Жалоба после проверки

Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм (проверяются наличие контрольно-кассовых аппаратов, прейскурантов на товар, правильность оформления ценников, наличие медкнижек у работников, соответствие закону торговой точки (метраж, размеры дверных и оконных проемов, освещение, вентиляция, наличие предусмотренных выходов), качество товаров, соблюдение правил товарного соседства, маркировка и температура хранения товаров, выполнение требований по фасовке товара, наличие договоров на вывоз мусора и дезинфекцию и многое другое).
  • Соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
  • Соблюдение правил продажи определенных видов товаров, оказания услуг, выполнения работ (проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений в отношении товаров, реализация которых требует получения таких заключений (пищевые продукты, детские товары, косметика и парфюм, текстильные изделия, издательская продукция и пр.), наличие сертификатов и деклараций о соответствии в отношении отдельных категорий товаров (топливо, некоторые приборы, оборудование, инструменты).
  • Соблюдение иных нормативных требований (правильность размещения рекламных вывесок, наличие знаков информационной продукции, обеспечивающих информационную безопасности детей и др.).

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт “Советы экспертов. Проверки, налоги, право” .

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности каждые три года. Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок”).

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (статьи 6.3, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ).

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспекторы ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Читайте также:  Образец жалобы на действия (бездействие) администрации города

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

О порядке проведения проверок по обращениям потребителей

В Управление Роспотребнадзора по Калининградской области (далее – Управление) поступают обращения граждан, в том числе, посредством электронной почты. Основная часть таких обращений – это жалобы на нарушения недобросовестными продавцами и исполнителями возмездных услуг законодательства в сфере защиты прав потребителей. Как правило потребители просят Управление оказать содействие в возврате денег за некачественный товар или услуги, а также выражают просьбу провести проверку и принять меры административного реагирования к хозяйствующим субъектам, нарушающим права потребителей.

В этой связи, Управление обращает внимание на изменения законодательства по порядку проведения проверок по обращениям граждан, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определен обязательный претензионный порядок защиты прав потребителей.

Это означает, что основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей при обязательном условии, что потребитель до обращения в надзорный орган обратился за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и это обращение не было рассмотрено либо требования потребителя не были удовлетворены.

В этой связи в жалобе, направляемой в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области следует указать на соблюдение претензионного порядка и приложить к обращению документы, подтверждающие взаимоотношения с субъектом предпринимательской деятельности (договор, чеки, квитанции и пр.) и копию претензии, направленную в адрес хозяйствующего субъекта с подтверждением ее вручения или отправки по почте, ответ на претензию и т. п.)

Обращения, содержащие такие сведения по действующему законодательству являются основанием для контрольно-надзорных мероприятий.

Потребители часто спрашивают: как правильно составить претензию?

Претензия оформляется в произвольной форме, в ней необходимо указать на допущенные нарушения и заявить требования, соответствующие нормам Закона РФ «О защите прав потребителей», и сроки их исполнения. В тексте лучше сослаться на конкретные статьи закона (напр. ст.ст. 14, 18, 28, 29 ЗОЗПП и др.).

Претензия вручается продавцу (исполнителю) лично, либо направляется по почте (в том числе и электронной). Для подтверждения соблюдения претензионного порядка важно получить подтверждение направления претензии. Поэтому при личном вручении претензии на втором экземпляре, который остается у потребителя, ставится отметка о принятии с ФИО и подписью сотрудника ее принявшего, а также датой. По почте претензия отправляется письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если претензии направляются по электронной почте через специально предусмотренный сервис на сайте продавца (если такой есть) или на указанный им адрес электронной почты, в этом случае следует иметь подтверждение от продавца о том, что претензия получена, например, ответ с официального адреса. Если такого подтверждения нет, то лучше подстраховаться и отправить претензию почтой. Адрес продавца, если он неизвестен, можно найти на сайте egrul.nalog.ru по ИНН, наименованию юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя.

Важно знать, что изменения касаются только потребительских споров и не распространяются на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью.

