
- работу фар, габаритных огней, стоп-сигналов.
Оценивает:
- люфт руля, подвески;
- работу тормозных дисков, колодок, «ручника», а также звукового сигнала, «дворников», «брызговиков».
Узнать о местонахождении пунктов ТО можно здесь.
Что подготовить для техосмотра?
Вымыть четырехколесного, прихватить с собой документы – права, техпаспорт и розовую карточку свидетельства. Если владелец автомобиля – жена, брат, сват или кто-то еще, возьмите на техосмотр генеральную доверенность.
А если я не поеду в пункт технического осмотра вообще?
Страховой агент не выдаст ОСАГО без диагностической карты. Без полиса не поставите машину на учет, а значит, не сможете ездить. Но если сильно хочется, цена такого удовольствия, например, в Свердловской области – 800 рублей. Это сумма штрафа, которую выпишет сотрудник ГИБДД, если остановит. Также дорожный инспектор снимет номера и вызовет эвакуатор. Придется раскошелиться еще на перевозку машины до штрафстоянки и пребывание там.
Грозит ли штраф за отсутствие техосмотра ОСАГО?
Штраф за просроченный техосмотр и его отсутствие отменили. Но не для всех.
500-800 рублей рискуют выложить из кармана владельцы грузовиков, где больше 8 пассажирских мест, авто для перевозки опасных грузов, а также автобусов и такси.
Сколько стоит сделать техосмотр для полиса ОСАГО?
Цена технического осмотра легковой машины в регионах составляет в среднем 498 рублей. Сумму придется выложить снова, если машина не прошла технический осмотр. Диагностическая карта окажется у вас на руках, когда автомобиль будет соответствовать ГОСТам.
Какой срок действия диагностической карты для полиса ОСАГО?
Раз в два года меняют карты на легковые машины 3-7 лет. Пометка о дате выпуска должна стоять в свидетельстве о регистрации или паспорте ТС.
Раз в год меняют карты:
- для легковых авто старше 7 лет;
- грузовых машин тяжелее 3.5 тонн;
- автомобилей со спецсигналами;
- машин, которые используют в автошколах.
Карта не нужна, если авто меньше 3 лет.
Когда проводить техосмотр машины для ОСАГО?
Периодичность техосмотра автомобиля для получения ОСАГО разная в зависимости от возраста авто. Если, например, машина 2010 года выпуска, проверяете машину ежегодно. Столько же действует карта. Проходите техосмотр, оформляйте страховку в один день – будет удобнее обновлять карту и полис.
Как оформить диагностическую карту онлайн?
Этот вопрос Татьяна комментировать отказалась – страховые компании против подобных действий. При покупке техосмотра или диагностической карты онлайн вы рискуете нарваться на подделку. Если попадете в ДТП, освободите страховую компанию от необходимости выплачивать компенсацию на ремонт машины, а также судебные издержки. Выложить круглую сумму придется из своего кошелька, в том числе, на услуги адвоката.
Хотя сделать техосмотр онлайн нетрудно. Мы с легкостью нашли, с помощью каких сервисов получится оформить карту самостоятельно. Вводим в строку поиска «диагностическая карта онлайн» и видим, что количество предложений не поддается счету. Поисковик выдает видеоуроки, ссылки на сайты страховых компаний, сервисы для покупки карты онлайн. Стоимость технического осмотра автомобиля начинается от 500 рублей. За эти деньги получаешь пройденный технический осмотр, а также готовую диагностическую карту. Незаконно и нечестно. Хотя формально – не придраться. Номер карты техосмотра попадает в единую систему техосмотра (ЕАИСТО) ГИБДД. После этого невозможно доказать, что карту вы получили, не показав машину специалистам.
Как и где проходить технический осмотр, получать диагностическую карту – решайте сами. Но помните: вы делаете это не для страховой компании, а для собственной безопасности.
Не расслабляйтесь
Если машина полностью исправна или есть мелкие недочеты, которые легко поправить, технический осмотр вы пройдете. Не стоит откладывать получение диагностической карты. С договором после покупки машины закон разрешает ездить 10 дней. Столько времени дается, чтобы получить карту техосмотра и сделать полис обязательного страхования.
Узнайте о машине больше
Если вы ищете или уже купили авто, проверьте его историю с помощью сервиса «АвтоКод». Сервис поможет избежать покупки проблемной машины.
