Классификация избирательных правоотношений

10.1 Понятие и классификация избирательных споров в Российской Федерации

Проблема избирательных споров является относительно новой для Российской Федерации. В советский период при отсутствии подлинной конкуренции избирательные споры как правовой феномен практически отсутствовали.

Принятие новой Конституции РФ 1993 г. и фиксация в ст. 2 человека, его прав и свобод высшей ценностью, закрепление в ч. З ст. 3 свободных выборов как высшего выражения власти народа, в ч. 1 и ч. 3 ст. 13 идеологического и политического многообразия, многопартийности послужили отправной точкой для реальной политической конкуренции кандидатов, политической активности граждан в избирательном процессе. В этой связи происходящие столкновения политических интересов кандидатов, избирательных объединений в борьбе за власть, активное использования гражданами гарантированной возможности адекватной защиты и восстановления избирательных прав неизбежно привели к сопутствующему явлению всех избирательных кампаний – избирательным спорам.

Избирательные споры нельзя однозначно рассматривать только как негативное явление ввиду того, что они выявляют пробелы в избирательном законодательстве, противоречивость и концептуальную несогласованность последнего, нарушения в правоприменительной практике, низкий уровень правовой культуры участников выборов, воплощающих в своем поведении правовые предписания, а это, в свою очередь, способствует повышению качества норм избирательного права.

В ФЗ «Об основных гарантиях. » отсутствует легальная дефиниция понятия «избирательные споры», законодатель оперирует термином «обжалование нарушений избирательных прав граждан», который лег в основу наименования отдельный главы X данного Закона «Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и отвественность за нарушение законодательства о выборах и референдумах». Однако категория «избирательные споры» многограннее и не сводится только к порядку обжалования нарушенных избирательных прав.

В юридической науке, несмотря на широкий спектр авторских дефиниций понятия «избирательные споры», не выработан унифицированный подход к данному термину. Мы разделяем мнение Р. А. Охотникова в этом вопросе: «избирательные споры – это избирательные правоотношения охранительного характера, в рамках которых посредством обжалования в установленном законодательством Российской Федерации административном (инстанционном) и судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с реальным или предполагаемым нарушением избирательных прав граждан»[60].

Избирательные споры традиционно классифицируются по следующим основаниям[61]:

1. По основным причинам возникновения избирательных споров:

– нарушения норм избирательного законодательства;

– неправильное применение норм избирательного законодательства;

– неправильное толкование норм избирательного законодательства.

2. По характеру защищаемого избирательного права:

– споры о защите пассивного избирательного права;

– споры о защите активного избирательного права.

3. По порядку разрешения избирательных споров:

– споры, разрешаемые в судебном порядке;

– споры, разрешаемые в административном порядке, т. е. избирательными комиссиями.

4. По значимости для избирательного процесса:

– споры, разрешение которых устраняет незначительные нарушения норм избирательного законодательства;

– споры, разрешение которых существенно влияет на ход и результаты выборов (например, отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена его регистрации).

5. По предмету спора:

– формирование избирательных округов и участков;

– составление списков избирателей;

– формирование избирательных комиссий;

– выдвижение кандидатов (списков кандидатов);

– порядок сбора подписей в поддержку кандидатов;

– отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);

– неправомерное использование возможностей СМИ;

– неправомерное использование должностного или служебного положения;

– нарушение правил ведения предвыборной агитации;

– нарушение порядка финансирования выборов;

– нарушение порядка финансирования кандидатом, избирательным объединением своей избирательной кампании;

– отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов);

– нарушение порядка и процедур голосования;

– нарушение правил подсчета голосов избирателей;

– признание выборов недействительными или несостоявшимися;

– вопросы повторного голосования, повторных выборов.

Представленный перечень видов избирательных споров

не является исчерпывающим, но мы назвали наиболее значимые классификационные основания.

Классификация избирательных правоотношений

И. А. Алексеев, Д. С. Белявский, А. А. Свистунов, М. С. Трофимов, М. И. Цапко

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебное пособие

Информация о книге

Авторы:

И. А. Алексеев, канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»;

Д. С. Белявский, канд. юрид. наук, доцент, заведующий Юридической клиникой Юридического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», доцент кафедры конституционного и международного права ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»;

А. А. Свистунов, канд. юрид. наук, доцент, председатель Правления Ассоциации юридического образования ФГО ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина»;

М. С. Трофимов, канд. юрид. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Юридического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», доцент кафедры административного и финансового права ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»;

М. И. Цапко, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

Учебное пособие «Избирательное право и процесс в Российской Федерации» предназначено для изучения тем курса избирательного права в высших учебных заведениях, прежде всего в юридических институтах и на юридических факультетах. В книге освещаются институты избирательного права и избирательного процесса, рассматриваются спорные с точки зрения правовой доктрины научно-практические проблемы.

Изучение избирательного права необходимо с профессиональной точки зрения для юристов, управленцев, политологов, историков, представителей многих других специальностей, а с точки зрения необходимости повышения уровня политической и правовой культуры – для всех граждан нашей страны.

Читайте также:
Личные права несовершеннолетнего ребенка

В целях полноты изучения избирательного права и избирательного процесса, организации самообразования, проверки и самопроверки знаний в учебном пособии представлены программа курса, учебно-методические рекомендации по основным темам, вопросы и задания для самоконтроля знаний, подробный список источников и литературы.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и других обществоведческих вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского избирательного права и процесса.

© Коллектив авторов, 2014

© ООО «Проспект», 2014

Данное учебное пособие предназначено для изучения тем курса избирательного права в высших учебных заведениях. Избирательное право – одна из важнейших подотраслей (институтов) конституционного права Российской Федерации. Муниципальные выборы также регулируются нормами отрасли муниципального права и изучаются наукой с одноименным отрасли названием.