Кроме того, обращаем внимание: вступающие в законную силу изменения предусматривают, что обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены с использованием средств информационно-коммуникативных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Руководству компании надо жить дружно со своими работниками. Ведь самые «обидчивые» из них могут и пожаловаться на работодателя «куда следует». И даже если работник ошибется с выбором инстанции, его жалобу перенаправят в те органы, которые имеют полномочия по его вопросу. Жалобы могут быть на что угодно. Мы сузим тему и поговорим о задержке выплаты зарплаты или пособий и о зарплате «в конверте». Каковы последствия таких жалоб для организации? Возможны ли проверки по наводке?

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

ВНИМАНИЕ

Позиция контролирующих органов: компенсацию за задержку зарплаты нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыл Но судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщико

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок сумм Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причин

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» — нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: сайт Генпрокуратуры → Взаимодействие со СМИ → Архив новостей от 23 июля 2014

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалоб Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запрос

Прокуратура также может провести проверку на территории предприяти Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетс

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

Достаточно одного звонка работника — и представители прокуратуры или другого органа будут у вас с проверкой

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организаци Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушени И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орга Дела по вопросам нарушения законодательства о труд рассматриваются государственными инспекторами труд а также судам

За нарушение трудового законодательства грозит штра

  • для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 1000 до 5000 руб.

Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановлени то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

Если же это повторное аналогичное нарушени то по таким делам трудинспекторы составляют протокол а рассматривают эти дела судь

Требования прокурора, вытекающие из его полномочи подлежат безусловному исполнению в установленный Умышленное их невыполнение грозит штрафо

  • организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способо Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетс Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражда Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуро

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целево

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работнико

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Невыполнение в установленный срок предписания госоргана об устранении нарушений влечет штра

  • для организаций — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
Читайте также:  Частная жалоба на определение суда апелляционной инстанции

С 1 января 2015 г. штраф за невыполнение предписания трудинспекции состави

  • для организаций — от 100 000 до 200 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 30 000 до 50 000 руб.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушени Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой — минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверко Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставя То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организаци Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательств

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Бывший сотрудник пожаловался на нас в трудинспекцию. Инспекция вызывает к себе с «зарплатными» документами. Зарплату мы выплачиваем своевременно, но беда в том, что не всегда работники расписываются в ведомостях. То есть при проверке нас заставят выплачивать суммы, которые не подтверждены подписями. Да еще и оштрафуют.
Мне советуют вот что. Если бывший сотрудник готов отказаться от жалобы за энную сумму, то лучше договориться с таким «шантажистом», чем встречаться с трудинспектором. Ведь проверка отнимает немало времени и нерво

Светлана,
главный бухгалтер, Московская обл.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислени а также начислить ей

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснял что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить нало Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штра

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работник Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов —

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ ФСС РФ имеет прав проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверк

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страховани проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверо

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

  • доплатить неправильно выплаченное пособие;
  • отразить расходы в расчетной ведомости по ФСС за период, в котором будет произведена доплат При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штра При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании

От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только боязни нахождения ошибок, но и огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

Простыми словами: Как обжаловать результаты ведомственных проверок

Оглавление

  • Какими бывают проверки?
  • Что делать, если проверку провели с нарушениями?
  • Как оформить жалобу?
  • Что делать, если срок обжалования истек?
  • Как обжаловать в досудебном порядке?
  • Как обжаловать в судебном порядке?

Новости о том, что контрольно-надзорные ведомства кого-нибудь штрафуют или закрывают, появляются каждый день. Уже не первый год в России происходит переход на риск-ориентированный подход, а значит все предприятия, от деятельности которых зависят жизнь и здоровье людей, проверяются в первую очередь – пищевые производства не исключение (подробнее можно почитать тут).

Milknews решил выяснить, как можно оспорить результаты ведомственных проверок и написал краткую инструкцию для тех, кто еще не сталкивался с административными штрафами и приостановкой производства.

Какими бывают проверки?

По статистике Картотеки арбитражных дел, с 1 января 2018 года было подано 145 исков об обжаловании итогов проверок Россельхознадзора. Роспотребнадзор, в свою очередь, стал ответчиком по 700 делам в арбитражном суде – однако нужно понимать, что в ведении этой службы находятся не только пищевые производства, а всё, что относится к потребителям – будь то торговые сети или рестораны.