Для поиска информации электронный сервис мониторит базы ГИБДД, РСА, страховых компаний и других служб (всего более 11 источников информации).
Стоимость одного отчёта – 399 рублей.
После проверки машины на сайте Avtocod.ru вы:
- узнаёте реальные год выпуска и количество владельцев, пробег, таможенную историю;
- видите информацию об участии автомобиля в ДТП, проведении ремонтных работ;
- изучаете информацию о залоге в банке или его отсутствии, использовании машины в такси;
- проверяете машину на угон и наличие ограничений на регистрационные действия.
Благодаря мобильному приложению вы сможете запустить проверку, когда и где вам угодно.
Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Перед заключением договора купли-продажи советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Техосмотр-2021: кому и когда проходить
Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено. Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России. Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.
В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2022 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2022 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Первичный технический осмотр
Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.
Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.
Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.
Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.
Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.
Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.
Повторный технический осмотр
Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.
Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.
Диагностическая карта и срок её действия
Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.
Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2022 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2022 № 440.
В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.
Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет автовладельцам отслеживать изменения в законодательстве.
Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале.
Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»
Техосмотр: все, что вы знали, но стеснялись спросить
Пройти техосмотр нужно всем водителям, чтобы купить полис ОСАГО.
Это проверочная процедура, которая показывает техническое состояние транспортного средства. Она является обязательной для всех типов автомобилей. Без нее вам попросту не продадут страховку.
Сотрудники ГИБДД до недавнего времени могли требовать талон техобслуживания с водительским удостоверением на проверку, а водители рисковали получить штраф за отсутствие ТО. Штрафные санкции остались, но не для всех. Инспекторам ГИБДД запретили спрашивать о наличии техосмотра у большей части категорий водителей.
Для чего нужен техосмотр?
Существует две цели, которые преследует эта процедура:
- подтверждение безопасности автомобиля — ТО выявляет неисправности и важен для их своевременного устранения;
- получение ОСАГО — если автомобилю более 3 лет, без прохождения ТО полис не выдадут.
Если у вас есть страховка ОСАГО, но техосмотр вы не прошли, получить выплаты от страховой компании вы не сможете.
Как часто придется проходить?
Большая часть автовладельцев обязана проходить техосмотр не чаще одного раза в год. Но правила могут измениться. Иногда требуется прохождение процедуры по несколько раз в год.
Необходимость в техосмотре определяется для ТС категории В, мототранспортных средств, прицепов, полуприцепов, возраст которых превышает 3 года.
Срок действия техосмотра определяется типом ТС:
- если вы владеете мототранспортным средством, полуприцепом, прицепом, автомобилем категории В, вам придется проходить процедуру через 3, 5, 7 лет после выпуска ТС, а затем — ежегодно;
- автовладельцы транспорта категории С, автомобилей со спецсигналами, учебного транспорта проходят процедуру ежегодно;
- такси, транспорт для перевозки пассажиров, опасных грузов должны проходить ТО каждые полгода.
Сколько стоит техосмотр?
Стоимость в 2018 году определяется:
- типом автомобиля;
- регионом.
Примерная цена для легковой машины составляет 300-700 руб., грузовиков — до 1 тыс. руб.
Деньги перечисляются на банковский счет организации, проводящей ТО. Уточнить цену в конкретном регионе РФ можно, позвонив оператору по телефону. Дополнительные пошлины не предусмотрены.
Узнав реквизиты, вы можете обратиться в банк или воспользоваться специальным платежным терминалом.
Пункт техосмотра, ближайший к дому, можно найти на сайте российского союза автостраховщиков.
Введите название города в строке поиска на странице сайта. Выберите город с отмеченными пунктами техосмотра. Чтобы просмотреть информацию о СТО, нажмите синюю метку на карте.
Техосмотр в 2018 году можно пройти в любом субъекте Федерации. Если вы проживаете на границе двух областей, можете выбрать пункт, в котором за процедуру просят меньше денег.
Что нужно для прохождения техосмотра?
Необходимо предоставить сотрудникам пункта ТО исправный автомобиль. Для понимания вопроса ознакомьтесь с перечнем неисправностей и условий, при наличии которых эксплуатация ТС запрещена. Документ подробно описывает, куда смотрят специалисты при проверке технического состояния авто.