В общем виде избирательное право можно охарактеризовать как совокупность правовых норм, регламентирующих организацию и проведение выборов в России. Изучение избирательного права необходимо с профессиональной точки зрения для юристов, управленцев, политологов, историков, представителей многих других специальностей, а с точки зрения необходимости повышения уровня политической и правовой культуры – для всех граждан нашей страны.

Нельзя не отметить, что избирательное право – это очень бурно и динамично развивающийся в России институт, поэтому требуется постоянно следить за изменениями в законодательстве, других правовых актах, которые регламентируют организацию и проведение выборов, а также в правоприменительной и политической практике. В любом случае, необходимые знания и навыки относительно любой правовой отрасли и института невозможно получить без самостоятельного изучения соответствующих нормативно-правовых актов, судебных решения и т. д. Поэтому при изучении избирательного права необходимо обращаться к положениям Конституции РФ, международных актов, федеральных законов и законов субъектов РФ, являющихся источниками избирательного права и т. д.

В целях полноты изучения избирательного права и проверки и самопроверки знаний изучающих данный правовой институт, в пособии имеется общий список источников и литературы (предназначается для всех тем).

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

6. Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2 т. М., 2006.

7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.

8. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М., 2005.

9. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право. М., 2008 // СПС «Гарант».

10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / отв. ред. А. В. Иванченко, 1999.

11. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2007.

12. Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. М.: Проспект, 2007.

13. Конституции зарубежных государств / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. М., 2006.

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2005.

15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2005.

16. Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2005.

17. Конституционное право России: 2 т. / под ред. И. В. Мухачева. Ставрополь, 2007.

18. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций. М., 2006.

19. Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006.

20. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А. С. Прудникова, Д. С. Белявского. М., 2009.

21. Муниципальное право России / под ред. А. С. Прудникова, И. А. Алексеева. М., 2009.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ НАРОДОВЛАСТИЯ

1. Понятие и значение избирательного права

Избирательное право – достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.

Особенностью русскоязычной юридической лексики является наличие у понятия «право» всегда как минимум двух основных смыслов: 1) «объективного» – как одного из видов регуляторов общественных отношений – совокупности правил поведения, определенным образом формализованных и подкрепленных силой государственного принуждения; 2) «субъективного» – индивидуальной возможности субъекта общественного отношения действовать по своему усмотрению (в определенных рамках).

Эта особенность касается и понятия «избирательное право». При большом количестве существующих в общественных науках определений оно используется в двух основных смыслах.

1. В первом смысле – как объективное избирательное право – это один из важнейших институтов (подотраслей) российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации на основе комплексного метода правового регулирования (сочетание императивного, диспозитивного методов и метода правового гарантирования)[1].

Читайте также:
Образец частной жалобы: как выглядит

Тема 1. Избирательное право: понятие и принципы, система и источники

Цели и задачи изучения темы: при подготовке к данной теме студенту необходимо уяснить понятие и значение выборов как формы реализации народовластия, изучить понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле. Обратить внимание на правовое регулирование федеральными и региональными законами принципов избирательного права (всеобщее, равное, прямое; тайное голосование; периодичность выборов; добровольное, свободное и личное голосование избирателя и других), а также условий, обеспечивающих их реализацию. Следует уяснить, что отдельная категория граждан Российской Федерации (далее – РФ) в силу предписания законов не может принимать участие в реализации активного, а также пассивного избирательного права. При подготовке к теме студенту также необходимо изучить понятие источника избирательного права, иметь четкое представление об иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе, а также значение каждого вида источника избирательного права в регулировании избирательных правоотношений. При рассмотрении института референдума, который в соответствии с Конституцией РФ наряду с выборами, является высшей формой непосредственного народовластия, студенту необходимо уяснить его разновидности, вопросы, выносимые на каждый уровень (федеральный, субъекта, муниципальный), а также понятие о стадиях референдума, механизме реализации его проведения и правовых последствиях принятых решений. Особое внимание следует обратить на правовые акты избирательных комиссий, принимаемые ими в целях обеспечения единообразного использования в ходе избирательного процесса законодательных и иных нормативных правовых актов о выборах.

1.1. Понятие и содержание избирательного права России

В условиях становления и развития демократического правового государства в России избирательное право приобретает особую роль. Причина этого кроется в народовластии, которое было призвано стать реальной конституционной основой российской государственности. Ведь от решения избирателей, определяющих путем выборов состав законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, во многом зависит развитие государства. А из того, насколько высок уровень правовой культуры избирателей, определяется характер проведения выборов и их итогов. Немаловажную роль при этом играет изучение избирательного права и избирательного процесса, поскольку благодаря этим знаниям вырабатывается и определяется гражданская позиция по отношению к этому институту гражданского общества.

Так, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (далее – ФЗ «Об основных гарантиях…») определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Классификация видов выборов:

– очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица;

– внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами;

– основные выборы – выборы, в результате которых избирается весь состав представительного органа;

– дополнительные выборы проводятся при досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе;

– повторные выборы проводятся в случаях, если результаты основных выборов или дополнительных были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

Однако нормы избирательного права и процесса регламентируют не только институт выборов, но и референдума.

В теории избирательного права под референдумом понимается голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от частников референдума четко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против». Вопрос, выносимый нареферендум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его множественного толкования; на него может быть дан только однозначный ответ.

Референдум – способ принятия решений по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального (субъекта Федерации) и местного (муниципального) значения путем непосредственного голосования граждан. Референдум в российском законодательстве определяется как референдум РФ (федеральный), референдум субъекта РФ (региональный) и местныйреферендум.