Проверки у Россельхознадзора и Роспотребнадзора бывают двух видов по частоте и двух видов по характеру – плановые и внеплановые, документальные и выездные.

У Роспотребнадзора плановые проверки проводятся не чаще раз в три года, у РСХН – каждые два. Внеплановые проходят, как следует из названия, внезапно, но не без предупреждения – служба должна оповестить о грядущей проверке за сутки. У проверки такого характера должна быть объективная причина, например, Роспотребнадзор приходит с внеплановой проверкой по истечении срока предписания или при поступлении жалоб со стороны потребителей или госорганов. Внеочередная инспекция согласуется с прокуратурой, на нее нужно особое разрешение.

Документальный надзор не требует посещения предприятия, служба требует предоставления определенного перечня информации. При выездной инспекции проверяется не только документация, но и условия деятельности, выпускаемая продукция и оборудование. В конце любой проверки инспектор должен поставить отметку в журнале учета и оформить акт.

Ведомства обладают широкими полномочиями, и могут использовать ряд мер воздействия: это административный штраф, предписание, временный запрет деятельности предприятия или иск в суд по вопросу о запрете на предпринимательскую деятельность.

Дело об административном правонарушении возбуждается по главам 24-29 КоАП РФ, предпринимателя вызывают в территориальное отделение и выписывают штраф.
В случае с выдачей предписания, нарушителю выдают документ с указанием на исправление нарушений в установленный срок. Временный запрет накладывается в целях обеспечения административного производства и как только постановление вступит в силу, временный запрет снимается. А вот крайняя мера, иск о запрете на предпринимательскую деятельность, применяется к самым злостным нарушителям, не исполняющим полученные ранее предписания.

По словам Натальи Пантюхиной, генерального директора юридической компании «НП-Эдвайс», проверяющий приходит с тем, чтобы что-нибудь найти – для проверки нужно основание, будь то сообщение в СМИ либо жалоба бабушки на кислое молоко.

“По закону ведомства должны проводить проверки по сообщениям граждан.
Сейчас даже для плановой проверки должна быть причина – большинство контрольно-надзорных органов работают по чек-листам. Происходит градация бизнеса по фактору риска – обычный офис Роспотребнадзор скорее всего не будет проверять, а вот опасные или пищевые производства еще как будет”.

Что делать, если проверку провели с нарушениями?

Свое несогласие с результатами проверки или замеченные нарушения при ее проведении можно выразить в виде жалобы, а затем решать вопрос в досудебном или судебном порядке. Естественно, заявление должно содержать четкие указания на нарушения – например, применение недействующих норм при проверке или неправильное толкование законодательства инспектором в ходе проверки. В ФЗ №294 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” четко прописан перечень ошибок со стороны органов, которые можно обжаловать.
Юридические лицо может обжаловать постановление в арбитражном суде, в соответствии с ст.30.1 КоАП РФ. Действия ведомства обжалуются по Кодексу административного производства.

Наталья Пантюхина рассказала Milknews, как работает обжалование ведомственного акта: “По результатам проверки в обязательном порядке составляется акт, в нем написано, что проверяющие нашли, либо не нашли на предприятии. В акте перечислены все нарушения, будь то немытые полы или просроченная продукция. Акт подписывают не только проверяющие, там есть место для объяснений со стороны проверяемого, компания уже на этом этапе имеет право написать оправдательное письмо. Можно написать и в самом акте, если там есть место, можно направить дополнительным письмом.

Это – первый барьер, когда можно защититься от проверяющих. Вопрос можно решить на месте, важно отметить, что это правовой способ решения, а не “в конверте”. Если вы можете на месте объяснить то, что инспекторы считают нарушением, сослаться на правила и нормы, то мер административной ответственности к вам применять не будут”.

Типичными нарушениями, по словам юриста, являются случаи, когда проверяемого не уведомили о проверке, либо уведомили не в срок, либо пришли другие проверяющие, либо если они не показали приказ о проведении проверки – всё это может стать достаточным основанием для отмены акта о проверке.

Как оформить жалобу?