Вот что проверят в пункте ТО:
- тормоза;
- фары и иные осветительные приборы;
- рулевое управление;
- «дворники»;
- колеса и шины;
- двигатель;
- ремни безопасности;
- сидения;
- различные звуковые сигналы;
- номера.
К примеру, система торможения визуально осматривается на предмет коррозии, протеканий и трещин, проверяется исправность и работа гидроусилителя, его подвеска и люфт.
Также обратите дополнительное внимание на наличие:
- аптечки — срок годности лекарств должен быть в пределах нормы;
- огнетушителя — срок годности огнетушителя составляет 5 лет, он указан на корпусе. Необходимо заменить его в случае просрочки.
Если вы только что купили машину, наши специалисты рекомендуют приобрести универсальный набор автомобилиста:
- аптечка;
- огнетушитель;
- знак аварийной остановки.
Если имеется трещина на лобовом стекле, автомобиль не пройдет техосмотр. Трещина, которая не позволит пройти ТО, располагается на половине стекла водителя в зоне очистки стеклоочистителя. При наличии трещины в другой зоне можно пройти ТО.
Какие документы необходимы?
Чтобы пройти технический осмотр автомобиля, водитель предоставляет:
- паспорт или водительское удостоверение;
- доверенность на представителя, если обращается не лично владелец;
- свидетельство о регистрации или ПТС при отсутствии регистрации.
Диагностическая карта
Результаты проверки фиксируются в диагностической карте и выдаются водителю. Документ оформляется на обычном листе формата А4, заполняется с двух сторон, заверяется подписью и печатью оператора техосмотра. Если ваш автомобиль исправен, вам продадут на основании диагностической карты полис ОСАГО.
Если автомобиль не прошел ТО в связи с неисправностью, водителю предоставляется возможность повторного прохождения процедуры за соответствующую плату.
Подлинность диагностической карты можно проверить по базе ЕАИСТО.
Страховые компании проверяют подлинность диагностических карт при продаже полиса ОСАГО через базу автостраховщиков. Не следует пытаться подделать этот документ, поскольку обман раскроют сразу же.
Раньше после прохождения технического осмотра выдавались талоны. В 2018 году их не выдают.
Не стоит соглашаться на предложения мошенников купить карту. Поддельные бланки не помогают купить полис ОСАГО, поскольку такая бумага не пройдет проверку по базе ЕАИСТО.
Штраф за отсутствие техосмотра
Каждого водителя волнует вопрос: сколько придется заплатить, если наложат штраф за отсутствие ТО? Оказывается, оштрафовать за отсутствие техосмотра могут не всех. Отсутствие ТО перестало быть административным правонарушением для всех водителей, кроме тех, кто управляет:
- учебными автомобилями;
- грузовыми с массой выше 3,5 тонн;
- автомобилями со специальными звуковыми и световыми сигналами.
Если такой автомобиль эксплуатируется без диагностической карты, штраф за езду на машине без ТО составит 500-800 руб.
Отсутствие диагностической карты, как правило, обходится водителям в 500 руб., просрочка — 800 руб.
Отсутствие полиса ОСАГО обойдется в 800 руб., истечение срока его действия — в такую же сумму. С каждым повторным нарушением нерадивый водитель будет нести более жесткое наказание.
Злостные неплательщики, предпочитающие игнорировать различные штрафы, сталкиваются со службами судебных приставов, имеющими широкие полномочия по взысканию долгов.
Обязательным является наличие карточки для водителей:
- пассажирских автобусов;
- транспорта, который перевозит опасные группы;
- грузовых автомобилей с числом мест для пассажиров более восьми;
- легковых такси.
Если нарушение совершено впервые, обычно накладывается штраф в минимальном размере. Он составит 500 руб. Иные размеры санкции за это правонарушение не предусмотрены.
Следует учитывать особенности работы инспекторов ГИБДД, которые любят квалифицировать нарушение по другой статье.
Часто случается, что водитель забыл страховку ОСАГО дома, а сотрудник ГИБДД выписывает штраф 800 руб. вместо 500 руб., снимает госномера, эвакуирует автомобиль.
В этом случае вместо штрафа 500 руб. водителю придется раскошелиться на оплату штрафстоянки и эвакуатора.
Во избежание недоразумений необходимо интересоваться изменениями ПДД и знать статьи КоАП РФ.