Итогом модернизации российского законодательства, регламентирующего порядок осуществления высшей формы непосредственной демократии, стал Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме РФ» (далее ФКЗ «О референдуме…»), принятый 28 июня 2004 года по инициативе Президента РФ. В нем прослеживается стремление законодателя совершенствовать регулирование общественных отношений, связанных с инициированием, назначением, подготовкой и проведением референдума РФ, создать организационно-правовые условия для эффективной реализации конституционных прав граждан на непосредственное участие в управлении государственными делами и вместе с тем нейтрализовать попытки политических структур, отдельных групп граждан использовать институт референдума для решения узкокорпоративных задач, далеких от интересов всего населения.

Читайте также:
Что делать, если в декларации 3-НДФЛ допущена ошибка?

Закон расширил круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум РФ. К таковым дополнительно отнесены следующие вопросы:

– об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, прио-становлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

– о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов либо должностных лиц, образуемых, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено договором.

Систематизированы и существенно расширены обстоятельства, исключающие проведение референдума. К ним дополнительно отнесено:

– введение военного или чрезвычайного положения не только на всей территории РФ (по нормам прежнего закона), но и в отдельных местностях РФ;

– инициирование референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, период избирательной кампании, прово димой одновременно на всей территории РФ, а также в период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, если речь идет об инициировании референдума гражданами РФ.

Запрет на проведение повторного референдума по одному и тому же (по смыслу и содержанию) вопросу (вопросам) продлен с одного до двух лет со дня официального опубликования результатов первого референдума по данному вопросу (вопросам).

Процесс проведения референдума состоит из следующих стадий и этапов:

– подготовка референдума: народная инициатива (инициативы иных субъектов); информирование граждан; агитация по вопросам референдума; всенародное (народное) обсуждение вопроса, выносимого на референдум;

– проведение референдума: назначение референдума; организация референдума; голосование; подведение итогов голосования;

– реализация решения, принятого на референдуме: исполнение решения, принятого на референдуме; ответственность за неисполнение решения референдума.

Законодательные акты, принятые на референдуме, имеют такую же юридическую силу и занимают такое же место в правовой сфере, что и акты, принятые парламентом. Юридическая природа правовых актов, принимаемых путем референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя государственной власти. Именно поэтому такие акты не нуждаются в дополнительном одобрении или утверждении.

В Конституции РФ закреплено, что референдум и свободные выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа.

Непосредственно термин «избирательное право» понимается правоведами в двух смыслах: в объективном(позитивное избирательное право) – как система правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов (референдума), и субъективном (субъективное избирательное право) – как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

При этом общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами своих избирательных прав можно отнести к конституционным, административным и другим, т.е. эти правоотношения образуют особую группу, свойственную избирательному праву и составляющую специфику его предмета.

Предметом избирательного права можно определить совокупность общественных отношений, возникающих в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, референдумов, составляющие в целом избирательные права граждан.

Под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Активное избирательное право – это право голоса, которое относится только к выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления (право избирать). В РФ активное избирательное право принадлежит гражданам России, достигшим 18 лет и место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право избирать в органы местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.

Пассивное избирательное право – это право выдвигаться и баллотироваться в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также на выборные публичные должности (право быть избранным). Субъектом пассивного избирательного права является гражданин РФ, а применительно к уровню местного самоуправления и в установленных законом случаях – и иностранные граждане. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием, некоторыми другими критериями (оседлости, образования, неизбираемости и т.п.).

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избраннымиграждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Читайте также:
Как поступить с долей в ООО при поступлении на госслужбу

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом его регулирования.

Избирательное право в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву.

Избирательное право регулирует отношения, возникающие при организации и проведении выборов, путем закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений. В избирательно-правовую сферу вовлекаются отношения, возникающие в межвыборный период. Это, например, отношения по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно действующих избирательных комиссий.

Основное содержание избирательного права составляют процессуальные нормы, назначение которых состоит в регламентации процедуры реализации материально-правовых норм, закрепляющих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их многообразие и детализированность обусловлены спецификой предмета избирательного права, спецификой субъективного избирательного права, которое может быть реализовано только в рамках сложной правовой процедуры.

Избирательно-правовое отношение – это возникающая на основе норм избирательного права юридическая связь между субъектами, выражающаяся в форме их субъективных прав и обязанностей и закрепляющая их. Именно в избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права.

Виды избирательных правоотношений. Основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на основе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

Элементами избирательно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты избирательно-правовых отношений– участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм избирательного права.

Субъектами избирательно-правовых отношений могут выступать:

Граждане РФ,обладающие активным и пассивным избирательным правом.

Иностранные гражданев соответствии с международными договорами РФ, федеральным и региональным законодательством, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования – применительно к местным выборам и референдумам.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления,основной обязанностью которых является обеспечение реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, непосредственно осуществляющие подготовку и проведение выборов. Часть избирательных комиссий являются государственными (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии) и муниципальными (избирательные комиссии муниципального образования) органами.

Общественные объединения. Среди них основное место занимают политические общественные объединения, имеющие право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, и политические партии. Неполитические общественные объединения вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей, но не имеют основного права избирательных объединений – права выдвигать кандидатов.

Средства массовой информации (СМИ) – обеспечивают проведение предвыборной агитации, содействуют избирательным комиссиям в информирования избирателей о ходе выборов, вправе направлять своих представителей для наблюдения за ходом голосования и др.

Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты (например средства избирательного фонда), так и нематериальные – действия субъектов избирательного процесса (например, принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата).

Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов избирательно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право есть мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанностьесть предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов избирательно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать требования норм избирательного законодательства) и обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность избирательных комиссий осуществлять подсчет голосов, подведение итогов голосования и определение результатов выборов), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Совета Федерации Федерального Собрания РФ назначить в установленные законом сроки выборы Президента РФ).

Юридические факты – это обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть события и действия.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов. Например, истечение срока полномочий выборного органа является основанием назначения соответствующих выборов.

Действия как волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознания разделяются:

– правомерные действия соответствуют правовым предписаниям, согласуются с содержанием прав и обязанностей субъектов;

– неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права, не согласуются с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Избирательно-правовые отношения часто возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав.

Фактический состав – система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица, права быть избранным Президентом РФ, необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство РФ, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в РФ в течение 10 лет, а также не состояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Читайте также:
Получение страхового медицинского полиса безработным

Нормы избирательного права и избирательные правоотношения

В большинстве учебников и учебных пособиях по избирательному праву отсутствуют разделы, посвященные анализу избирательных норм и особенностей их изложения [20] .

Именно нормы избирательного права являются элементарным элементом законодательства о выборах.

Под нормами избирательного права понимаются общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет избирательного права.

Нормы избирательного права обладают всеми признаками, присущими правовой норме: общеобязательность, обобщенность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д. Но при этом они обладают рядом специфических признаков, многие из которых определяются особенностями норм конституционного права:

Во-первых, специфика норм избирательного права обусловлена предметом правового регулирования. Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с организацией и проведением в Российской Федерации свободных, демократических и периодических выборов.

Они регулируют наиболее важные для организации государственной власти отношения, имея основополагающий источник — Конституцию РФ.

Во-вторых, нормы избирательного права, как и нормы конституционного права, имеют политический характер, который находит выражение в функциональном предназначении положений избирательного права как средства регулирования политической борьбы в период избирательной кампании.

В-третьих, многие нормы избирательного права, как и нормы конституционного права, не обладают тремя структурными элементами правовой нормы — гипотезой, диспозицией и санкцией. Для большинства норм избирательного права характерно наличие только диспозиции и отсутствие санкции. Но в нормах избирательного права могут встречаться и санкции.

Например, информацию об ответственности субъектов избирательного права содержит п. 8 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав: «В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Чаще всего избирательное законодательство содержит отсылочные нормы, касающиеся указаний на уголовную, административную либо иную ответственность. Так, ст. 86 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента РФ.

В-четвертых, характерной чертой норм избирательного права является особый круг субъектов, характерных только для избирательного права: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий.

Особенностью избирательного законодательства может являться наличие в нем большого количества дефинитивных норм. Например, только в ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав содержит 65 дефениций.

Специфической чертой норм избирательного права также может являться существование по сути аналогичных норм, регулирующих различные отношения применительно к разным конкретным видам избирательных кампаний. Например, сходные отношения, складывающиеся при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборов Президента РФ, регулируются нормами соответствующих федеральных законов.

По степени определенности содержащихся в нормах избирательного права предписаний их можно разделить на императивные и диспозитивные. Императивные нормы не оставляют субъекту свободы выбора. Примером подобной нормы может являться положение п. 3. ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, в соответствующую избирательную комиссию.

Диспозитивные нормы оставляют свободу выбора. Так, в соответствии с п. 4 ст. 61 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» кандидат вправе возвратить жертвователям любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.

Нормы избирательного права, в зависимости от общественных отношений, которые они регулируют, можно разделить:

— на нормы, регулирующие отношения, связанные с назначением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов (списка кандидатов);

— нормы, регулирующие отношения, связанные с информационным обеспечением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные финансовым обеспечением выборов;

— нормы, регулирующие отношения, возникающие при подсчете голосов и подведением итогов выборов;

— нормы, регулирующие отношения, связанные с обжалованием нарушенных избирательных прав.

По характеру, цели (назначения) правового предписания нормы избирательного права можно разделить на обязывающие, запрещающие и управомачивающие. К обязывающим относятся номы, в которых содержится строгое правило поведения. Например, в соответствии с п. 18 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

К управомачивающим можно отнести нормы ст.

21—27 Закона об основных гарантиях избирательных прав, закрепляющие права избирательных комиссий. К запрещающим относится п. 6 ст. 58 Закона об основных гарантиях избирательных прав, определяющий лиц, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов (избирательных объединений).

Читайте также:
Система «Клиент-Банк»: особенности работы

По территории действия нормы избирательного права делятся на нормы, закрепленные в федеральных нормативных правовых актах (Конституция Российской Федерации, Закон об основных гарантиях избирательных прав), нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (например, Закон Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов») и нормы, закрепленные в нормативных правовых актах местного самоуправления (Устав г. Новосибирска).

В зависимости от выполняемой роли в механизме конституционного регулирования можно выделить материальные и процессуальные нормы избирательного права. Материальные нормы, которых большинство в избирательном законодательстве, выражают содержание деятельности субъектов избирательного права, их правовое положение.

Процессуальные нормы регулируют общественные отношения, складывающиеся при соблюдении определенного порядка (процедуры, процессуальных форм), реализации уполномоченными субъектами своей компетенции. Наиболее четко процессуальные нормы выявляются в избирательном праве в процессуальных гарантиях избирательных прав граждан, в формировании избирательных комиссий и их расформировании, порядке выдвижении и регистрации кандидатов и т. д.

Избирательными правоотношениями являются общественные отношения, урегулированные или возникшие на основе норм избирательного права, закрепляющие юридическую связь между субъектами избирательного права в форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям избирательных правоотношений относится их двойственный характер: они одновременно являются правовыми и политическими. Это вытекает из специфических черт норм избирательного права, которые также характеризуются двойственностью.