Если вы считаете, что проверка была проведена с нарушениями, либо вы уверены, что ее результаты не соответствуют действительности, в ведомство можно направить жалобу, чтобы оспорить вынесенное решение. Обжалование в РСХН и РСПН проходит по одному сценарию, и требования к ним одни и те же. Конкретных требований к содержанию жалобы действующее законодательство (ФЗ № 294-ФЗ и Административные регламенты соответствующих ведомств) не содержит. На практике жалоба оформляется письменно и составляется в свободной форме.

Читайте также:  Жалоба в Трудовую инспекцию: как написать и подать жалобу

Кроме указания всей необходимой информации при составлении жалобы нужно указать конкретные факты нарушений, даты их совершения, а также действия, предпринятые в связи с этим со стороны проверяемого (например, сопутствующие обращения с какими-либо заявлениями, ходатайствами). Также следует указать реквизиты полученных предписаний, постановлений и прочих документов, даты и обстоятельства получения этих документов.

Целесообразно составить жалобу в двух экземплярах, один оставить себе, а второй – отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, или лично отнести в канцелярию контролирующего органа. При этом, во втором случае необходимо обязательно проконтролировать, чтобы жалобу зарегистрировали и поставили на втором экземпляре входящий номер.

Что делать, если срок обжалования истек?

Для обжалования постановления нужно успеть отправить возражение в течение 10 дней со дня получения постановления. Если не успели, можно попробовать его восстановить – для этого необходимо составить письменное ходатайство и представить доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали возможность своевременной подачи жалобы – временная нетрудоспособность, содержание под стражей, командировка, форс-мажорные обстоятельства.

На практике организации восстановить пропущенные сроки довольно сложно, поскольку ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни временная нетрудоспособность штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно в том случае, если есть возможность представить доказательства возникновения особых обстоятельств. Например, подтвердит факт изъятия каких-либо документов сотрудниками контролирующего органа.

Если вам не ответили, то жалобу на бездействие контролирующего органа можно подать в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом решения.

Как обжаловать в досудебном порядке?

Административный порядок обжалования, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки документов. Однако, одним из недостатков этого варианта является то, что жалобу рассматривает одна из сторон конфликта, то есть заинтересованная сторона. По словам Пантюхиной, на практике такое обжалование довольно часто не приносит результата – обычно акт проверки признают недействительным только при особо грубых нарушениях, и чаще всего предприниматель просто дожидается вынесения постановления и обращается в суд.

Обжалование результатов проверок в досудебном порядке происходит в соответствии с главой V Административного регламента исполнения РСПН и такой же главой в регламенте исполнения РСХН.
Юридическое лицо, несогласное с “фактами, выводами или предложениями, изложенными в акте проверки” подает жалобу в территориальное управление в письменной форме. К жалобе можно приложить любые документы, свидетельствующие о нарушениях.
Предметом досудебного обжалования являются действия (либо бездействие) Управления Роспотребнадзора или его территориальных отделов.

  • Жалобу на отдел рассматривает руководитель Управления либо его заместители, жалобу на руководителя Управления рассматривает руководитель ведомства.
  • Стандартное время рассмотрения жалобы – 30 дней, но при наличии дополнительных документов, приложенных к жалобе, досудебное заявление могут рассматривать дольше.

По результатам рассмотрения досудебной жалобы ведомством могут приниматься следующие действия:

  1. Признание действий проверяющего незаконными, если они повлекли за собой нарушение прав проверяемого – в таком случае указываются способы устранения нарушений.
  2. Отмена результатов проверки, если она была проведена с грубыми нарушениями (установлены в части 2 ст. 20 ФЗ №294)
  3. Отказ, оставление жалобы без удовлетворения – если факта нарушения обнаружено не было.