Резюме
Итак, если вы не возите пропан или людей, у вас нет повода волноваться о штрафе за не пройденный техосмотр. Но без него вам не купить полис ОСАГО. За езду без бланка ОСАГО последует административное наказание: предупреждение или штраф. Штраф налагается на лицо, которое управляет ТС: спецтранспортом, автобусом, грузовым автомобилем, такси. Он составляет 800 рублей. Не забывайте, что В 2017 и 2018 году можно получить скидку в размере 50 процентов при оплате штрафов за отсутствие ОСАГО. Для этого нужно внести деньги в течение 20 дней с того момента, как вам выписали штраф.
Если управление машиной осуществляется по доверенности, оплачивает взыскание не владелец, а лицо, которое фактически управляет автомобилем.
При покупке нового легкового авто, мотоцикла, грузовика до 3,5 тонн, если с года выпуска прошло менее 3 лет, ТО не нужно. Если возраст транспорта старше 2 лет, но меньше 7 лет, ТО проходят два раза в год. ТС старше 7 лет должны проходить технический осмотр ежегодно.
Не в лоб, так в глаз: как после реформы 2022 года пройти техосмотр, если пройти его нельзя?
Владельцы новых машин, которым проходить техосмотр пока не надо, могут спать спокойно. Остальные – готовьте валерьянку. Скажу сразу: я не буду выкладывать данные своей машины, место и время проведения ТО. Потому что пройти его, как говорится, «в лоб» сейчас практически невозможно. А если в лоб нельзя, попробуем пройти иначе. Как именно, вслух говорить не буду, но повторю: свою машину показывать не буду и даже подпишусь псевдонимом. Ибо чревато.
Главное – страховка!
Под чужой фамилией я невероятно смелый, поэтому скажу прямо: давненько я не ездил проходить техосмотр на машине. С тех пор, как его начали продавать страховщики, надобность в этой процедуре пропала окончательно. Со страховщиками вообще жилось легче: им всегда очень хотелось продать полис ОСАГО, а без ТО этого сделать невозможно. Поэтому работники страховых легко и непринуждённо продавали техосмотры всем клиентам, нуждающимся в страховке. Последние несколько лет я вообще никуда не ездил, а полис ОСАГО и бланк техосмотра мне просто привозили домой. И я уверен, что привозили не только мне, а такое формальное прохождение техосмотра для заключения ОСАГО стало нормой.
Можно было, конечно, и не наглеть, а ездить на ТО самому. В этом случае его тоже давали всем подряд, но получалось чуть дешевле – 900 рублей вместо 1500 за «заочное» прохождение. Мне время дороже, так что был доволен и суммой в полторы тысячи.
Затем началась пандемия. Разрешали ездить с просроченными водительскими удостоверениями и с просроченным техосмотром. Правда, со вторым скоро начались сложности: те, кто успел легально купить ОСАГО, внезапно поняли, что в случае ДТП этот полис без пройденного техосмотра не всегда работает. А спустя ещё некоторое время выяснилось, что ездить без ТО нельзя вообще, и если не пройти ТО, полис тоже будет недействительным. И оно бы всё ничего: отдал те же самые полторы тысячи – и нет проблем. Однако нет. Регламент ТО тоже поменялся. Я не буду повторять того, что там изменилось (об этом речь пойдёт чуть ниже, когда я буду говорить о посещении станции техконтроля), но от субъективной оценки (на которую всё равно всем плевать) не удержусь. Этот регламент настолько суров и дурен, что повысить безопасность на дорогах не в состоянии в принципе.
Единственная цель его пересмотра – повысить сумму взяток, которые частично уйдут кому положено, а частично должны осесть в руках владельцев этих самых пунктов ТО. Потому что требования к этим пунктам тоже идиотские: мне, например, совершенно плевать, из какой смотровой канавы будут глядеть на ржавые рычаги моего ведра: 1,3- или 1,5-метровой. Но в регламенте эти требования тоже есть, и на их выполнение требуются деньги. Одним словом, не могу не вспомнить Виктора нашего Степаныча с его бессмертным «хотели как лучше, а получилось как всегда». Хотя больше похоже, что лучше не хотели. Хотели именно как всегда.
Итак, подходит к концу срок действия ОСАГО. Как всегда, звонок от агента: «Будем делать страховку?». Конечно, будем. Деваться-то некуда. Да и мало ли, вдруг пригодится, не дай бог. Так что делаем, но что с техосмотром? Он у меня тоже заканчивается.