По времени действия правоотношения можно разделить на отношения постоянного и временного характера. Срок действия отношения постоянного характера не определен. Например, отношением постоянного характера являются отношения, связанные с деятельностью избирательных комиссий, которые действуют на постоянной основе. Временные отношения прекращаются после выполнения заложенной в правовой норме правообязанности. Например, отношение, возникающее между кандидатом в Президенты РФ и избирательными комиссиями, проводящими эти выборы, которые должны обеспечить ему реализации пассивного избирательного права.

Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов. Избирательное право рассматривается в качестве подотрасли права, науки и учебной дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое объективное и субъективное избирательное право? Раскройте содержание понятий «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право».

2. Почему, по вашему мнению, избирательное право, институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц и институт референдума являются самостоятельными формами непосредственной демократии?

3. Назовите отношения, составляющие предмет избирательного права.

4. Решите задачу:

При рассмотрении в Законодательном Собрании N-ой области законопроекта «Об отзыве депутата Законодательного Собрания N-ой области» один из депутатов заявил, что данный закон, в случае его принятия, ограничит права граждан РФ, проживающих в области, избираться в органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. А в соответствии с Конституцией РФ права граждан являются высшей ценностью и могут быть ограничены только в случаях, ею предусмотренных. Прав ли депутат? Выскажите ваше мнение.

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб.

2. Избирательное право : учеб. пособие / под ред. К. К. Гасанова,

B. Н. Белоновского. — Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2007. —

3. Макарцев, А. А. Избирательный режим в Российской Федерации / А. А. Макарцев. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 344 c.

4. Макарцев, А. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / А. А. Макарцев, Э. С. Юсубов. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 328 c.

1. Избирательное право России : учеб. для студентов вузов / В. О. Лучин и др. ; под. ред. В. О. Лучина. — Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2008. — С. 8—66.

2. Князев, С. Д. Очерки теории российского избирательного права / С. Д. Князев. — Владивосток : Изд-во ДВГУ, 1999. — С. 7—106.

3. Макарцев, А. А. Дозволения, запреты и позитивные обязывания в избирательном режиме: проблемы метода правового регулирования /

A. А. Макарцев // Гос. власть и мест. самоупр. — 2008. — № 1. — С. 6—8.

4. Макарцев, А. А. Методологические проблемы избирательного режима / А. А. Макарцев // Право и политика. — 2008. — № 2. — С. 316—319.

5. Сравнительное избирательное право : учеб. пособие / науч. ред.

B. В. Маклаков. — Москва : НОРМА, 2003. — 208 с.

1.3. Источники избирательного права

1.2.1. Понятие и система источников избирательного права.

1.2.2. Конституция РФ.

1.2.3. Нормы международного права и ратифицированные международные договоры РФ.

Избирательные споры. Понятие и классификация

Как показывает мировой опыт последних двух столетий, становление и оптимизация внутренних демократических институтов неразрывно связаны с параллельным развитием права как социального явления и правовой культуры гражданского населения (то есть лиц, являющихся гражданами страны и определяющих основные тенденции совершенствования правовых и политических сфер жизни социума). Выборы являют собой один из важнейших сегментов данной системы ввиду следующих объективных обстоятельств.

Публичное право в целом и избирательное в частности непосредственно определяют степень демократичности процедур реализации гражданами своих политических прав. Участвуя либо не участвуя в голосовании, избиратели открыто демонстрируют обществу не только свой выбор дальнейшего развития названных выше институтов, но и правовую культуру, доминирующую в их сознании в данный исторический момент.

Читайте также:
Как накопить мили аэрофлот сбербанк

Развитие избирательного права – достигло в России за последние десять лет достаточно высокого уровня. На рубеже XX-XXI веков в стране сформировалась в основном правельная, логически выверенная система избирательного законодательства, устраивающая как само общество в целом, так и основные политические силы. Избирательное право в России не уступает своим аналогам в наиболее развитых странах мира. Об этом свидетельствует его высокая оценка международным сообществом, международными наблюдателями и экспертами. В некоторых случаях наше национальное избирательное законодательство значительно опережает избирательные нормы западного публичного законодательства (например, в нормативном закреплении процессов организации работы избирательных комиссий, реализации механизмов контроля общества за выборами и т.д.).

Однако следует отметить, что когда в ходе различных конференций с участием средствам массовой информации дается высокая оценка таким важным общественно-правовым явлениям, это почему-то вызывает у них удивление. По-видимому, как у журналистов, так и в общественном мнении укоренилась мысль, что избирательное законодательство в России не в полной мере такое как о нём говорят и свои задачи как регулятора общественных отношений выполняет не в должной мере. Однако на деле избирательная практика подтверждает, что федеральные и региональные законы достаточно точно регламентируют избирательный процесс, уже сегодня обеспечивая в значительной мере основополагающие гарантии, в том числе и судебные, зашиты избирательных прав граждан.

Характерно, что количество избирательных споров, разрешаемых судом, год от года увеличивается. Но не стоит соглашаться с теми учеными и политиками, которые приписывают это лишь несовершенству закона. Речь может идти о моментах в выработке нормативных требований к отдельным элементам деятельности участников избирательного процесса.

Дела по разрешению споров, возникающих в связи с организацией избирательного процесса затрагивают интересы всего общества, всего дееспособного населе­ния, их важные политические права по участию в выборах и референдумах, в реализации институтов прямой и представи­тельной демократии.

А если учесть, что становление демократических пре­образований происходит в России в очень сложных условиях, правовой культуры, то вопросы должного, своевременного, и юридически строгого судебного контроля за избирательной кампанией весьма актуальны и важны.