Обжалование административных правонарушений осуществляется в соответствии с главой 30 КоАП. Жалоба для разбирательств в досудебном порядке подается в течение трех дней с момента получения постановления, для судебных – в течение десяти. Если срок истек, то по ходатайству рассматривающий жалобу может ее восстановить. Возможные варианты развития событий при обжаловании:

  1. Оставление постановления без изменения, а жалобы – без удовлетворения
  2. Изменение постановления (в лучшую сторону, т.е. штраф на сумму больше, чем до этого, на вас не наложат)
  3. Отмена постановления и прекращение производства по делу, если есть одно из обстоятельств, прописанных в статьях 2.9 (незначительное нарушение) и 24.5 КоАП (прочие обстоятельства), или если ведомство не предоставило доказательств со своей стороны
  4. Отмена постановления и возвращение дела на пересмотр судье/органу/должностному лицу, если были нарушены процессуальные требования
  5. Отмена постановления и направление дела на повторное рассмотрение, если оно было вынесено неправомочным должностным лицом

Таким образом, по итогам жалобы в досудебном порядке действия инспектора могут признать незаконными и отменить результаты проверки, если она проводилась с грубыми нарушениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

По словам Пантюхиной, результаты проверки можно обжаловать в вышестоящем органе – например, подавать заявление в территориальное управление, на руководителя ведомства. Делается это после проверки, если компания не хочет идти в суд, она пишет заявление по ФЗ-59 “О рассмотрении обращений граждан” и указывает, с чем не согласна. По обращению проводится еще одна проверка, если руководитель посчитает, что при первой проверке были допущены грубые нарушения, он может отменить выданный акт.

Юрист считает, что эта мера не так эффективна в сравнении с обжалованием в суде: “Я бы сразу пошла в суд – в случае с РСХН и РСПН жалобу на имя руководителя писать не обязательно, в отличие от налоговой, где нужно сначала пройти все инстанции, а потом уже подавать в суд. Чаще всего попытки оспорить – трата времени обеих сторон, если действительно грубых нарушений не было. Судя по ведомственной статистике, сами руководители довольно редко отменяют результаты проверок.
Акт – документ коллегиальный, проверку проводит комиссия, предположим, из трех человек, они составляют акт на основе того, что увидели на месте. Их руководитель не может отменить сам факт обнаружения нарушений, потому что он на месте не присутствовал, однако при обнаружении особо грубых нарушений акт могут признать недействительным” – заключает Пантюхина.

Как обжаловать в судебном порядке?

Если есть подозрения, что ведомство превысило свои полномочия в ходе контрольно-надзорных мероприятий, можно обратиться в суд в течение трех месяцев. В случае с судебной жалобой на административное правонарушение – она будет рассматриваться в арбитражном суде, подавать ее нужно в соответствии со статьями 30.2-30.8 КоАП. В суд можно обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий ведомства, если вы считаете, что были нарушены ваши предпринимательские права.

Важно помнить, что каждое постановление обжалуется отдельно. Например, если ведомство выносит предписание об устранении нарушений, а затем постановление о привлечении к ответственности за нарушения, например, законодательства о защите прав потребителей (в случае с Роспотребнадзором), но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (то есть его сочли незначительным), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требует исполнения. Получается, что акт проверки или предписание об устранении нарушений всегда должны быть обжалованы отдельно (в любом порядке, хоть судебном, хоть досудебном). Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Наталья Пантюхина считает, что если проверяющие говорят, что они в своей правоте уверены, способ решить вопрос только один – идти в суд.
“Штраф или ограничения накладываются актом, поэтому суть иска заключается в заявлении о том, что проверка с актом были составлены незаконно, либо в том, что инспекторы превышали свои полномочия. Таким образом, самый быстрый способ – написать возражения в акте, либо суд. Важно помнить, что суд с органами власти – перспектива минимум на полгода. По статистике число успешных исков сказать сложно, потому что многое зависит от конкретной ситуации – по ощущениям, успешна примерно половина исков” – заключает эксперт.
Автор: Артем Фальчев

Жалоба в Федеральную налоговую службу. Редко, но метко.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

С введением института обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщик уже привык к тому, что до направления заявление в суд, необходимо подготовить соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Применительно к обжалованию решений можно сказать, что в сознании рядового налогоплательщика сформировалось представление о том, что вышестоящими налоговыми органами могут быть только Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Данные представления основаны и на текстах решений налоговых инспекций, в которых разъясняется право налогоплательщика обжаловать указанное решение в конкретное управление.