Оказывается, пока я ещё могу сделать ОСАГО по старой диагностической карте: помогла пандемия, которая внесла свои коррективы в срок её действия. Но как только срок действия закончится, полис работать не будет. Так что сделать ОСАГО можно со старой диагностической картой (конечно же, действующей), но техосмотр пройти тоже надо. Иначе у меня уже на следующий день вместо полиса будет бесполезная бумажка. И вот тут начинается главное: как его пройти?
Ещё походит!
Агент поясняет: у компании-страховщика есть договорённость с несколькими пунктами ТО, так что я могу оплатить техосмотр вместе со страховкой, выбрать время и место проведения ТО, приехать туда и пройти всю процедуру. Время прохождения стандартное – 20 минут. И ехать туда теперь нужно в любом случае, потому что ведётся обязательная фотофиксация прохождения ТО. Пройду ли я техосмотр? Ну… Наверное… Если нет, то вот мой номер телефона. Но, наверное, пройдёте. Хотя…
Оk, понятно. Нервы всё-таки трепать будут. Но и назад пути нет. Поэтому вот вам 2100 рублей (ага, стало заметно дороже – раньше с моим присутствием это стоило бы, как я уже говорил, 900 рублей), а я побежал в аптеку за каким-нибудь антидепрессантом.
Антидепрессант я купил, но не в аптеке, а в известном красном и белом магазине. Потому что стал читать направление на ТО, полученное у агента после оплаты, и требования к машине. И вот что я узнал.
Первый пункт в направлении гласит: «Автомобиль должен быть чистым и технически исправным (будет производиться фотографирование для базы ГИБДД)». Ну а дальше идёт всё то, что расшифровывает понятие «технически исправным». По большому счёту, недопустимо только то, что может быть видно на фотографиях, сделанных для ГИБДД. То есть, даже по направлению от агента нельзя приезжать на машине со следами ДТП, со сквозной коррозией, с разбитой или нештатной оптикой (в том числе с тонированной или самостоятельно установленной дополнительной). Нельзя приматывать к машине скотчем бампер или крепить его на саморезы с торчащими головками. И никак не допускается приезжать на машине, пережившей «тюнинг»: кенгурятники, обвесы, антикрылья, выхлоп, расширители арок. Всё это вне закона.
Ещё к видимым повреждениям (этого нет в направлении, но было озвучено на месте прохождения ТО) относят замершие в среднем положении дворники. Они могут не работать (ха-ха-ха), но на фотках должны быть в штатном положении. Конечно же, не могут стоять нештатные фаркопы и ГБО, детали которого видны на фотографиях. В общем, внешне всё должно быть в идеальном состоянии и «по заводу».
Уже на этом пункте я немного приуныл, потому что года три назад на моей машине встала колом «метла» на заднем стекле. Ремонт мне оценили в 15 тысяч, но я слишком горд, чтобы отдавать за не нужную мне вещь столько денег. Машина у меня не новая (2007 год выпуска и 200 тысяч пробега), но слежу я за ней хорошо. «Метла» – это единственное, что меня расстроило. С перепугу и под действием антидепрессанта я разобрал механизм заднего стеклоочистителя, прочистил его и смазал. И «метла» снова заработала. А вы говорите – 15 тысяч. Ага, сейчас.
В общем, внешне машина готова. Теперь читаем направление дальше. Пункт звучит мягко: «Также просим обратить внимание на… ». То есть желательно, но не обязательно. Так на что же надо обратить внимание?
Первое – трещины на лобовом стекле. Причём если они очень заметны (или стекло вообще разбито) и их нельзя не заметить на фотографии, то пройти ТО не получится даже «по рекомендации» от страховой.
Второе – шины. Остаётся только догадываться, в каком состоянии должны быть шины, чтобы издалека на фотографиях было заметно, что с ними что-то не так… Вероятно, зимние с частично выпавшими шипами (дело происходит в мае) или совсем лысые с торчащим кордом.
Третье – течи моторного масла и других жидкостей. Четвёртое – должны работать все лампочки. Пятое, шестое, седьмое – это требования иметь документы на все переделки, которые невозможно скрыть на фотографиях (ГБО, фаркоп, багажник на крыше).
И последний пункт – наличие катализатора. С вырезанным катализатором (или каталитическим нейтрализатором, для зануд) пройти ТО, увы, нельзя.