Необходимо выработать специальные процессуальные механизмы, гарантирующие максимальное обеспечение, четкого, законного рассмотрения и разрешения этих дел, и обес­печения исполнения судебных актов.

Учеными-правоведами, изучающими вопросы разреше­ния избирательных споров в суде, выделяются следующие основные проблемы, требующие теоретической разработки и законодательного урегулирования:

-о соотношении судебной и несудебной форм защиты избирательных прав;

-об особенностях вида судопроизводства, в порядке кото­рого следует разрешать избирательные споры;

о предмете доказывания;

-о сроках обращения в суд;

-о сроках рассмотрения дел;

-о составе лиц, участвующих в деле по избирательным спорам’.

-о проблемах доказывания;

В своей работе я хотел бы рассмотреть эти проблемы с теоретической и практической точки зрения и разобраться в эффективности существующего законодательства, которое касается разрешения избирательных споров.

Избирательные споры. Понятие и классификация

По мере формирования в РФ демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций. Становление демократической избирательной системы в стране сопровождается последовательным совершенствованием избирательного законодательства, особенно в аспекте защиты избирательных прав граждан, и постоянным расширением практики разрешения избирательных споров.

Избирательные споры – процесс неизбежный, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов не могут не сталкиваться интересы активных участников избирательного процесса – политических партий и общественных движений и.т.д.

Есть мнение о том, что избирательные споры по сво­ей природе требуют особого процессуального регулирова­ния, не совпадающего ни с исковым производством, ни с производством по делам, возникающим из административ­ных правоотношений. Это суждение также заслуживает внимания в том смысле, что

по этим делам суды не могут применять процессуальные средства гражданского искового производства, т.к. спор вытекает не из гражданских, а из пуб­лично-правовых отношений.

В правовой науке не разработан устойчивый аппарат понятий избирательных споров как правового явления.

Представители науки конституционного права полага­ют, что избирательные споры – это споры по поводу приме­нения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в су­дебных инстанциях. Из этого следует, что данное определения, применимо как для административного, так и судебного по­рядка их разрешения.

Позиция приведенного выше определения понятия из­бирательного спора требует уточнения относительно того, что это споры по поводу применения избирательного законо­дательства. Точнее сказать – это споры в связи с нарушением избирательного законодательства, в результате которого, по мнению заявителя, нарушены его избирательные права.

Можно определить избирательные споры как правовые конфликты, возникшие между субъектами избирательных правоотношений в связи с нарушением избирательных прав заявителя, подлежащие разрешению в административном, либо судебном порядке.

Таким образом, судебный избирательный спор – это правовой конфликт, возникший между субъектами избира­тельных правоотношений, в связи с предполагаемым нару­шением свободы волеизъявления лица, обращающегося в суд за защитой избирательных прав и подлежащий рассмотрению и разрешению по установленной подсудности.

Читайте также:
Избирательные системы субъектов Российской Федерации

Также анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет заключить, что избирательные споры – это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.

Довольно основательной представляется классифика­ция избирательных споров, приведенная Л.А. Киселевой в ее научном исследовании.

В зависимости от вида защищаемого права все избира­тельные споры она подразделяет на две группы:

а) о защите активного права – избирать;

б) пассивного права – быть из­бранным.

Такая классификация признана традиционной.

В зависимости от субъектного состава спорного право­отношения Л.А. Киселева выделяет споры о защите избира­тельных прав:

1)определенного субъекта гражданина, обще­ственного объединения и

2) неопределенного круга лиц – избирателей.

М.К. Треушников, наряду с указанными выше двумя классификационными группами избирательных споров, считает возможным и целесообразным выделить третью класси­фикационную группу:

в зависимости от стадии развития из­бирательного процесса:

а) споры о формировании избира­тельных округов;

б) о правильности списков избирателей;

в) о выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты;

г) прове­дения предвыборной агитации;

д) проведения голосования и подсчета голосов;

е) закрепления результатов голосования’.

Такая классификация избирательных споров, обоснована, но, как представляется, не может считаться ис­черпывающей в связи с многообразием избирательных спо­ров как по субъекту защиты, так и по объекту спора.

Самостоятельный и своеобразный вклад в классифика­цию избирательных споров внесли ученые конституционного права.

В качестве главных критериев классификации названы:

1. уровень проводимых споров;

2. предмет спора;

3. оспари­вающая сторона;

4. порядок разрешения;

5 причина возник­новения спора .

Разработчики этих классификационных признаков со­вершенно не касаются и не включают те признаки, которые уже, в большинстве своем, считаются традиционно признан­ными, изученными учеными-процессуалистами.

Оспаривающей стороной могут быть: инициаторы или организаторы избирательного процесса, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные, но чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которых по той или иной причине не зарегистрировали в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах.

Представляется, что такие признаки как оспа­ривающая сторона /в процессе это заявитель по делу/, поря­док разрешения спора, причины возникновения спора вряд ли могут рассматриваться как основания для классификации из­бирательных споров, имеющих значение для судопроизводства. Скорее это обобщение данных по анализу всех споров, возникающих при проведении выборов или референдума. Применительно к судопроизводству может быть принят та­кой классификационный признак как предмет избирательно­го спора.

Для рассмотрения вопроса о подсудности в избирательных спорах необходимо обратиться к Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и к основному закону страны – Конституции РФ. Согласно 18-й статье Конституции Российской Федерации избирательные права и право на участие в референдуме, впрочем, как и все другие гражданские права и свободы российских граждан, обеспечиваются правосудием. А это значит, что любой человек – участник избирательного процесса, если у него возникла необходимость, мог бы выбрать для защиты своих прав тот суд, компетенция которого законом ясно и четко определена заранее, то есть еще до того, как возник спор.