Вместе с тем, вышестоящим по отношению к любому налоговому органу городского, районного или межрайонного уровня (далее – ИФНС), а равно по отношению к Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее – УФНС) является Федеральная налоговая служба, то есть ее центральный аппарат.

Таким образом, налогоплательщик вправе последовательно обжаловать неустраивающее его решение налогового органа низового уровня в УФНС и далее – в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС России).

К подаче жалобы в ФНС России применимы все правила, установленные ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касающиеся сроков подачи жалобы и ее рассмотрения.

Ниже рассмотрим два случая исчисления сроков в зависимости от того, было ли решение нижестоящего налогового органа обжаловано в УФНС в апелляционном порядке или нет.

Допустим, что налогоплательщик пропустил десятидневный срок обжалования решения в УФНС, тогда вступившее в силу решение налогового органа по усмотрению заинтересованного в обжаловании лица можно обжаловать в течение одного года в УФНС или ФНС либо также в годичный срок написать жалобу в УФНС, дождаться ответа на нее и не позднее трех месяцев обжаловать данный ответ в ФНС России.

Если же налогоплательщик воспользовался правом апелляционного обжалования, то вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа и решение УФНС по жалобе, которым было утверждено решение ИФНС, могут быть обжалованы в трехмесячный срок в ФНС России.

Срок рассмотрения обращения налогоплательщика в ФНС России составляет один месяц со дня регистрации соответствующего обращения и может быть продлен еще на 15 дней в случае необходимости запроса документов от ИФНС.

Жалобу налогоплательщику следует подавать непосредственно в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23). Для контроля срока получения жалобы ФНС России мы рекомендуем направлять жалобу с уведомлением о вручении либо отлеживать движение регистрируемого почтового отправления с помощью сервиса сайта www.russianpost.ru.

О результатах рассмотрения жалобы налогоплательщика можно узнать, получив входящий номер в экспедиции ФНС России – подразделении, отвечающим за прием и регистрацию обращений, и затем обратившись в соответствующий отдел, которому поручено подготовка ответа на обращение.

Стоит обратить внимание на то, что ФНС России по телефону не сообщает налогоплательщику, удовлетворена его жалоба или нет, ограничиваясь указанием даты направления ответа в адрес обратившегося. Данное «молчание» ФНС можно, как правило, преодолеть, сделав звонок в отдел досудебного аудита соответствующего УФНС, до которых центральный аппарат доводит информацию по жалобам в оперативном порядке с использованием электронной почты. По крайне мере так дела обстоят в Свердловской области.

Теперь о выгодах обжалования решений в ФНС России на примере одного из дел, в котором принимали участие специалисты нашей компании.

Налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки были начислены налоги, пени и штрафы. Представление индивидуальным предпринимателем возражений привело к назначению дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проверки информации налогоплательщика и подтверждения первоначальных выводов ИФНС.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий налоговый орган направил предпринимателю уведомление о назначении места, времени и даты рассмотрения материалов проверки (с учетом дополнительно полученных сведений). Посчитав, что налогоплательщик был надлежаще уведомлен, ИФНС вынесло решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в УФНС, а затем, когда УФНС полностью в своем решении поддержало нижестоящий налоговый орган, и в ФНС России.

Как было уставлено в ходе рассмотрения жалоб, уведомление налогоплательщику, во-первых, вручено не было, а, во-вторых, было подписано не начальником или заместителем начальника налогового органа, а инспектором, проводившим проверку. Что интересно, указанные нарушения порядка рассмотрения материалов налоговой проверки были оценены УФНС как несущественные и не влекущие автоматическую отмену решения нижестоящего налогового органа, тогда как, по мнению ФНС России, допущенные ИФНС отступления от установленной Налоговым кодексом процедуры настолько серьезны, что решение налогового органа, а также решение УФНС по апелляционной жалобе следует признать незаконными в полном объеме и отменить.

Иными словами, несмотря на желание УФНС всеми способами сохранить честь мундира, закрыв глаза на явные нарушения нижестоящего налогового органа, центральный аппарат ФНС России все же имеет в определенных случаях смелость рассмотреть дело объективно, чем необходимо пользоваться каждому налогоплательщику, настроенному на свою активную защиту.

Ссылка на основную публикацию