Моя машина проходит по всем пунктам, кроме последнего. Да-да, мне стыдно (нет), но катализатор был вырезан при пробеге около 185 тысяч километров. Покупать новый за треть стоимости автомобиля меня не заставит никакой регламент.
Как понимать эту фразу: «Просим обратить внимание на… »? Обязательно всё это или нет? Это я узнаю только на станции техконтроля.
Нет – и ладно
Подъезжаем к назначенному времени – опаздывать нельзя, каждые 20 минут въезжает новая машина. Жду, смотрю на Тигуан, который пытается пройти ТО. Машина свежая, но владелец не выглядит счастливым. Чуть позже узнал: его завернули. Это на Тигуане? Который обслуживал дилер? И который приехал с таким же направлением от моего страховщика? Ой-ой-ой… Однако отступать некуда. Заезжаю на линию, выхожу из машины. Пока её фотографируют в начале процесса, смотрю, что тут есть.
В общем-то, всё есть. Тормозной барабанный стенд, газоанализатор, прибор для проверки света. Блин, газоанализатор… А я без «ката». Ну ладно.
Интересно, что осмотр начинается с шин. У меня они новые, так что делаю вид сильного независимого мужчины и смотрю, как специалист проверяет маркировку. И сверяет её с табличкой на стойке кузова. Колёса штатные, шины новые, так что всё в порядке. Следующий пункт – тормозной стенд.
Вот на эту деталь прошу обратить внимание. Несмотря на то, что этот техосмотр полулегальный, с нерабочими тормозами его пройти нельзя. Об этом предупреждает специалист. Мол, извини, но если тут что-то пойдёт не так, дальше смотреть смысла нет. Конечно, я посмотрю и напишу, что не так (если хочешь), но техосмотр всё равно будет провален. Хоть он и по направлению от страховщика.
Передняя ось пролетает с запасом, всё очень хорошо и по тормозной силе, и по разнице тормозных сил на правом и левом колёсах (допускается 20% разницы, у меня на стенде – 5%, и это очень неплохо). Задняя ось тоже проходит с запасом, хотя разница в силах заметно больше. Видимо, дело в том, что недавно пришлось заменить правый тормозной суппорт взамен убитого временем. И с новым суппортом тормозная сила оказалась больше, даже несмотря на то, что тормозной диск там был немного сожран заклинившим старым суппортом. Но мне уже плевать – прошёл. Остался стояночный тормоз. «Ручник» тоже показал себя молодцом, выдав необходимую силу. Правда, уже на грани. Это странно, потому что там тоже всё всегда обслужено и чисто. Ну да бог с ним, главное – прошёл. А вот предыдущий Тигуан, оказывается, на тормозах и срезался. Одно из задних колёс вообще не тормозило, хотя машину владелец до сих пор обслуживает у дилера. И теперь этот владелец поехал к дилеру вставлять ему пистоны. Удачи, браток!
Теперь проверяем свет. Тут одно замечание: левая фара светит чуть выше. Но специалист просто немного крутит регулировку, и вопросов к свету нет. Нет вопросов и к работе сигнала и стеклоочистителей (не зря вчера «метлу» делал!).
Весь остальной техосмотр – это просто формальность. Никто даже не попытался сунуть под хвост машине газоанализатор или проверить что-то ещё. В итоге техосмотр пройден, хотя и с замечаниями (не горит одна из двух лампочек подсветки номера и нет аптечки). Аптечку предложили тут же купить, но так как диагностическая карта была у меня уже в руках, я сделал невероятную подлость и отказался от неё (тут за неё просили приблизительно три цены). На меня посмотрели, как на урода, но ничего не сказали.
Странно, что порошковый огнетушитель, который лежит у меня в багажнике, оказался не просроченным. Я про него уже давно забыл. А про знак аварийной остановки, которого у меня сроду не было, забыли спросить меня. Ну и хорошо.
Пройдёт или нет?
В общем-то, я уже говорил, с чем приезжать на ТО бессмысленно даже по протекции страховой. Но надо внести ясность во второй пункт, где советуют «обратить внимание». Как сказал специалист пункта осмотра, в целом к этим пунктам не придираются. Но могут всё-таки дать от ворот поворот, если таких мелких погрешностей слишком много. Например, фары целые, но не горят, при этом не работают дворники, стоят разные шины (тем более если нештатной размерности) и не работает какой-нибудь замок двери. То есть, если состояние машины слишком запущено. А вот два-три незначительных огреха простят.