Общие правила определения подсудности именно этой категории дел таким требованиям отвечают. В частности, когда распределяют подобные дела между судами разного уровня, то за основу берут уровень избирательной комиссии или другого органа, решения и действия (или бездействие) которого оспариваются. Например, Верховный суд рассматривает такие дела, если оспариваются решения и действия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Но к этим нормам общих правил было добавлено исключение. По этому исключению практически о любом деле по защите избирательных прав и права на участие в референдуме можно сказать, что оно имеет большое общественное значение и касается многих людей. А значит, исходя из этого по инициативе ЦИКа действительно любое дело могло из районного, областного и прочих судов быть передано сразу в Верховный суд. Безусловно, законодатель при этом руководствовался самыми благими намерениями, считая, что высший суд страны всегда в состоянии более оперативно и грамотно разрешить спор, который возник, а значит, обеспечить большие гарантии защиты избирательных прав и право на участие в референдуме.

Однако именно эти благие намерения вступают в противоречие с принципами Конституции страны. Ведь изменение общих правил подсудности могло осуществляться по критериям, которые закон не определил, значит, существует опасность, что это может происходить произвольно. Кроме того, изменение общих правил подсудности по инициативе Центральной избирательной комиссии вторгалось в сферу только компетенции суда, а значит, нарушало права других участников судопроизводства.

Поэтому не случайно именно Верховный суд, которому законодатель предоставил возможность решать такие дела в порядке исключения из правил, обратился с запросом в Конституционный суд. В положении, когда практически все дела этой категории будет решать Верховный суд, сами судьи ВС усмотрели возможность нарушения конституционных прав участников правосудия тогда, когда решаются вопросы защиты избирательных прав и участия в референдуме.

Читайте также:
Каков срок действия загранпаспорта и выезда за границу

Более четко в новой редакции Федерального закона прописаны процессуальные сроки для обращения в суд с жалобами и заявлениями:

– жалоба на решение избирательной комиссии о регистрации, отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит;

– после опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевших место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования результатов выборов;

– заявление об отмене регистрации кандидатов, списка кандидатов может подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Возвращаясь к предмету избирательных споров, можно перечис­лить наиболее характерные, часто распространенные споры:

-о не назначении выборов,

-о переносе дня голосования,

-о на­рушении порядка сбора подписей,

-нарушение правил подсче­та голосов и т.п.

Предмет избирательного спора, подлежащего разреше­нию в суде, – это всегда спорное правоотношение, опреде­ленное нормами избирательного права.

Предмет спора находит свою определенность в заявле­нии, подаваемом заявителем, в котором он конкретизирует, по поводу какого конкретного нарушения избирательного права он просит суд рассмотреть его заявление. Авторы, в целом, правильно отмечают разнообразие нарушений, о ко­торых и разрешает спор суд.

Полагаю целесообразным все избирательные споры разделить на две большие группы по признаку предмета спора:

1)споры, возникающие из избирательных правоотноше­ний в связи с нарушением организационно-процедурных пра­вил организации и проведения выборов и проведения референдума;

2) споры о нарушении нормативно-правового регу­лирования выборов и проведения референдума.

Предметом защиты во всех случаях разрешения право­вого конфликта из избирательных правоотношений будут политические права избирать и быть избранными и участво­вать в проведении референдума граждан Российской Федера­ции.

Приведенные точки зрения по вопросу классификации избирательных споров позволяют сделать вывод о неоднородном подходе к этому вопросу ученых процессуального права и ученых материального права. Сложность проведения классификации избирательных споров очевидна.

Анализ сущности и классификации избирательных споров позволяет сделать вывод о том, что суд разрешает спор не из административных правоотношений, а из публично-правовых, избирательных правоотношений.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Избирательное право

6 чел. помогло.

Объекты избирательных правоотношений

В качестве объектов избирательных правоотношений фигурируют предметы мира политики и публичной власти, которые связаны с организацией ее передачи по итогам выборов путем реализации субъективных прав и юридических обязанностей их участников. Учитывая, что избирательные правоотношения производны от конституционно-правовых отношений, опосредующих реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, можно предположить, что объекты избирательных правоотношений также предопределяются объектами конституционных правоотношений, которыми выступают главным образом высшие социальные ценности, признанные и закрепленные в нормах российской Конституции, включающие полновластие и самоуправление народа, приоритет прав и свобод человека и гражданина, многопартийность и политический плюрализм, принципы организации государственной и муниципальной власти.

Вместе с тем в рамках конкретных избирательных правоотношений их главным объектом необходимо рассматривать воспроизводство власти народа посредством демократических, свободных, периодических и нефальсифицированных выборов. Без решения вопроса о власти избирательные отношения утрачивают смысл, теряют целевую направленность, становятся безобъектными, а права и обязанности их участников лишаются практического предназначения *(17).

Рассматривая воспроизводство власти в качестве генерального объекта избирательных правоотношений, нельзя игнорировать то, что, взятые в отдельности, они могут иметь обособленные объекты.

Объекты избирательных правоотношений являются необходимым элементом их внутренней структуры, придают избирательным правам граждан и их гарантиям предметную осмысленность, увязывают с реальными социально-политическими процессами. Именно объекты сводят воедино субъективные права и юридические обязанности участников избирательных правоотношений, а влияние на них в рамках, предусмотренных избирательным законодательством, предопределяет деятельность субъектов избирательного процесса.