Тем более прощают всё, чего не видно невооружённым глазом. Например, тот же катализатор, которого уже давно нет. Это, конечно же, прекрасно, но можно ли при всём при этом приехать и пройти ТО просто «в лоб», безо всяких договорённостей со страховщиками? О, вот тут не всё так просто.
Моя машина не прошла бы точно (катализатор, подсветка номера, отсутствие знака аварийной остановки и аптечки). Конечно, всё это решаемо (кроме катализатора), но всё же. Тем не менее многие сейчас уже пытаются проходить ТО самостоятельно. Но некоторые вещи всё равно забывают.
Например, если на панели горит Check Engine или любая другая «ошибка» (причём без разницы, почему и какая), машина техосмотр не пройдёт. Не пройдёт, если заметят «стреляную» подушку безопасности, если не будет работать механизм ремня безопасности (ремень не будет втягиваться в катушку), если нет противосолнечного козырька, если набух старый тормозной шланг или на нём есть какая-нибудь потёртость, если на руле надет чехол (!), если нет брызговиков или часть лобового стекла перекрывает видеорегистратор или что-то ещё. Если во время осмотра заметят, что подтекает какая-то жидкость (масло по стыку мотора или коробки, масло из редуктора заднего моста – любая жидкость), то это тоже может стать поводом для отказа.
Нет ничего странного в том, что «в лоб» стараются сюда не приезжать. Потому что не знают, до чего ещё докопаются во время ТО. Хорошо, если специалист сам по себе нормальный человек, но говорят, что кто-то поехал домой из-за потеющей сливной пробки на редукторе. Течи не было, были следы масла, которые появились из-за неаккуратной замены. Там, видимо, требовалось немного прикрыть глаза купюрой, но человек просто уехал.
И в этом нет ничего странного. Чем сложнее регламент (особенно в стране, где подавляющая часть автомобилей своё отъездила приблизительно ещё лет пятнадцать назад), тем меньше желающих проходить такой техосмотр легально. Так что никакого практического значения вся эта возня не принесёт. Тут работает другой принцип: чем строже, тем дороже.
Ну и другая сторона этой же медали – это отсутствие ОСАГО. У меня уже есть знакомые, которые предпочитают платить штраф за езду без полиса, чем пытаться проходить этот формальный ТО с раздачей взяток и фотографированием будто бы исправной машины для ГИБДД. А это, на мой взгляд, ещё хуже. Так что ещё раз вспомню Черномырдина: «Мы продолжаем делать то, что мы уже много наделали». Классика.
Техосмотр 2022: все, что нужно знать водителям
Обязательный техосмотр для частного транспорта отменен: кому диагностическую карту придется получать, что будет со штрафом в 2 000 руб. и когда у страховщиков появится основание предъявить к водителю регресс при ДТП
Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2022 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.
Что такое техосмотр и почему его отменили
Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.
В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.
Техосмотр 29 декабря 2022 Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили
Техосмотр 27 декабря 2022 Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену
Хотя именно техосмотр до конца 2022 года считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля, большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра. Карту можно был заказать в любом регионе. На официальные пункты приезжали только наиболее сознательные автомобилисты, которые не сомневались в исправности своих машин. Ведь за каждый непройденный техосмотр собственнику приходилось платить по установленному в регионе тарифу. Например, в Москве это 880 руб.
Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт никак не получалось, в начале 2022 года власти предполагали значительно ужесточить всю процедуру. Запланированная реформа вводила обязательную фотофиксацию до и после прохождения техосмотра на лицензированном пункте техосмотра. Кроме того, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.
В ГИБДД, а также в Российском союзе автостраховщиков тогда предупреждали, что «серые» и выданные без подробного осмотра карты будут аннулированы. Пункты техосмотра обязали обновить оборудование для работы по новым правилам и получения лицензии. Операторы, в свою очередь, начали говорить о повышении цен на услугу по причине дополнительных затрат. И в ФАС даже начали работу над разработкой новых тарифов на техосмотр.
Однако в июле 2022 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.
«В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.
Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.
В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году
В самом конце 2022 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
- для такси, автобусов и грузовиков.
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.
Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году
Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.
Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году
Уже с 22 августа 2022 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что техосмотр на добровольной основе все-таки стоит проходить. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе РСА, сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах.
«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.