Таким образом, общим объектом всего комплекса избирательных правоотношений является публичная власть *(18). Конкретными объектами отдельных избирательных правоотношений выступают избирательные действия. Их последовательное выполнение и образует содержание избирательного процесса, понимаемого как развернутая во времени и пространстве упорядоченная совокупность политических, административных, финансовых, информационных правоотношений, в юридических рамках которых и через которые реализуется политическая правосубъектность граждан, и шире – конституционная преемственность и легитимность выборных институтов государственной власти и местного самоуправления.

Классификация избирательных правоотношений

Обладая единством специфических признаков и имея схожую внутреннюю структуру, избирательные правоотношения вместе с тем проявляются вовне в различных вариантах, выполняют различные функции в механизме правового регулирования выборов. С этой точки зрения существенный интерес представляет вопрос об их классификации. Типология избирательных правоотношений возможна по различным основаниям и позволяет лучше уяснить их роль в обеспечении реализации избирательных прав граждан.

Читайте также:
Можно ли и как снять наличными деньги с КИВИ-кошелька

Наиболее традиционным в юридической науке является деление правоотношений на регулятивные и охранительные. Под этим углом зрения регулятивные избирательные правоотношения опосредуют правомерное поведение их участников по осуществлению предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, задают параметры позитивного развития организации и проведения выборов. Охранительные правоотношения носят вторичный характер по отношению к регулятивным избирательным правовым отношениям. Они возникают в тех случаях, когда нарушается нормальное течение регулятивных избирательных отношений, а основным их назначением служит ответная реакция со стороны государства, его органов и должностных лиц на ущемление избирательных прав граждан, нарушение установленных процедур их реализации. Благодаря охранительным правоотношениям разрешаются избирательные споры между различными участниками избирательных кампаний, применяются меры юридической ответственности к лицам, виновным в нарушении избирательных прав граждан и воспрепятствовании работе избирательных комиссий, их членов.

В совокупности регулятивные и охранительные отношения достаточно полно раскрывают картину правового опосредования осуществления и защиты избирательных прав граждан. Наряду с ними представляется целесообразным выделять и правотворческие избирательные правоотношения, специфика которых выражается прежде всего в том, что они выступают средством создания (изменения, отмены) самих норм права и в них реализуется государственный интерес, связанный с потребностями правового урегулирования общественных отношении *(19). Исходя из этого существование правотворческих избирательных правоотношений обусловлено наделением избирательных комиссий полномочиями по изданию нормативных правовых актов подзаконного характера, влияющих на материальное, информационное, финансовое и иное обеспечение выборов. И хотя нормативность таких актов иногда подвергается определенному сомнению, нельзя не признать, что они выполняют вспомогательную роль в правовом регулировании избирательных действий, совершаемых избирательными комиссиями и их членами, в интересах реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Заметим в связи с этим, что наличие среди избирательных правоотношений (хотя и в ограниченных пределах) такого их вида, как правотворческие отношения, решительным образом отличает их наряду с государственными и административными правоотношениями от иных видов правовых отношений *(20).

В избирательных правоотношениях можно различать также материальные и процессуальные (процедурные). Если материальные отношения непосредственно обеспечивают реализацию избирательных прав российских граждан, которыми они наделены как единственные носители власти народа, то процессуальные избирательные отношения возникают в связи с соблюдением юридических процедур осуществления прав и обязанностей участников выборов. Несмотря на то что процессуальные отношения производны от материальных, они занимают доминирующее положение в общей системе избирательных правоотношений. Обусловлено это тем, что материальные отношения не могут иметь места без их опосредования соответствующими процессуальными формами организации и проведения выборов.

Преобладание процессуальных отношений является одной из отличительных особенностей избирательных правоотношений. Их высокое процентное соотношение находит отражение на всех стадиях и этапах организации и проведения выборов. Вместе с тем не следует преувеличивать их значения, поскольку они неразрывно связаны с материальными избирательными правоотношениями и выполняют по отношению к ним ярко выраженную обеспечительную функцию.

Принципиальное значение имеет также типологизация избирательных отношений в зависимости от их роли в пространственно-временном обеспечении избирательных прав граждан. По этому критерию они могут быть подразделены на отношения, связанные с организацией и проведением выборов, и отношения, опосредующие реализацию избирательных прав граждан в межвыборный период. Если первый вид этих отношений находится постоянно в поле зрения исследователей, то избирательные отношения в межвыборный период нередко просто игнорируются, что, на первый взгляд, может выглядеть вполне естественно.

Представляется, однако, что отрицание существования избирательных отношений в межвыборный период не учитывает того факта, что лежащие в основе избирательных отношений конституционные права граждан опосредуют коренные, принципиальные отношения и связи между обществом и его членами, государством и его гражданами. Поэтому, будучи реализованными во время выборов в рамках соответствующих избирательных правоотношений, они не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Именно этот механизм и находит конкретное отражение в избирательных правоотношениях, сопутствующих соблюдению и защите избирательных прав граждан в межвыборный период.

К числу таких отношений можно отнести разнообразные юридические связи, которые возникают в межвыборный период и направлены на регистрацию избирателей, функционирование системы ГАС “Выборы”, правовое обучение избирателей и организаторов выборов, предотвращение нарушений избирательных прав граждан, своевременное назначение и проведение выборов. Эти избирательные отношения гармонично дополняют непосредственный процесс организации и проведения выборов, обеспечивают стабильный характер осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В совокупности избирательные правоотношения, которые могут быть классифицированы и по другим основаниям, образуют основную “несущую конструкцию” механизма правового регулирования избирательных прав граждан и процесса их реализации. Именно через них существует и развивается правовая модель российской избирательной системы, осваиваются и применяются на практике ее различные модификации, обеспечивается непосредственное претворение в жизнь требований избирательного законодательства.

Ссылка на основную публикацию